Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 03:57, курсовая работа
Цель работы: теоретически изучить основные характеристики МФКИ, особенности их деятельности, проанализировать перспективы дальнейшего развития и определить пути усовершенствования, рассмотреть аспекты взаимодействия МФКИ с РБ.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность, принципы и функции МФКИ;
- проследить особенности функционирования МФКИ мирового и регионального значения;
- выявить проблемы и перспективы взаимодействия МФКИ с РБ.
В дальнейшем на практике данные группы функций раскрываются в зависимости от диапазона полномочий и инструментов каждого из МФКИ.
Для осуществления своих функций МФКИ широко используют современные технологии финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, привлекают специалистов и экспертов международной квалификации для разрешения противоречий, широко сотрудничают с международными аудиторскими фирмами.
Таким образом, роль международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций повышается в условиях интернационализации и глобализации хозяйственных связей. Они позволяют осуществлять эффективное регулирование в сфере валютно-кредитных отношений. Они служат средством налаживания экономических отношений между странами, причем эта функция неизменно усиливается. Возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных институтов в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам экономики отдельных стран и мировой экономики в целом. В их деятельности проявляются 2 тенденции, характерные для мировой экономики, - партнерство и противоречия стран.
2 Характеристика отдельных международных финансово-кредитных институтов
2.1 Международные финансово-кредитные институты мирового значения
Международные финансово-кредитные организации мирового значения включают в себя МВФ и Группу Всемирного банка.
Международный валютный фонд (International Monetary Fund, IMF) - международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН, является институциональной основой мировой валютной системы, центральным институтом среди всех международных финансовых организаций. Она предназначена для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
МВФ
был учрежден на международной валютно-
Цели создания и функционирования фонда официально зафиксированы в Статьях Соглашения, играющих роль устава МВФ. Так, согласно ст.I, к целям данной организации относят:
Из
многосторонних целей Фонда основной
задачей является создание валютных
резервов, из которых правительства
стран-членов могут заимствовать средства
для преодоления временных
Основные функции МВФ:
Капитал МВФ образуется за счет взносов государств — членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. — 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (на тот момент СДР = 1,2 долл. США), в 1999 г. капитал Фонда возрос до 212 млрд. СДР (297 млрд. долл.) в результате вступления в силу решения об увеличении общей суммы квот на 45%. Из этой суммы 62,8% принадлежало промышленно развитым странам (в том числе США — 17,5%, Японии-6,3%, Германии-6,1%, Великобритании-5,1%, Франции-5,1%, Италии- 3,3%,Канаде- 3,0%, 15 странам-участницам ЕС-15%). На январь 2008 года уставной капитал МВФ составлял около 217 млрд СДР [4].
Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% — развивающимся. Также в соответствии с квотами определяются: сумма подписки на капитал; возможности использования ресурсов Фонда; сумма получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении и т.д.
Кроме собственного капитала МВФ, согласно Уставу, для пополнения своих запасов валюты может использовать заёмные средства любой страны-члена, которые необходимы в связи с его операциями.
Структура МВФ. Для достижения своих целей МВФ располагает процедурой обязательных консультаций, крупными финансовыми ресурсами и механизмом принятия решений и мер воздействия. Эти институты реализуются через систему органов управления Фондом.
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем (обычно это министры финансов или руководители центральных банков). В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, ассигнование и аннулирование Специальных прав заимствования, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.
Решения утверждаются голосованием на основе квот каждой из страны. Особо важные решения требуют абсолютного большинства (85 %). Право голоса для каждого участника индивидуально и пересчитывается в зависимости от экономического потенциала страны. Наибольшими правами в МВФ владеют США (около 18 %), Германия и Япония (по 6 %), Великобритания и Франция (по 4 %). Квоты пересматриваются каждые пять лет.
Основные оперативные решения возложены на Исполнительный совет, Директорат. Этот орган руководит общими операциями Фонда: принимает решения о предоставлении кредитов, готовит ежегодные отчеты и осуществляет консультации со странами-членами. Директорат располагает общей суммой голосов избравших его стран с учетом их кредитовой и дебетовой позиций в Фонде. Количеством голосов, позволяющим блокировать наиболее важные решения, обладают и США, и страны ЕС, и все развивающиеся государства.
Исполнительный совет избирает директора-распорядителя, который становится председателем Совета управляющих, возглавляет управленческий персонал. Директор-распорядитель управляет текущими делами Фонда, организует его работу, назначает и увольняет служащих. В настоящее время этот пост занимает Родриго Фигаредо [5,c.54].
Основные механизмы кредитования определяют деятельность МВФ как главного мирового кредитора. К ним относятся:
1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении МВФ национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ. Государство может в любой момент совершить покупку в пределах всей своей резервной доли при выполнении важного условия: если у него имеется потребность финансирования дефицита платёжного баланса.
2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.
3. Механизм стэнд-бай (Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) –соглашения, гарантирующие стране-члену, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности( от 1 до 2 лет) при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Период возврата полученной суммы от 3 до 5 лет с момента получения. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах.
4.
Механизм расширенного
В целях расширения кредитных возможностей МВФ в его рамках действуют также специальные системы кредитования, различающиеся по целям, условиям и размерам кредита. Среди них:
Таким образом, особенности деятельности МВФ во многом зависят от внешних условий функционирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений. Его роль многие исследователи определяют как «кредитор в последней инстанции», т.к. именно ресурсы МВФ являются самыми востребованными в периоды экономической нестабильности, и именно на его заключения о кредитной ситуации во многих странах ориентируются международные инвесторы. Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков. МВФ также определяет роль и значение всех МФКИ в мировом сообществе. Этими факторами определяется как позитивное, так и негативное влияние Фонда на деятельность мировых финансовых субъектов.
Информация о работе Международные финансовые и кредитные институты и их деятельность в РБ