Методы регулирования денежного обращения и кредитной системы со стороны центрального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление основных методов денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Задачами курсовой работы являются:
раскрытие основных целей и функций ЦБ РФ,
определение понятия денежно-кредитной политики,
рассмотрение методов и инструментов денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Центральный банк России и его денежно-кредитная политика……..5

1.1 Центральный банк РФ, основные цели, деятельность и функции…………5

1.2 Понятие, цели и формы денежно-кредитной политики……………………9

Глава 2. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики....13

2.1Методы денежно-кредитной политики……………………………………..13

2.2Инструменты денежно-кредитной политики………………………………15

Глава 3. История развития ЦБ РФ……………………………………………...22

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы……………………………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 61.73 Кб (Скачать)

         Изменение нормы обязательных  резервов влияет на рентабельность  кредитных учреждений. Так, в случае  увеличения обязательных резервов  происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению  многих западных экономистов,  данный метод служит наиболее  эффективным антиинфляционным средством.

          Недостаток этого метода заключается  в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные  банки, имеющие незначительные  депозиты, оказываются в преимущественном  положение по сравнению с коммерческими  банками, располагающими большими  ресурсами.

         В последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного  метода кредитно-денежного регулирования.  Об этом говорит тот факт, что  повсеместно (в западных странах)  происходит снижение нормы обязательных  резервов и даже ее отмена  по некоторым видам депозитов.

         Понижение нормы денежных резервов  приведет к увеличению денежного  мультипликатора, а  следовательно,  увеличит объем той денежной  массы, которую может поддерживать  некоторое количество резервов. Если  центральный банк увеличивает  норму обязательных резервов, то  это приводит к сокращению  избыточных резервов банков  и   к мультипликационному уменьшению   денежного  предложения. Этот  процесс происходит очень быстро.  Ибо,  как только подписывается   решение  об увеличении резервных  норм, каждый банк сразу же  обнаруживает недостаточность своих  резервов. Он срочно продаст часть  своих ценных  бумаг и потребует  возвращения ссуд.

         Этот инструмент монетарной политики  является  наиболее  мощным, поскольку  он  затрагивает  основы всей  банковской системы. Он является  настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.

          2. Рефинансирование коммерческих  банков.

          Термин "рефинансирование" означает  получение денежных средств кредитными  учреждениями от центрального  банка. Центральный банк может  выдавать кредиты коммерческим  банкам, а также переучитывать  ценные бумаги, находящиеся в  их портфелях (как правило,  векселя).

         Переучет векселей долгое время  был одним из основных методов  денежно-кредитной политики центральных  банков Западной Европы. Центральные  банки предъявляли определенные  требования к учитываемому векселю,  главным из которых являлась  надежность долгового обязательства.

         Векселя переучитываются по ставке  редисконтирования. Эту ставку  называют также официальной дисконтной  ставкой, обычно она отличается  от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в  меньшую сторону. Центральный  банк покупает долговое обязательство  по более низкой цене, чем коммерческий  банк.

         В случае повышения центральным  банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться  компенсировать потери, вызванные  ее ростом (удорожанием кредита)  путем повышения ставок по  кредитам, предоставляемым заемщикам.  Т.е. изменение учетной ставки  прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих  банков. Последнее является главной  целью данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка.

        Мы видим, что изменение официальной  процентной ставки оказывает  влияние на кредитную сферу.  Во-первых, затруднение или облегчение  возможности коммерческих банков  получить кредит в центральном  банке влияет на ликвидность  кредитных учреждений. Во-вторых, изменение  официальной ставки означает  удорожание или удешевление кредита  коммерческих банков для клиентуры,  так как происходит изменение  процентных ставок по активным  кредитным операциям.

         Также изменение официальной  ставки центрального банка означает  переход к новой денежно-кредитной  политике, что заставляет коммерческие  банки вносить необходимые коррективы  в свою деятельность.

         Недостатком использования рефинансирования  при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот  метод затрагивает лишь коммерческие  банки. Если рефинансирование  используется мало или осуществляется  не в центральном банке, то  указанный метод почти полностью  теряет свою эффективность.

         Помимо установления официальных  ставок рефинансирования и редисконтирования  центральный банк устанавливает  процентную ставку по ломбардным  кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым  под какой-либо залог, в качестве  которого выступают обычно ценные  бумаги. Следует учесть, что в  залог могут быть приняты только  те ценные бумаги, качество которых  не вызывает сомнения.

         Центральный банк  проводит  политику  учетной ставки (которую еще называют  иногда дисконтной политикой), выступая  в роли "заимодателя в последней  инстанции". Он представляет ссуды  наиболее устойчивым в финансовом  отношении банкам, испытывающим  временные трудности. Федеральная  резервная система (ФРС) иногда  осуществляет долгосрочное кредитование  на особых условиях. Это могут  быть  ссуды  мелким  банкам  для   удовлетворения   их   сезонных потребностей в денежных  средствах.

          Когда банк берет ссуду, он  переводит ФРС выписанное на  себя долговое обязательство,  обычно обеспеченное государственными  ценными бумагами. При возвращении  ссуды ФРС взыскивает процентные  платежи, размер которых определяется  процентной ставкой.

            Давая ссуду, ФРС увеличивает  резервы коммерческого банка,  причем для ее поддержания  не нужны обязательные резервы,  т.е. вся ссуда увеличивает  избыточные резервы банка, его  способность к кредитованию.

          Если ФРС уменьшает учетную  ставку,  то это поощряет банки  к приобретению дополнительных  резервов путем заимствования  у  ФРС. В  этом случае можно  ожидать увеличения денежной массы.  Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.

            Изменив учетную ставку, можно  лишь  ожидать соответствующих действий банков.  Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству.  В своей дисконтной политике центральный банк  может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке центральный банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать  роль учетной ставки:  изменяя ее,  центральный банк имеет большую силу для того,  чтобы оказать ограничивающее влияние на банки. И  все  же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке.

         3. Операции на открытом рынке.

         Постепенно два вышеописанных  метода денежно-кредитного регулирования  (рефинансирование и обязательное  резервирование) утратили свое первостепенное  по важности значение, и главным  инструментом денежно-кредитной  политики стали интервенции центрального  банка, получившие название операций  на открытом рынке.

         Этот метод заключается в том,  что центральный банк осуществляет  операции купли-продажи ценных  бумаг в банковской системе.  Приобретение ценных бумаг у  коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно  повышая их кредитные возможности,  и наоборот.

           Операции на открытом рынке  впервые стали активно применяться  в США, Канаде и Великобритании  в связи с наличием в этих  странах развитого рынка ценных  бумаг. Позднее этот метод кредитного  регулирования получил всеобщее  применение и в Западной Европе.

           По форме проведения рыночные  операции центрального банка  с ценными бумагами могут быть  прямыми либо обратными. Прямая  операция представляет собой  обычную покупку или продажу.  Обратная заключается в купле-продаже  ценных бумаг с обязательным  совершением обратной сделки  по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

         Таким образом, операции на  открытом рынке, как метод денежно-кредитного  регулирования, значительно отличается от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

          

      

         Глава 3. История развития ЦБ РФ

      Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

      2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.   

  В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.   

      В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.    

  20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).    

        В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.  

      С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.   

  Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.   

Информация о работе Методы регулирования денежного обращения и кредитной системы со стороны центрального банка