Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 03:57, курсовая работа
Цель работы: теоретически изучить основные характеристики МФКИ, особенности их деятельности, проанализировать перспективы дальнейшего развития и определить пути усовершенствования, рассмотреть аспекты взаимодействия МФКИ с РБ.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность, принципы и функции МФКИ;
- проследить особенности функционирования МФКИ мирового и регионального значения;
- выявить проблемы и перспективы взаимодействия МФКИ с РБ.
Всемирный банк (ВБ) - это многосторонне кредитное учреждение, состоящее из тесно связанных между собой организаций, входящих в систему ООН. Общей целью организаций, входящих во Всемирный банк, является оказание финансовой помощи развивающимся странам за счет развитых стран. При этом приоритетными для него являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру.
В
процессе своего развития Всемирный
банк претерпевал различные
Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.
В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации: Международный банк реконструкции и развития и Международная ассоциация развития. В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации: Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка. Рассмотрим их по отдельности.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.
В отличие от МВФ, который может предоставлять все виды финансирования любым странам-участницам, Банк обслуживает только развивающиеся страны, содействуя их долгосрочному росту, исходя исключительно из экономических, а не политических соображений. Банк имеет самый высокий инвестиционный рейтинг на рынке капитала и является более мощной организацией, чем другие подобные учреждения, даже по сравнению с МВФ.
Основные цели Банка:
Основные принципы деятельности Банка:
Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны.
Членами МБРР на данный момент являются 184 страны, т.е. почти все страны мира, а лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии. Капитал МБРР составляет приблизительно 200 млрд долл.
Высшим органом правления МБРР является Совет управляющих, функционирование которого включает: определение политики банка, приём новых членов, принятие решений о размерах уставного фонда банка, распределение чистого дохода.
Исполнительный орган Банка - Директорат, состоящий из 24 директоров-распорядителей, из которых 5 назначаются странами-членами с наибольшим числом акций, а 19 - избираются управляющими из числа представителей остальных стран-членов. Директорат избирает президента Банка, который осуществляет оперативное руководство его деятельностью и отвечает за штат служащих. Директорат в своей работе использует данные пяти комитетов:
• совместный аудиторский комитет;
• комитет по выработке регламента;
• комитет по вопросам кадровой политики;
• комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике;
• комитет по административным вопросам.
Членство в МБРР доступно любой стране - члену МВФ, если она проводит независимую внешнюю политику и готова соблюдать права и обязанности, налагаемые Уставом МБРР. Жесткая увязка Устава МБРР с членством в МВФ объясняется тем, что страны - члены МБРР обязаны проводить валютную политику в соответствии с положениями Устава МВФ. Исключение из одного финансового учреждения влечет за собой исключение из другого [6].
Ресурсы МБРР образуются из собственного (акционерного) капитала, привлеченных средств и нераспределенной прибыли от произведенных операций. Страны - члены МБРР подписываются на акции Банка согласно выделенной им квоте, приблизительно равной квоте в МВФ, формируя таким образом его уставный капитал. Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.
Одним из основных направлений деятельности банка является предоставление странам-членам технической помощи и консультаций. Для этой цели банк посылает большую комиссию в страну для изучения ее потребностей и подготовки рекомендаций. Постоянные эксперты банка оказывают помощь правительствам в осуществлении программ экономического развития. В планировании и осуществлении программ банк нередко сотрудничает с различными агентствами ООН. Банк действует и как посредник в международных спорах.
Все ссуды предоставляются на коммерческих условиях. Ставки процента по ссудам основаны на текущей рыночной ставке по облигациям банка с таким же сроком погашения. МБРР имеет рейтинг института с исключительно низким кредитным риском, что позволяет ему получать ссуды на лучших условиях, чем могли бы получить многие страны-члены при прямых заимствованиях на рынке.
Банк предоставляет среднесрочные и долгосрочные займы правительствам входящих в него стран или частным организациям под гарантию правительств и контролирует их использование. МБРР выделяет займы развивающимся странам под процентную ставку, которая меняется каждые полгода. Займы предоставляются на 15-20 лет с отсрочкой платежа по основной сумме займа от 3 до 5 лет. Страны обязаны выполнять рекомендации Банка и предоставлять ему отчеты об использовании займов и другую информацию. МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран - членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты. Также деятельность МБРР состоится в рамках следующих программ: борьба с бедностью и экономическое управление; социальное развитие и экология; финансы, частный сектор, инфраструктура; развитие человеческого потенциала.
Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры, энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка.
В
последние годы МБРР занимается также
проблемой урегулирования внешнего
долга развивающихся стран: 1/3 кредитов
он выдает в форме так называемого
совместного финансирования. Банк предоставляет
структурные кредиты для
Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960г. с целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам. Именно через МАР МБРР получил возможность значительно расширить свое влияние на развивающиеся страны. Формально Ассоциация независима от МБРР, т.к. у неё есть свои Устав и финансовая база, но фактически она является фондом ресурсов, которым управляет МБРР, т.е. филиалом этой организации и часто осуществляет совместную с ним деятельность.
Структура MAP состоит из совета управляющих, исполнительного директората и президента. Состав совета управляющих и исполнительного директората тот же, что и у МБРР. Административную деятельность осуществляет по совместительству персонал МБРР. Президент МБРР является и президентом МАР, а исполнительные директора банка – исполнительными директорами MAP. Только управляющие банка, представляющие страны, избранные в члены MAP, могут управлять MAP. Членами МАР могут стать только члены МБРР [14,c.7].
Отличия между МАР и МБРР состоят в источниках приобретения средств кредитования и в условиях, на которых они предоставляют кредиты развитым странам. Так, МБРР большую часть своих средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и с более длительными сроками погашения, чем коммерческие банки. А МАР, в свою очередь, предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты за счет взносов стран-доноров. Средства MAP формируются за счет взносов (по подписке и добровольных) более богатых участников. Вдобавок к этому существуют специальные взносы отдельных членов, часть дохода МБРР, а также собственный накопленный доход MAP. Ассоциация предоставляет, как правило, беспроцентные кредиты (или с уплатой 0,75% годовых) на срок 30—40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют страны с ВВП на душу населения, не превышающим 835долл. [9].
На данный момент членами МАР являются 163 государства, причём страны разделены на две категории: к первой относятся экономически более развитые страны, ко второй - менее развитые. Страны первой категории - это Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кувейт, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Португалия, Российская Федерация, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, ЮАР, Япония.
Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран, укрепления там частного сектора. Имеет свой Устав и финансовые средства, но фактически является филиалом МБРР и специализированным учреждением системы ООН. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства, также она приобретает акции компаний.
Высшим органом правления МФК является Совет управляющих, членами которого по совместительству считаются представители стран, состоящие в совете управляющих МБРР. Акционерами МФК являются 175 стран, в том числе США (23,65 % голосов), Япония (5,87 %), Россия (3,39 %) [10].
Источниками финансирования ресурсов МФК являются взносы стран - членов МФК в соответствии с их подпиской на акции МФК; отчисления от прибыли МФК, получаемой за счет процентов с распределения займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходах от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с ценными бумагами; средств, привлеченных в виде займов; дотаций и кредитов МБРР. Основная масса ресурсов МФК также складывается из привлеченных с мирового рынка капиталов средств.
Кредиты МФК выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта в основных валютах, по фиксированным или меняющимся процентным ставкам, причём погашение займа производится в валюте предоставленного кредита.
Таким
образом, МФК содействует
Информация о работе Международные финансовые и кредитные институты и их деятельность в РБ