Международные финансовые и кредитные институты и их деятельность в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 03:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: теоретически изучить основные характеристики МФКИ, особенности их деятельности, проанализировать перспективы дальнейшего развития и определить пути усовершенствования, рассмотреть аспекты взаимодействия МФКИ с РБ.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность, принципы и функции МФКИ;
- проследить особенности функционирования МФКИ мирового и регионального значения;
- выявить проблемы и перспективы взаимодействия МФКИ с РБ.

Работа содержит 1 файл

Международные финансовые и кредитные институты и их деят-ть в рб.doc

— 337.00 Кб (Скачать)
  • Транс-афганский нефтепровод
  • Проект экстренной помощи при землетрясении и цунами в Индонезии
  • Региональная программа использования реки Меконг.
  • Стратегическое партнёрство частного сектора для борьбы с бедностью в Филиппинах [8].

  Таким образом, в мире насчитывается множество  международных финансово-кредитных  организаций, различных по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику. Ключевыми и наиболее универсальными из них являются МВФ, имеющий макроэкономическую политику, и Группа ВБ с его структурной политикой. Международный валютный фонд является контактной международной организацией, выполняющей, помимо прочих, функцию надзора за развитием международной экономики в целом и макроэкономики каждой из стран-участниц. Группа Всемирного банка состоит из 5 организаций: (МБРР), МАР, МФК, МАГИ и МЦУИС. Их главной задачей является предоставление кредитов развивающимся странам и странам с переходной экономикой для осуществления мер структурной политики, таких как реформы финансового сектора, поддержка рынка труда, улучшение окружающей среды и пр. Помимо них на международной арене имеются представители регионов: ЕБРР, МаБР, АфБР, АзБР, ЕИБ и др. Эти организации учитывают специфику отдельных стран и их экономик при организации своего функционирования. 

 

3 Деятельность МФКИ  в Республике Беларусь 

3.1 Характеристика деятельности МФКИ в РБ 
 

  Республика  Беларусь с 1992 года является членом следующих  международных финансовых организаций:

  1.Международного валютного фонда (МВФ); 
    2. Группы Всемирного банка, в том числе:

  • Международного банка реконструкции и развития (МБРР);
  • Международной финансовой корпорации (МФК);
  • Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ);
  • Международного центра по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР).

  3. Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР);

  Республика  Беларусь является членом 49 международных  организаций, финансовые вопросы членства в которых обеспечиваются Министерством финансов. Наиболее приоритетные направления взаимодействия рассмотрены ниже.

  Сотрудничество  с Международным  валютным фондом.

    Членство в МВФ является одним из определяющих факторов международного финансово-экономического сотрудничества Республики Беларусь. В рамках координационной работы по взаимодействию с МВФ Министерство финансов обеспечивает:

  1. Координацию работы республиканских  органов государственного управления  по проведению консультаций с  персоналом МВФ.

  МВФ проводит периодические консультации со всеми странами-членами, в ходе которых получает информацию об общем экономическом положении страны и ее экономической политике. Эти консультации также дают МВФ возможность рекомендовать правительствам стран-членов приемлемую для него экономическую политику.

  Основными направлениями развития взаимоотношений  с МВФ в 2007-2009 году являлись: выработка согласованных подходов к определению параметров социально-экономического развития Республики Беларусь; учет и практическое использование рекомендаций экспертов Фонда при разработке и реализации экономической политики, в частности, привлечение технической помощи. Совместно с экспертами МВФ продолжена работа по совершенствованию подходов к проведению бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, усилению эффективности использования ее инструментов, обеспечению финансовой стабильности, разработке и внедрению международных стандартов финансовой отчетности.

  Исполнительные  Директора отметили сравнительно устойчивые макроэкономические показатели развития Беларуси за последние годы, включая сохранение устойчивого роста ВВП и снижение инфляции. С положительной стороны был отмечен ряд направлений денежно-кредитной политики на 2008 год, планируемый переход к официальной жесткой фиксации курса белорусского рубля по отношению к доллару США, а также одобрен прогресс в области приватизации банков и дальнейшее укрепление Национальным банком Республики Беларусь системы надзора за финансовым сектором [4].

  Финансовые аспекты взаимодействия с МВФ: Республика Беларусь присоединилась к МВФ летом 1992 г. В следующем году страна получила 70 млн. СДР от МВФ в рамках механизма финансирования системных преобразований, и в 1995 г, по этой же линии было предоставлено еще 70 млн. В декабре 1995 года фондом было одобрено соглашение о резервном кредите на 196 млн. СДР, но Беларусь выбрала только первую его часть в размере 50 млн. СДР, так как МВФ приостановил выделение средств, посчитав, что республика не соблюдает целевые показатели и условия данной программы (срок действия соглашения о резервном кредите истек в сентябре 1996 года.) [5,с.62-63; 15,с.9].

  В феврале 2005 года Республика Беларусь полностью  погасила указанные кредиты МВФ.

  В октябре 2008г. Правительство Республики Беларусь обратилось в МВФ с просьбой о предоставлении кредита в размере 2 млрд долл. США. До конца 2008г. проводились совместные консультации по условиям предоставления кредита. Также была организована работа по смягчению позиций США и Европейского союза при проведении голосования на Совете Исполнительных директоров МВФ за предоставление кредита Беларуси.

  2. Координацию работы по оказанию  Министерству финансов технической  помощи по различным направлениям.

  В период с 21 по 31 января 2008г. в Министерстве финансов работала техническая миссия Международного валютного фонда по вопросам управления внешним государственным долгом, доступа к международным рынкам капиталов, стресс-тестированию, отчетам по финансовой стабильности, а также тенденциям в сфере кредитования и управления кредитным риском.

   3. Координацию работы в рамках некредитных программ МВФ.

  Республика  Беларусь подписала Статью VIII Статей Соглашения МВФ (отказ от ограничений  по текущим операциям платежного баланса), присоединилась к Специальным  стандартам распространения данных МВФ, активно сотрудничает по проектам по оценке соблюдения стандартов и кодексов, по оценке бюджетного и финансового секторов, по предотвращению легализации средств, полученных незаконным путем, и противодействию финансированию терроризма. Привлекается значительная техническая помощь в денежно-кредитной, валютной, бюджетно-налоговой областях, статистике.

  12 января 2009 года Исполнительный совет МВФ одобрил программу «стэнд-бай» для Республики Беларусь в объеме около 2,46 млрд. долларов США сроком на  15 месяцев (до апреля 2010 года).

  14 января Беларусь получила первый транш кредита Международного валютного фонда в размере 787,9 млн. долларов США.

  Полученные  средства зачислены в состав золотовалютных резервов страны и должны использоваться для поддержания курса национальной валюты.

  29 июня совет директоров МВФ  утвердил предоставление очередного  транша кредита в 679,2 млн. долларов США и увеличил в целом объем финансовой поддержки на 1 млрд. долларов США, до 3,52 млрд. долларов США.

  Беларусь  получила очередные транши кредита МВФ 2 июля 2009 года в размере 679,2 млн.долл., 21 декабря 2009 года на 688 млн. долларов

  26.03.10 МВФ одобрил выделение Беларуси последней транши кредита на сумму 670 миллионов долларов.

  В распространенном МВФ сообщении  заместитель директора-распорядителя МВФ Такатоши Като заявил, что белорусская экономика начинает выходить из кризиса. «Объем экспорта стабилизировался, снижение обменного курса рубля способствует повышению конкурентоспособности и доверию к национальной валюте среди населения», - отмечает один из руководителей МВФ.

  Вместе  с тем, Като отмечает, что Беларусь остается «уязвимой к внешним  потрясениям, требующей непрерывной  разумной макроэкономической политики». «Важно закрепить успехи этой стабильности в течение 2010 года. Однако стремление к неоправданно высоким темпам роста ВВП усилит давление на счет текущих операций и повысит уязвимость Беларуси к внешним потрясениям. Поэтому важно, чтобы цели властей были основаны на базе реалистичных предположений и согласованной программы», - отмечают в руководстве фонда.

  В МВФ полагают, что одним из ключевых факторов в 2010 году является разумная кредитная политика. Фонд поддерживает решение властей Беларуси на ограничение  кредитования в рамках государственных  программ [16].

  Сотрудничество  с группой Всемирного банка: за период членства страны Советом исполнительных директоров Всемирного банка были одобрены 4 программы по сотрудничеству с Беларусью (1993, 1997, 1999 и 2002гг.), а также ряд кредитных соглашений по конкретным проектам, в связи с чем в республику поступили следующие кредитные ресурсы:

  • Институциональный заем;
  • Реабилитационный заем;
  • Заем на развитие лесного хозяйства;
  • Заем на проект “Модернизация инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь”.

  В 2007 году сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком осуществлялось по следующим направлениям:

  • Реализация действующих и подготовка новых кредитных проектов.
  • Реализация проектов международной технической помощи.
  • Аналитическая и консультативная помощь.
  • Участие в управлении Банком.

  Основным  результатом работы стало утверждение 4 декабря 2007г. Советом исполнительных директоров Всемирного банка Стратегии сотрудничества с Республикой Беларусь на 2008-2011 годы, которая в целом соответствует национальным интересам и приоритетам социально-экономического развития Беларуси. Принятие данного документа позволит активизировать сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком, а также существенно увеличить объемы финансирования проектов для страны. Принятие Стратегии станет началом качественно нового этапа сотрудничества республики с банком и позволит в полной мере реализовывать мероприятия в рамках Директивы.

  В январе-марте 2008 года продолжилась реализация следующих проектов Всемирного банка:

  • Проект модернизации объектов социальной сферы;
  • Проект по реабилитации районов, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской АЭС [17].

  Исполнительный  совет Международного валютного  фонда 12 января 2009 г утвердил 15-месячную программу stand-by для Беларуси в размере 2,46 млрд долл, для поддержки усилий властей по смягчению влияния негативных шоков на экономику страны.

  8-го июня 2009 Беларусь подписала со Всемирным банком (ВБ) соглашение о кредите в 125 млн. долларов для проекта по энергоэффективности.

  22 октября 2009г. состоялись переговоры белорусской стороны с представителями Всемирного банка, в ходе которых были согласованы условия займа на 200 млн. долларов США.  Также был подписан итоговый протокол. В нем определено, что заем предоставляется Беларуси сроком на 16 лет с шестилетней отсрочкой уплаты основного долга.

  В конце ноября прошлого года (2009) Совет директоров ВБ рассмотрел вопрос о выделении Беларуси займа на цели развития. После одобрения займа Советом директоров и был подписан договор о предоставлении Беларуси этих средств.

  В 2010 году объем финансирования проектов Всемирного банка в Беларуси достигнет 260 млн. долларов. Эти средства пойдут на реализацию двух проектов. Первый проект касается обращения с бытовыми отходами, второй - займа на цели развития. «Главные цели займа - поддержка правительства в углублении структурных реформ в экономике, усилении системы социальной защиты населения, повышении роли частного бизнеса, совершенствовании финансовой дисциплины», - отметил Иван Велев. Постоянный представитель ВБ в Беларуси считает выделение этого займа значительным фактом, поскольку он «открывает новые территории для сотрудничества и предоставления в будущем финансирования на цели развития» [5,c.50-54;16].

     Республика Беларусь является членом ЕБРР с 1992 года. Сотрудничество с ЕБРР осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и ЕБРР от 19 февраля 1993г. и Страновой стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы, утвержденной Советом директоров ЕБРР в декабре 2006г.

  Принятая  банком Стратегия для Беларуси на 2006-2008 годы предусматривает сценарное  или ступенчатое финансирование в зависимости от выполнения республикой  критериев ЕБРР.

Информация о работе Международные финансовые и кредитные институты и их деятельность в РБ