Ипотечное кредитование в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 06:44, курсовая работа

Описание работы

Ипотечное кредитование - один из самых эффективных способов привлечения инвестиций в жилищную сферу. Именно ипотека позволяет согласовать интересы населения - в улучшении жилищных условий, банков - в эффективной и прибыльной работе, строительного комплекса - в ритмичной загрузке производства и государства, заинтересованного в экономическом росте, которому будет способствовать широкое распространение ипотечного кредитования населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 5
1.1 История зарождения и развития ипотечного кредитования 5
1.2 Зарубежный опыт ипотечного кредитования и его влияние на развитие ипотеки в Республике Казахстан 7
2. АНАЛИЗ КРЕДИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «ЖИЛСТРОЙСБЕРБАНК» 17
2.1 Краткая характеристика АО «Жилстройсбербанк» 17
2.2 Процедуры предоставления и обслуживания ипотечного кредита в АО «Жилстройсбербанк» 19
2.3 Оценка механизма возвратности ипотечного кредита в АО «Жилстройсбербанк» 25
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В АО «ЖИЛСТРОЙСБЕРБАНК» 30
3.1 Проблемы ипотеки в Республике Казахстан 30
3.2 Основные направления совершенствования организации ипотечного кредитования в АО «Жилстройсбербанк» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУР

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.01 Кб (Скачать)

- на первом этапе ипотечным  облигациям должны быть предоставлены  определенные преференции. В дальнейшем, когда емкость рынка таких  финансовых инструментов станет  достаточно большой, можно будет  постепенно аннулировать преференции  без заметного ущерба для функционирования  системы.

В целом, сочетание внутренних и внешних факторов привело к  росту отдельных групп риска  для финансовой стабильности в Казахстане в 2007 году.

В 1993 году, согласно Указу  Президента РК, была утверждена государственная  программа новой жилищной политики, которая предусматривала выдачу долгосрочных льготных кредитов на приобретение или строительство жилья на срок до 30 лет. Цель при этом была проста - дать возможность улучшить жилищные условия семьям со средними и низкими  доходами. Для реализации программы  был создан Государственный банк жилищного строительства, через  который с 1994 по 1997 год и шло  кредитование.

Это была последняя инициатива государства, предусматривающая льготное выделение долгосрочных кредитов гражданам, простоявшим в очереди на получение  бесплатного жилья 10 и более лет. И, несмотря на явно благотворительный  оттенок, она несла в себе элементы рыночных отношений, что, кстати, спровоцировало впоследствии возникновение серьезных  проблем. Речь идет об индексации кредитов в долларовом эквиваленте, которая  стала причиной конфликта интересов  людей, ставших некогда участниками  вышеназванной программы. Особенно ситуация ухудшилась после проведенной  в апреле 1999 года девальвации национальной валюты и введения свободного плавающего обменного курса тенге.

2005 год стал первым  годом реализации Государственной  программы развития жилищного  строительства в РК на 2005-2007 годы. Поэтому делать выводы и подводить  итоги еще слишком рано. Однако  уже сейчас государственная программа,  только стартовав, уже на ходу  меняет свою политику в сторону  граждан, остро нуждающихся в  собственной крыше над головой.  После неоднократных заседаний  за столом переговоров с банками  второго уровня Казахстанской  Ипотечной Компании удалось переубедить  банки смягчить требования к  платежеспособности претендентов  на доступное жилье [9, c.78].

Для участников специальной  программы ипотечного кредитования доступного жилья смягчены требования к платежеспособности.

Если раньше минимальный  доход претендентов на доступное  жилье должен был составлять на 1-комнатную  квартиру 47 тысяч тенге, то теперь этот показатель снизился до 41 тысячи тенге, для 2-комнатной квартиры требования снизились с 69 тысяч тенге до 62 тысяч тенге, для 3-комнатной - с 92 тысяч тенге до 82 тысяч тенге.

Оптимизированы и требования по условиям страхования заемщиков. При прежних условиях заемщик  при оформлении ипотечного кредита  в обязательном порядке должен был  осуществлять страхование имущества, личное страхование, а в ряде случаев  и страхование гражданско-правовой ответственности, то теперь страхование  ГПО не требуется, а личное страхование  не будет обязательным.

Кроме того консультации и  предварительный анализ платежеспособности участников Специальной программы  ипотечного кредитования будут производиться  бесплатно.

Заявления граждан, платежеспособность которых подтверждена займодателем, и рассмотрение которых было отложено при предыдущей реализации жилья  в связи с ее завершением, будут  рассматриваться в первоочередном порядке при условии повторного подтверждения платежеспособности.

Напомним, доступность жилья  по Специальной программе ипотечного кредитования обеспечивается за счет снижения стоимости 1 кв. м до 350 долларов США и увеличения срока кредитования до 20 лет, и снижения первоначального  взноса и процентной ставки до 10%.

При этом приоритетное право  на приобретение жилья предоставляется  молодым семьям, имеющим детей, работникам государственных органов и учреждений, содержащихся за счет бюджета, и работникам государственных предприятий социальной сферы.

Однако нередки случаи, когда, к примеру, учительница, зарабатывающая 25 тысяч тенге в месяц, входящая в список приоритетных категорий, не проходит банковскую квалификацию и  со слезами приходит в уполномоченный орган. В таких случаях программой допускается привлечение созаемщика из числа близких родственников. В случаях же, когда не хватает доходов и основного заемщика, и созаемщика, к примеру, для оформления в ипотеку 2-х комнатной квартиры, программой предусматривается привлечение гаранта.

В целях повышения спроса на жилье и оптимизации схемы  реализации жилья был внесен ряд  изменений и дополнений в Правила  реализации исполнительными органами областей, городов Астаны и Алматы гражданам РК жилья, построенного в  рамках Госпрограммы. Была также упорядочена  процедура приема и рассмотрения заявлений граждан, претендующих на приобретение жилья.

К примеру, если до принятия изменений приоритетными правами  на внесение в список претендентов обладал тот, кто первый сдавал документы, то сейчас установлен порядок формирования единого списка граждан, прошедших  платежеспособность. По списку, в целом, принимается решение о распределении жилья в соответствии с условиями Госпрограммы и Правилами реализации жилья. При этом решение о реализации жилья принимается на основании решения комиссии, под руководством акимов областей, в состав которой входят представители общественных организаций и средств массовой информации.

Казахстанской Ипотечной  Компании приходилось не раз садиться за стол переговоров с банками  второго уровня и убеждать пересмотреть коэффициенты. В конце концов, усилия КИК увенчались успехом и скептические настроения банкиров изменились в пользу граждан, остро нуждающихся в жилье.

Теперь можно смело  заявить о реальных шагах государства  по обеспечению граждан доступным  жильем, и принимаемых мерах по увеличению доступности ипотечного жилищного кредитования для большинства  граждан. [10, c.84]

Существенную стабилизирующую  роль играет и АО «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов». Его создание служит устойчивости системы  жилищного кредитования. Именно этим и объясняется солидный уставный капитал, оплаченный учредителем Фонда  Национальным Банком РК, который составляет 500 000 000 тенге.

Миссию фонда государство  определило как механизм антикризисных  действий в случае, к примеру, массовой безработицы. В форс-мажорных обстоятельствах, при которых заемщики окажутся неплатежеспособными, банки предпримут действия по изъятию  жилья с последующей его продажей. Однако банки при общем падении  цен на рынке недвижимости не смогут возместить свои средства. При таких  сценариях АО «КФГИК» компенсирует банкам разницу, которую они не дополучат  при падении цены.

В целом, с начала реализации Государственной программы по состоянию  на 20 августа 2006 года банками-партнерами было выдано ипотечных кредитов на сумму более одного миллиарда  трехсот сорока миллионов тенге. При этом в доступности всех слоев  населения страны к системе кредитования жилья участвуют 15 банков второго  уровня: «Банк ЦентрКредит», «Банк ТуранАлем», «Темирбанк», «Цеснабанк», «Альянс Банк», «АТФ Банк», «Казкоммерцбанк», «Банк Каспийский», «Нурбанк», «TEXAKABANK», «Народный банк Казахстана», «ДанаБанк», «Индустриальный Банк Казахстана». И организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций: «Астана-Финанс», «Курылыс Ипотека», «БТА Ипотека» [11].

Следует также отметить, что немаловажную роль играет система  гарантирования (страхования) ипотечных  кредитов. Система гарантирования (страхования) ипотечных кредитов направлена на создание благоприятных условий для повышения  доступности ипотечных кредитов путем разделения кредитных рисков по кредиту между банками второго  уровня и организациями, страхующими  ипотечные кредиты.

В этой связи в 2003 году был  создан Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов (КФГИК). Создание системы гарантирования ипотечных кредитов позволит Казахстану оптимизировать и расширить рынок ипотечных кредитов. Система гарантирования (страхования) ипотечных кредитов предполагает покрытие КФГИК 50% кредитных рисков в течение срока всего кредита. В данное время уставный капитал Фонда составляет 500 млн. тенге.

У каждого банка есть своя система оценки потенциального клиента. Ипотека - это всегда довольно рискованное  предприятие для обеих сторон - и клиента, и финансовой организации. Причиной риска служит сам клиент, который может задерживать выплаты  по кредиту или еще хуже - потерять способность их погашать, например, вследствие потери работы. Залогом  по ипотечному кредиту является, как  известно, приобретаемое имущество, однако перспектива добавлять себе лишних хлопот с его продажей банк не прельщает, тем более что существуют спекулятивные лазейки в законодательстве, которые клиент может использовать. Например, при предоставлении кредита  новый владелец подписывает нотариальное обязательство освободить жилье  в случае взыскания с него штрафа за просрочку. Но этого обязательства  не дают несовершеннолетние члены его  семьи, а выселить их можно теперь только с согласия опекунов (родителей), которые этого согласия добровольно  не дадут. [12, с.36] Суд тоже не в состоянии  нарушить конституционное право  граждан РК на жилище.

Все подобные нюансы заставляют банк с особой тщательностью выбирать своих клиентов, изучая их прежнюю  кредитную историю (наличие таковой - не факт) и многое другое.

Основной фактор, влияющий на решение банка, это пенсионные отчисления клиента, которые отражают реальный уровень доходов. Следом идут текущие расходы по другим кредитам, расходы на семью, еду, одежду и т.д., вплоть до оплаты услуг сотовой связи. И после - депозиты в наличии и  уже имеющаяся собственность. Наиболее эффективные программы предоставляются  из расчета в долларах США, так  что будем рассматривать только такие. Тенговые ипотечные кредиты страдают одной болезнью - все они краткосрочны, не более года, максимум трех, и проценты по ним исчисляются, не в пример долларовым программам, выше. По словам некоторых финансовых аналитиков, проводить крупные операции в тенге пока не рекомендуется, так как на этом можно и прогадать

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что сегодня система ипотечного кредитования в Казахстане стала самостоятельным, динамичным и перспективным сегментом рынка потребительского кредитования.

 

2. АНАЛИЗ КРЕДИТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «ЖИЛСТРОЙСБЕРБАНК»

2.1 Краткая характеристика  АО «Жилстройсбербанк»

Система жилищных строительных сбережений является качественно новой  системой кредитования мероприятий  по улучшению жилищных условий населения  в Казахстане. Казахстан – первая страна на территории СНГ, где начата реализация принципов и условий данной системы, предназначенной, в первую очередь, для населения со средними и ниже среднего доходами.

Начало внедрению системы  жилищных строительных сбережений в  Казахстане положил Закон Республики Казахстан «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан» от 7 декабря 2000 года.

А в 2003 году на основании  постановления Правительства Республики Казахстан от 16 апреля 2003 года № 364 «О создании жилищного строительного  сберегательного банка» в целях  совершенствования и повышения  эффективности долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования было создано Акционерное общество «Жилищный  строительный сберегательный банк Казахстана». Единственным акционером Банка является акционерное общество «Фонд национального  благосостояния «Самрук-Казына».

АО «Жилстройсбербанк Казахстана» использует германскую модель системы жилищных строительных сбережений и опыт, накопленный многими странами мира. Чехия, Словакия, Венгрия, Франция, Люксембург успешно развивают данную систему и доказывают факт больших потенциальных возможностей этого продукта финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий. [13]

Система жилищных строительных сбережений представляет собой доступный  механизм финансирования жилья, основанный на накоплении индивидуальных сбережений в целях получения займа для  улучшения жилищных условий, включая  приобретение и обмен жилья, а  также строительство, ремонт и модернизацию жилища.

Для Республики Казахстан  формирование системы жилищных строительных сбережений является одним из приоритетных направлений жилищной политики. Оно  создает условия для строительства  и приобретения жилья в собственность  на рынке и улучшения жилищных условий и ориентировано на наиболее экономически активную часть населения.

АО «Жилстройсбербанк Казахстана» создано для того, чтобы дать возможность гражданам Казахстана целевым образом накопить на собственное жилье. Правительство Республики Казахстан обеспечивает формирование соответствующих резервов банка до размеров, необходимых для устойчивого функционирования банка.

Основная привлекательность  займов АО «Жилстройсбербанк Казахстана» – это гарантирование низкой ставки вознаграждения в течение всего срока, на который предоставляется заем. Банк функционирует вне рынка ссудного капитала и, соответственно, в относительной независимости процентной политики банка от конъюнктуры ставок вознаграждения финансового вознаграждения финансового рынка. Это позволяет банку предоставлять кредиты по низким процентным ставкам, выплачивая по сберегательным вкладам также невысокие проценты. Наличие целенаправленной системы финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий влечет за собой  последовательное развитие жилищного сектора Республики Казахстан.

Информация о работе Ипотечное кредитование в РК