Денежно-кредитная политика центрального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в курсовой занимает вторая глава, в которой рассмотрена важнейшая функция центрального банка – разработка и реализация денежно-кредитной политики, а также основные рыночные инструменты денежно-кредитного регулирования: изменение официальной учетной ставки, применение минимальных резервных требований, операции на открытом рынке, а также некоторые методы административного воздействия.

Содержание

Введение
1. Сущность и функции центральных банков
1.1. Сущность центральных банков
1.2. Независимость центральных банков от исполнительной власти
1.3. Функции центральных банков
2. Денежно-кредитная политика центрального банка
2.1. Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования
2.2. Регулирование официальной учетной ставки
2.3. Минимальные резервные требования
2.4. Операции на открытом рынке
2.5. Меры административного воздействия
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 65.56 Кб (Скачать)

Введение                                                        

1. Сущность и функции центральных банков                           

1.1. Сущность центральных банков                                 

1.2. Независимость центральных банков от исполнительной власти   

1.3. Функции центральных банков                                

2. Денежно-кредитная политика центрального банка                 

2.1. Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования                                             

2.2. Регулирование официальной учетной ставки                   

2.3. Минимальные резервные требования                           

2.4. Операции на открытом рынке                                  

2.5. Меры административного воздействия                         

Заключение                                                     

Список  литературы                                                

Введение.

Эффективное функционирование банковской системы – необходимое условие развития рыночных отношений в России,  что  объективно  определяет  ключевую роль центрального  банка  в  регулировании  банковской  деятельности.  Поиск действенных  форм  и  методов  денежно-кредитного  регулирования   экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран  с рыночной  экономикой.  Осуществляемая  в  этих   странах   денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики  и  позволяет сочетать   макроэкономическое   воздействие   с    быстрой    корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им  оперативную  и  гибкую  поддержку.  В связи  с  этим  большой  интерес  вызывают  различные  аспекты  деятельности центральных банков, являющихся основными проводниками  официальной  денежно-кредитной политики. Изучение их опыта придает особую актуальность  вопросам, рассматриваемым в данном учебном пособии,  в  котором  на  основе  обобщения зарубежного опыта  анализируются  статус  и  формы  организации  центральных банков, их важнейшие функции.

   В первой главе дан подробный анализ правового статуса и форм организации центральных  банков,  прослежена  взаимосвязь  между  их  независимостью  от органов государственной власти и темпами  инфляции,  что  весьма  важно  для решения главной  задачи  центрального  банка  каждой  страны – обеспечения стабильности цен; приведена классификация выполняемых  центральными  банками функций; подробно проанализированы все основные функции центрального  банка.

   Центральное  место  в  курсовой  занимает  вторая   глава,   в   которой рассмотрена важнейшая функция центрального банка – разработка и  реализация денежно-кредитной политики, а также основные рыночные  инструменты  денежно-кредитного регулирования: изменение официальной учетной  ставки,  применение минимальных резервных  требований,  операции  на  открытом  рынке,  а  также некоторые методы административного воздействия.

 

1. Сущность и функции центральных  банков

Центральные банки в  их современном виде существуют сравнительно недавно.

На  ранних  стадиях  развития   капитализма   четкое   разграничение   между центральными   (эмиссионными)   и   коммерческими   банками   отсутствовало.

Коммерческие банки  активно  прибегали  к  выпуску  банкнот  для  накопления капитала.  По   мере   развития   кредитной   системы   происходил   процесс централизации банковской эмиссии в  немногих  крупных  коммерческих  банках.

Итогом этого процесса  явилось  закрепление  за  одним  банком  монопольного права на выпуск  банкнот.  Вначале  такой  банк  назывался  эмиссионным  или национальным,  а в дальнейшем – центральным,  что соответствовало   его главенствующему положению в кредитной системе.

   Первый центральный банк – шведский «Риксбанк» - был создан в 1668  г.,  на рубеже перехода от феодализма к капитализму; в 1694  г.  был  учрежден  Банк Англии, однако они не обладали исключительным  правом  на  эмиссию  денежных знаков и их функции отличались от функций современных центральных  банков – например, Банк  Англии  поначалу  должен  был  финансировать   торговлю   и промышленность,  а  Банк  Нидерландов – внутреннюю и  внешнюю   торговлю.

Центральные банки в  их современном виде возникли в XIX в. В настоящее  время практически во всех странах мира имеются  центральные  банки,  однако  между ними есть существенные различия, обусловленные  особенностями  политического и финансово-экономического развития стран базирования.

 

1.1. Сущность центральных  банков

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый  статус, отличительный  признак  которого – обособленность   имущества   банка   от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как  правило, в   государственной   собственности,   центральный   банк   наделен   правом распоряжаться им  как собственник.  Этим  центральный банк  отличается  от государственного  банка,   имущество   которого   полностью   контролируется государством.

Правовой статус центральных  банков развитых стран закреплен  в  правовых актах: законах о центральных банках и их уставах,  законах  о  банковской  и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как  правило,  основным правовым  актом,  регулирующим  деятельность  центрального  банка,  является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-правовой  статус,  функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской  системой.

Данный закон устанавливает  полномочия центрального  банка  как  эмиссионного института страны.

Центральный  банк  сочетает  в  себе   отдельные   черты   коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства,  располагая  некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.

Центральный банк обычно создается  в  форме  акционерного  общества.  Как правило,  его  капитал  принадлежит  государству  (Франция,  Великобритания, Германия, Нидерланды  и  Испания).  Если  государство  владеет  лишь  частью капитала (Бельгия,  Япония)  или  акционерами  центрального  банка  являются коммерческие  банки  (например,  в  США)  и  другие  финансовые   учреждения (Италия), государство, тем не менее,  играет  ведущую роль  в формировании органов управления центрального банка.

Содержание  и  форма  взаимосвязей   центральных   банков   с   органами государственной   власти   существенно   различаются   в   разных   странах.

Взаимодействия такого рода могут  быть  условно  представлены  в  виде  двух моделей:

  • центральный банк выступает агентом министерства  финансов  и  проводником его денежно-кредитной политики;
  • центральный  банк  независим  от  правительства,  что  обеспечивает  ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.

Однако в действительности эти модели  в  чистом  виде  не  действуют.  В большинстве стран  функционирует  промежуточная  модель,  в  рамках  которой используются принципы взаимодействия  исполнительной  власти  с  центральным банком при определенной степени его независимости.

В законодательстве лишь 5 стран – США,  Германии,  Швейцарии,  Швеции  и Голландии – предусмотрено прямое подчинение центральных банков  парламентам.

В большинстве  государств  центральные  банки  подотчетны  казначейству  или министерству финансов.

В Великобритании, Франции, Италии, Японии и  некоторых  других  развитых странах министерства финансов  уполномочены  давать  инструкции  центральным банкам, однако  на  практике  такие  случаи  довольно  редки.  Как  правило, консенсус достигается на заседаниях правительства,  союзов  предпринимателей и банкиров и находит отражение  в  подписании  представителями  министерства финансов и центрального банка совместных заявлений.

При разногласиях министерства финансов  и  центрального  банка  возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента  или решения   правительства.   В   странах,   в   которых   центральные    банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения  законодательных процедур  возможно  принятие  решений,  обязывающих  исполнительные   органы оказывать содействие центральным банкам  в  достижении  той  или  иной  цели денежно-кредитной политики.

Законодательством ряда стран  предусмотрена отчетность центральных  банков перед  парламентами.  Так,   федеральная   резервная   система   США   (ФРС) представляет Конгрессу США отчет о  своей  деятельности  2  раза  в  год,  а центральные банки Германии и Японии направляют  отчеты  в  парламенты  своих стран ежегодно.

 

1.2 Независимость центральных  банков от исполнительной власти.

   Выполнение юридически  возложенной на центральный банк  главной  цели  его деятельности – обеспечение  стабильности  цен – предполагает   наличие определенной степени его  независимости  от  исполнительной  власти.  Причем независимость центрального  банка  от  правительства  подразумевает  две  ее формы: политическую и экономическую.

    • Политическая   независимость – это   автономия   (самостоятельность) центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы;
    • Экономическая независимость – самостоятельность  центрального  банка  в выборе инструментов денежно-кредитной политики.

Условиями  политической  независимости   центрального   банка   являются определение  порядка  назначения  членов   его   руководящего   органа   или управляющего (президента), одобрение принятого  банком  решения  со  стороны правительства или парламента. Экономическая  независимость  выражается  в том,  что  центральный  банк  не  обязан  автоматически  выдавать   денежные средства  правительству  для  финансирования  государственных   расходов   и оказывать ему  предпочтение  в  предоставлении  кредитов.  Кроме  того,  для экономической  независимости  центрального  банка  имеет  значение  характер осуществляемого   им   контроля   за    кредитной    системой:    применение административных  (прямых)  нерыночных  способов  контроля,   предполагающее вмешательство правительства в принятие решений  банком,  ущемляет  автономию последнего.  Конечно,  на  практике   весьма   трудно   определить   степень политической независимости данного  центрального  банка.  Однако  с  помощью некоторых  объективных  показателей  независимости,  таких,  например,   как наличие  формальных  организационных  связей  между  центральным  банком   и правительством   (правил,   обязывающих   центральный   банк    поддерживать фискальную политику), можно попытаться это  сделать.  Результаты  одного  из проведенных  исследований  степени  независимости   центральных   банков   с использованием  этих   показателей   свидетельствуют   о   наличии   сильной взаимосвязи между политической независимостью центрального  банка  и  низким уровнем инфляции.

Результаты  исследований   подобного   рода   позволяют   считать,   что независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами:

  • Независимость  от  правительственных  органов.  Это   условие   является обязательным.   Если   центральный   банк   обязан   выполнять   указания правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен, поскольку будет испытывать давление со стороны правительства;
  • Личная  независимость  членов  органов  управления  центрального  банка.

Независимость органов  управления центрального банка будет  обеспечиваться в том случае, если они  назначаются  на  достаточно  длительный  срок.  В случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной независимости;

  • Юридический   статус   банка,   который   определяется,   в   частности, возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка.  Чем сложнее  внести  изменения   в   устав,   тем   надежнее   обеспечивается независимость центрального банка.

Важным   фактором,   определяющим   возможности    центрального    банка поддерживать  стабильность  цен,  являются  сложившиеся  взаимоотношения   с государственными органами власти. Регулярные контакты между  представителями центрального  банка  и  государственных  органов  власти  повышают   степень доверия последних к действиям центрального банка и  способствуют  достижению им главной цели – обеспечения стабильности цен.  Таким  образом,  выполнению данной задачи может  содействовать  периодически  представляемая  парламенту отчетность центрального банка о своей деятельности.

Степень независимости  центрального  банка  от  исполнительной  власти  в разных странах  неодинакова.  Считается,  что  наибольшей  независимостью  в проведении денежно-кредитной политики  обладает  центральный  банк  Германии Бундесбанк, чья независимость предусмотрена в  Законе  о  Бундесбанке  (1957г.). При реализации стоящих перед ним задач Бундесбанк  обязан  поддерживать экономическую политику правительства, однако не  зависит  от  его  указаний. Бундесбанк обязан выступать в качестве советника правительства по  важнейшим вопросам  денежно-кредитной  политики  и   предоставлять   ему   необходимую информацию. В то же время члены  правительства  имеют  право  участвовать  в работе Центрального совета  Бундесбанка  -  его  коллективного  руководящего органа. Они не имеют права  голоса,  однако  могут  предлагать  вопросы  для обсуждения на Совете и вносить предложения; по их требованию решение  Совета может  быть  отложено  на  2  недели.   Президент   Бундесбанка   в   случае необходимости может быть вызван на заседания федерального правительства.

Информация о работе Денежно-кредитная политика центрального банка