Международные финансовые и кредитные институты и их деятельность в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 03:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: теоретически изучить основные характеристики МФКИ, особенности их деятельности, проанализировать перспективы дальнейшего развития и определить пути усовершенствования, рассмотреть аспекты взаимодействия МФКИ с РБ.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность, принципы и функции МФКИ;
- проследить особенности функционирования МФКИ мирового и регионального значения;
- выявить проблемы и перспективы взаимодействия МФКИ с РБ.

Работа содержит 1 файл

Международные финансовые и кредитные институты и их деят-ть в рб.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

    В 2005 процентный доход корпорации составил 1,19 млрд. долл. (в 2004 — 796 млн. долл.), доход от прямых инвестиций — 1,4 млрд. долл. (658 млн. долл.), чистая прибыль — 2,015 млрд. долл. (993 млн. долл.). Размер активов МФК в 2005 составлял 39,6 млрд. долл. (32,4 млрд. долл. в 2004). Уставной фонд МФК на сегодняшний день составляет 2,4 млрд. долл.[8].

  Многостороннее  агентство по гарантиям  инвестиций (МАГИ) - автономное международное учреждение, целью которого является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг. Создано в 1988г. для страхования инвестиций от некоммерческих рисков (осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации имущества инвестора, войны, гражданских волнений и срыва контрактов).

  Высшим  органом МАГИ является Совет управляющих. За общую оперативную деятельность Агентства ответственность несет Директорат, состоящий из 20 членов. Председателем Директората является Президент МБРР. Штатные сотрудники МБРР работают в МАГИ по совместительству.

  Источником  финансирования МАГИ является его основной капитал, который формируется из взносов стран-членов.

  Обычный срок гарантии МАГИ – 15 лет, но возможно и до 20, причем она может покрывать до 90% объёма инвестиций, лимит в денежном выражении равен 50 млн долларов на один проект. Также в рамках МАГИ создана служба инвестиционного маркетинга, которая оказывает странам-членам помощь в маркетинговой деятельности. Информационная деятельность МАГИ направлена на подготовку и распространение информации о новых проектах и инвестиционных возможностях в развивающихся странах; странах с переходной экономикой, являющихся членами МАИГ.

  В настоящее время в МАГИ представлено 158 стран. Уставный капитал МАГИ превышает 1 млрд долл. США [5,c.49-50;11,с.514].

  МЦУИС (англ. ICSID — International Centre for Settlement of Investment Disputes) — международный центр по урегулированию  инвестиционных споров, одно из автономных международных учреждений, входит в Группу организаций Всемирного банка.

  Целью МЦУИС является обеспечение правовых возможностей для примирения сторон и для арбитражных процедур в международных инвестиционных спорах. Центр стремится устранить внеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как авторитетное международное арбитражное учреждение при урегулировании споров между государствами и частными инвесторами.

  МЦУИС основан в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (т. н. Вашингтонской конвенцией). Конвенция установила статус МЦУИС, его организационную структуру и основные функции. Конвенция была открыта для подписания 18 марта 1965 года и вступила в силу 14 октября 1966 года. Членами МЦУИС являются 143 страны (на 18 января 2008 г.), в том числе Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Украина. Россия не является членом МЦУИС. Центр возглавляют избираемые Председатель и Генеральный секретарь.

  Конвенция рассматривает два основных пути решения споров: примирение сторон и арбитражное производство. В  соответствии с этим конвенция содержит процедурные правила для возбуждения дел, для слушаний по вопросу примирения сторон и для проведения арбитража. Обслуживание сторон в Центре является добровольным и платным. Размер платы утверждается Генеральным секретарем. В настоящее время во многих договорах, заключаемых в области трансграничных инвестиций, приводится ссылка на МЦУИС как на арбитра в случае возникновения инвестиционных споров [8].

  Таким образом, Группа Всемирного банка является универсальной организацией, включающей в себя различные специализированные организации. Основным институтом Всемирного банка является Международный банк реконструкции и развития. Тесное сотрудничество МБРР с Международным валютным фондом позволяет координировать деятельность этих международных финансовых организаций и рассматривать их как взаимодополняющие институты, лишь формально разделившие сферы своего влияния.

2.2 Региональные финансовые и кредитные институты

 

  Региональные  финансовые организации функционируют  в соответствующих экономических  регионах и ставят пред собой цели, вытекающие из потребностей развития стран:

  • осуществлять долгосрочное кредитование проектов развития регионов;
  • уделять особое внимание региональному сотрудничеству;
  • разрабатывать стратегию развития с учетом региональной специфики.

  Образование крупнейших региональных банков развития Азии, Африки и Латинской Америки относится к 60-м годам и объясняется следующими причинами:

  • распадом колониальной системы; борьбой развивающихся стран за новый экономический порядок;
  • необходимостью решения специфических региональных проблем, которые не всегда учитываются международными банками;
  • развитием региональной экономической интеграции в целях коллективного решения национальных экономических проблем и др.

  Различия  между региональными банками обусловлены в основном уровнем экономического развития стран Азии, Африки, Латинской Америки. Объединяют их общие цели, а также состав членов. Так, примерно одна треть членов банков развития - промышленно развитые страны, которые оказывают существенное влияние на их деятельность, поскольку им принадлежит значительная часть капиталов банков.

  Общим для них является и то, что ресурсы банков формируются в основном путем, во-первых, привлечения заемных средств с мирового финансового рынка через выпуск облигаций; во-вторых, через образование специальных фондов, с помощью которых они стремятся расширять льготное кредитование недостаточно рентабельных, но необходимых для комплексного развития объектов социальной и экономической инфраструктуры, особенно в наименее развитых странах. Эти фонды выполняют те же функции, что и МАР в группе Всемирного банка.

  Региональные банки осуществляют в основном льготное кредитование, которое в общем годовом объеме кредитования составляет примерно одну треть. Льготные кредиты выдаются сроком до 40 лет с процентной ставкой от 1 % до 4% годовых. Кредиты предназначены в основном для развития инфраструктуры (более половины всех кредитов) с целью привлечения иностранного капитала; сельского хозяйства (25%-31%), добывающей и обрабатывающей промышленности.

  Кредитная политика региональных банков зависит  от уровня развития и направленности развивающихся стран. Так, наиболее предпочтительным считается кредитование надежных с коммерческой точки зрения заёмщиков, рентабельных частных предприятий (с целью развития частного бизнеса) [5,c.64-65].

  Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) – международная организация, созданная в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран — все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации - Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший   СССР [12,с.89-90].

  ЕБРР  начал свою деятельность с апреля 1991г. Его капитал в размере 20 млрд. евро (на 2008г.) распределяется следующим образом: 51% принадлежит ЕИБ и ЕС; 13,7% - странам Центральной и Восточной Европы; 11,3% — другим европейским странам; 24% — неевропейским государствам, в том числе США — 10% капитала, Италии, ФРГ, Франции, Великобритании и Японии — по 8,5%. Всего в ЕБРР состоит 59 членов, в том числе 2 организации [13].

      Главная задача ЕБРР – содействие  переходу европейских постсоциалистических  стран к открытой, ориентированной  на рынок экономике, а также  развитию частной предпринимательской инициативы. Поэтому для достижения поставленных целей в Уставе ЕБРР зафиксированы следующие функции:

  • Содействие развитию, образованию и расширению конкурентоспособного частного сектора;
  • Мобилизация иностранного и местного капиталов для выполнения вышеуказанной деятельности;
  • Осуществление инвестиций в производственную сферу, финансовый сектор и сферу услуг;
  • Стимулирование развития национальных рынков капиталов и т.д.
  • Всего за 1991-2008 банк выдал странам Восточной Европы 33 млрд. евро для 2,2 тыс. проектов, из которых на долю России пришлось более 5,9 млрд. евро. В 2004 прибыль банка составила 297,7 млн. евро [8].

  Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно:

  1. в 1949г. — Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 47 участников, причем 26 имеют право получения кредита, а 21 такого права не имеют. Межамериканский банк развития является крупнейшим международным источником развития в регионе. Банк предоставляет займы правительствам стран-членов банка на стандартных коммерческих условиях. Вместе с тем банк имеет статус преференциального кредитора, означающего, что заемщик должен вернуть средства в первую очередь этому банку, а потом всем остальным коммерческим банкам.

  Денежные  фонды, используемые для предоставления займов, увеличиваются за счёт привлечения средств, полученных от продажи облигаций институциональным инвесторам.

  Гарантией по привлекаемым средствам выступает уставный капитал банка, внесенный странами-учредителями (48 государств), а также дополнительные гарантии (callable capital), предоставляемые богатейшими странами, не являющимися заёмщиками банка (22 государства).

  В отличие от других международных  финансовых институтов, страны-заёмщики являются ведущими акционерами Межамериканского банка развития. Их совместная доля превышает 50%, в то время как доля США составляет 30 %.

  1. в 1963 году Африканский банк развития (АБР) - банк с участием развивающихся стран региона и развитых стран (соответственно 50 и 25) Собственный капитал банка составляет около 33 млрд. долл. Основан Организацией Африканского единства (ОАЕ), чтобы способствовать экономическому развитию на всём Африканском континенте, предоставляя для этого финансовые ресурсы.

  Собственный капитал банка составляет около 33 млрд. долл. США. Страны-члены внесли лишь 6% от этой суммы, но гарантируют  внесение оставшихся 94% по первому требованию. Под эти гарантии АфБР привлекает средства на мировом рынке облигаций. Благодаря этому банк имеет возможность распоряжаться значительными финансовыми ресурсами, но при этом большинство в его капитале (около 60%) имеют страны Африки.

  Представляет  собой группу финансовых организаций:

  Африканский банк развития (The African Development Bank - AfDB)

  Африканский фонд развития (The African Development Fund - ADF)

  Нигерийский трастовый фонд (The Nigeria Trust Fund - NTF)

  1. в 1966г.- Азиатский банк развития (АзБР) с 41 региональным членом и 16 нерегиональными. Уставной капитал составляет около 55 млрд. долл.

  Претендовать  на заёмные средства от АБР могут  как правительства стран-участниц, так и юридические лица. Средняя  сумма одного кредита составляет 15 млн долл, более крупные кредиты (до 50 млн долларов) банк предоставляет довольно редко.

  Приоритетные  сферы вложений — транспорт и связь, промышленность, энергетика, сельское хозяйство, финансовый сектор.

  Кредиты выдаются из двух фондов: обычного и специального. Первый предназначен для кредитования на коммерческих условиях, то есть по рыночной процентной ставке и на более короткий срок, обычно 15-25 лет. Специальный фонд предназначен для долгосрочного кредитования — на 25-40 лет, по льготной процентной ставке (1-3 %). Льготный период для кредитов из обычного фонда составляет 3-5 лет, а из специального фонда — как правило, 10 лет. Другими инструментами АБР в оказании помощи своим странам-членам, помимо кредитов, являются техническое содействие, гарантии и покупка акций.

  В 2006 году банк принял решение ввести «азиатскую валютную единицу» АКЮ, которая будет отражать котировки акций денежных единиц 13 стран региона, и, возможно, превратится со временем в азиатский аналог евро.

  Средства  банка формируются за счет взносов  стран-членов (7 % от уставного капитала Банка, составляющего около 55 млрд долл.), заимствований на международном рынке облигаций и дохода от кредитования.

  Известные проекты азиатского банка развития:

Информация о работе Международные финансовые и кредитные институты и их деятельность в РБ