Международные финансовые и кредитные институты и их деятельность в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 03:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: теоретически изучить основные характеристики МФКИ, особенности их деятельности, проанализировать перспективы дальнейшего развития и определить пути усовершенствования, рассмотреть аспекты взаимодействия МФКИ с РБ.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность, принципы и функции МФКИ;
- проследить особенности функционирования МФКИ мирового и регионального значения;
- выявить проблемы и перспективы взаимодействия МФКИ с РБ.

Работа содержит 1 файл

Международные финансовые и кредитные институты и их деят-ть в рб.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

  В дальнейшем на практике данные группы функций раскрываются в зависимости  от диапазона полномочий и инструментов каждого из МФКИ.

  Для осуществления своих функций  МФКИ широко используют современные технологии финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, привлекают специалистов и экспертов международной квалификации для разрешения противоречий, широко сотрудничают с международными аудиторскими фирмами.

  Таким образом, роль международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций повышается в условиях интернационализации и глобализации хозяйственных связей. Они позволяют осуществлять эффективное регулирование в сфере валютно-кредитных отношений. Они служат средством налаживания экономических отношений между странами, причем эта функция неизменно усиливается. Возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных институтов в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам экономики отдельных стран и мировой экономики в целом. В их деятельности проявляются 2 тенденции, характерные для мировой экономики, - партнерство и противоречия стран.

 

2 Характеристика отдельных международных финансово-кредитных институтов

2.1 Международные финансово-кредитные институты мирового значения

  Международные финансово-кредитные организации мирового значения включают в себя МВФ и Группу Всемирного банка.

  Международный валютный фонд (International Monetary Fund, IMF) - международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН, является институциональной основой мировой валютной системы, центральным институтом среди всех международных финансовых организаций. Она предназначена для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

  МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделения — в Париже, Женеве, Токио и при ООН в Нью-Йорке. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария. На данный момент членами организации является 186 стран. Членство в МВФ открыто для любой страны,  способной и готовой выполнять связанные с ним обязательства.

  Цели  создания и функционирования фонда  официально зафиксированы в Статьях Соглашения, играющих роль устава МВФ. Так, согласно ст.I, к целям данной организации относят:

  1. развитие международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере;
  2. содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  3. обеспечение стабильности валют, поддержание упорядоченных отношений валютной области среди государств-членов и не допущение обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ;
  4. оказание помощи в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  5. предоставление временно государствам-членам средств в иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах [3,c.423].

  Из  многосторонних целей Фонда основной задачей является создание валютных резервов, из которых правительства  стран-членов могут заимствовать средства для преодоления временных нарушений  платежного баланса и предотвращения диспропорций в мировой экономике. 

  Основные  функции МВФ:

  1. содействие международному сотрудничеству в денежной политике;
  2. расширение мировой торговли;
  3. кредитование;
  4. стабилизация денежных обменных курсов;
  5. консультирование стран дебиторов;
  6. разработка стандартов международной финансовой статистики;
  7. сбор и публикация международной финансовой статистики.

   Капитал МВФ образуется за счет взносов государств — членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. — 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (на тот момент СДР = 1,2 долл. США), в 1999 г. капитал Фонда возрос до 212 млрд. СДР (297 млрд. долл.) в результате вступления в силу решения об увеличении общей суммы квот на 45%. Из этой суммы 62,8% принадлежало промышленно развитым странам (в том числе США — 17,5%, Японии-6,3%, Германии-6,1%, Великобритании-5,1%, Франции-5,1%, Италии- 3,3%,Канаде- 3,0%, 15 странам-участницам ЕС-15%). На январь 2008 года уставной капитал МВФ составлял около 217 млрд СДР [4].

  Исходя  из размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% — развивающимся. Также в соответствии с квотами определяются: сумма подписки на капитал; возможности использования ресурсов Фонда; сумма получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении и т.д.

  Кроме собственного капитала МВФ, согласно Уставу, для пополнения своих запасов  валюты может использовать заёмные средства любой страны-члена, которые необходимы в связи с его операциями.

  Структура МВФ. Для достижения своих целей  МВФ располагает процедурой обязательных консультаций, крупными финансовыми  ресурсами и механизмом принятия решений и мер воздействия. Эти институты реализуются через систему органов управления Фондом.

  Высший  руководящий орган МВФ — Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем (обычно это министры финансов или руководители центральных банков). В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, ассигнование и аннулирование Специальных прав заимствования, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

  Решения утверждаются голосованием на основе квот каждой из страны. Особо важные решения требуют абсолютного большинства (85 %). Право голоса для каждого участника индивидуально и пересчитывается в зависимости от экономического потенциала страны. Наибольшими правами в МВФ владеют США (около 18 %), Германия и Япония (по 6 %), Великобритания и Франция (по 4 %). Квоты пересматриваются каждые пять лет.

  Основные  оперативные решения возложены  на Исполнительный совет, Директорат. Этот орган руководит общими операциями Фонда: принимает решения о предоставлении кредитов, готовит ежегодные отчеты и осуществляет консультации со странами-членами. Директорат располагает общей суммой голосов избравших его стран с учетом их кредитовой и дебетовой позиций в Фонде. Количеством голосов, позволяющим блокировать наиболее важные решения, обладают и США, и страны ЕС, и все развивающиеся государства.

  Исполнительный  совет избирает директора-распорядителя, который становится председателем Совета управляющих, возглавляет управленческий персонал. Директор-распорядитель управляет текущими делами Фонда, организует его работу, назначает и увольняет служащих. В настоящее время этот пост занимает Родриго Фигаредо [5,c.54].

  Основные  механизмы кредитования определяют деятельность МВФ как главного мирового кредитора. К ним относятся:

  1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении МВФ национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ. Государство может в любой момент совершить покупку в пределах всей своей резервной доли при выполнении важного условия: если у него имеется потребность финансирования дефицита платёжного баланса.

  2. Кредитные доли. Средства в иностранной  валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

  3. Механизм стэнд-бай (Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) –соглашения, гарантирующие стране-члену, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности( от 1 до 2 лет) при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Период возврата полученной суммы от 3 до 5 лет с момента получения. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах.

  4. Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 г.) предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Главное основание предоставления кредита в рамках расширенного кредитования - серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Срок расширенного финансирования- 3 года, при необходимости — до 4 лет, в течение которых кредит предоставляется определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заёмщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на такие страны.

  В целях расширения кредитных возможностей МВФ в его рамках действуют также специальные системы кредитования, различающиеся по целям, условиям и размерам кредита. Среди них:

  • Расширенное структурное финансирование (для оказания помощи наиболее бедным развивающимся странам);
  • Кредиты компенсационного и чрезвычайного финансирования (для стран, дефицит платежного баланса которых был вызван внешними факторами, как то удорожание импорта, падение выручки от экспорта, непредвиденные потери);
  • Механизм финансирования системных преобразований (для оказания финансовой помощи странам с переходной экономикой, имеющим сбои в экономике в результате перехода от нерыночной экономики к рыночной);
  • Механизм финансирования дополнительных резервов (для стран, остро нуждающихся в кредите вследствие резкой потери доверия к национальной валюте, утечки капиталов, истощения золотовалютных резервов);
  • Чрезвычайные кредитные линии (для защиты от кризиса до непосредственного его наступления) [2,c.269].

  Таким образом, особенности деятельности МВФ во многом зависят от внешних условий функционирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений. Его роль многие исследователи определяют как «кредитор в последней инстанции», т.к. именно ресурсы МВФ являются самыми востребованными в периоды экономической нестабильности, и именно на его заключения о кредитной ситуации во многих странах ориентируются международные инвесторы. Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков. МВФ также определяет роль и значение всех МФКИ в мировом сообществе. Этими факторами определяется как позитивное, так и негативное влияние Фонда на деятельность мировых финансовых субъектов.

Информация о работе Международные финансовые и кредитные институты и их деятельность в РБ