Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:45, контрольная работа
В Беларуси исторически кредитная система на 90% представлена банками. В развитых странах на долю парабанковской системы приходится до 50% и более. Ее функции достаточно разнообразны и специальные финансово-кредитные учреждения (страховые компании, частные пенсионные фонды и др.) успешно конкурируют с банками. К настоящему времени различия между собственно банками и кредитными учреждениями сглаживаются. Считается, что банки осуществляют все виды операций в денежно-кредитной сфере и в этом смысле более универсальны. Кредитные же учреждения специализируются на отдельных из них. Однако круг операций кредитных учреждений постоянно расширяется.
Минский
Институт Управления
Учетно-финансовый
факультет
Управляемая самостоятельная работа
по дисциплине
“Деньги. Кредит. Банки”
по теме:
“Кредитная система” и
“Центральные
банки”.
Мацель Д.Ю.
Руководитель:
Минск – 2011г.
Кредитная система
1.Структура и составные части кредитной системы
Кредитная система представляет собой совокупность кредитно-финансовых учреждений, функционирующих в рамках банковского законодательства и обслуживающих экономические отношения в денежно-кредитной сфере.
Кредитные
операции в экономике могут
Ядро кредитной системы составляет банковская система как совокупность различных видов коммерческих банков, управляемых Центробанком. Банковская система Беларуси двухуровневая, что соответствует требованиям рыночной экономики. Первый уровень – это Центробанк (Национальный банк Республики Беларусь), который формирует нормативно-правовую базу и осуществляет регулирование денежно-кредитных отношений. Второй уровень – подчиненные Центробанку коммерческие банки.
В
Беларуси исторически кредитная
система на 90% представлена банками.
В развитых странах на долю парабанковской
системы приходится до 50% и более.
Ее функции достаточно разнообразны
и специальные финансово-
В основу классификации кредитных организаций, включая банки, могут быть положены следующие признаки:
а)по формам собственности – различают государственные, смешанные (с участием иностранного капитала), иностранные и частные кредитные организации. Государственным является Центральный банк;
б)по организационно-правовым
формам различают кредитные
в)по отраслевой
направленности различают промышленно-
г)по функциональному назначению – эмиссионные (как правило, центробанки), депозитные и коммерческие кредитные организации;
д)по набору банковских услуг – универсальные и специализированные (трастовые, инновационные, ипотечные, экспортно-импортные).
Банки в отличие от отраслей материального производства действуют в сфере обмена, а не производства, хотя и воздействуют на производство только им
свойственными методами (выдача ссуд, возврат ссуд, проценты). Банковская система как совокупность банков относительно самостоятельна. В ее организацию положены важнейшие принципы, закрепленные законодательно. А именно:
-обязательность
получения лицензии на
-независимость в деятельности, невмешательство со стороны государства в работу банков;
-разграничение
ответственности банков и
-регулирование
деятельности коммерческих
-обязательность соблюдения банками экономических нормативов для поддержания своей финансовой устойчивости;
-обеспечение
банковской тайны по операциям,
Коммерческие
банки работают на соответствующих
принципах и выполняют
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является их экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Регулирование его деятельности со стороны государства должно осуществляться в основном экономическими, косвенными методами, а не административно-приказными.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как рыночные. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит из рыночных критериев прибыльности, ликвидности, риска.
Коммерческие
банки выполняют ряд
Учитывая то, что коммерческие банки функционирует в сфере обмена, их назначение состоит в том, что они обеспечивают концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности воспроизводства и организуют упорядоченный денежный оборот. Собранные по крупицам временно свободные денежные средства как мелкие денежные потоки превращаются банками в огромные потоки денежных ресурсов. Их концентрация, направление на удовлетворение потребностей производства и обращения составляет важнейший атрибут взаимодействия банковской системы с экономической средой.
Регулирование
банковской деятельности предполагает
использование кредитной и банковской
системы как инструмента макроэкономического
воздействия. Развитие здоровой межбанковской
конкуренции, недопущение кризиса недоверия
к банкам должно рассматриваться как главное
условие функционирования всей кредитно-финансовой
сферы.
2.Современное
дистанционное банковское
В современной науке различают технологии дистанционного банковского обслуживания физических и юридических лиц определяются такими понятиями, как «удаленный банкинг», «дистанционный банкинг» или «онлайновый банкинг».
Дистанционный (онлайновый) банкинг (remote banking, on-line) – это комплекс банковских услуг, предоставляемых с использованием различных технологий удаленного обслуживания клиентов. В своей основе дистанционные банковские услуги представляют синтез традиционных банковских операций и услуг и новых интерактивных форм взаимодействия банков с клиентами, реализуемых по средствам сетевых и телекоммуникационных технологий. Для того, чтобы составить серьезную конкуренцию филиальным банковским сетям, системы онлайнового банковского обслуживания должны обеспечивать: экстерриториальность и непрерывность работы банковской системы; множественность каналов и устройств доступа к банковской информации; интерактивность обслуживания (самообслуживание); возможность выбора между проведением операций в интерактивном режиме или через оператора; проведение большей части операций в режиме реального времени и др.
Услуги
дистанционного банковского обслуживания
могут предоставляться как
С точки зрения каналов доступа к банковским услугам можно выделить шесть форм современного удаленного банкинга:
1)телефонный
банкинг – управление счетом
посредством использования
2)ПС-банкинг – управление счетом посредством прямого модемного соединения персонального компьютера с банковской сетью (без использования Интернета). В банковской практике такие система еще называют системами «банк-клиент». Клиенту предоставляется специальное программное обеспечение для работы со своим счетом, интегрированный с одной из популярных программ для управления личными финансами (Quicken, Microsoft Money и др.) К преимуществам ПС-банкинга относят широкий спектр предоставляемых банковских операций и визуальную наглядность принимаемых решений, к недостаткам – наличие выделенной линии связи для подключения к сети банка и необходимость в установке специального программного обеспечения.
3)видеобанкинг
– предоставление удаленного
доступа к банковским
4)Интернет-банкинг – предоставление удаленного доступа к банковским операциям посредством персонального компьютера и модема через Интернет. В отличие от телефонного банкинга, при котором телефон был изначально плохо приспособлен для совершения банковских операций, в отличие от ПС-банкинга, при котором требовалось установление специального программного обеспечения и обязательного модемного присоединения к сети банка, а аткже покидать свой дом для совершения банковских операций, Интернет-банкинг идеально приспособлен для дистанционного банковского обслуживания в силу своей доступности, универсальности и гибкости сетевой среды;
5)мобильный
банкинг – предоставление