Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:10, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление путей совершенствования деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт.
Задачи работы:
1. исследование теоретических основ банковских карт;
2. проведение анализа российского рынка банковских карт;
3. определение конкурентоспособности и путей продвижения карточных продуктов на российском рынке .
4. оценка деятельности ЗАО КБ Ситибанк на рынке банковских карт;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……4
ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ.........................................................................................7
1.1. История развития банковских карт……………………………….……. 7
1.2. Понятие, сущность и виды банковских карт…………………………..19
1.3. Нормативно-правовые акты, регулирующие операции по использованию пластиковых карт в РФ……………………………………...25
ГЛАВА 2. РОССИЙСКИЙ РЫНОК БАНКОВСКИХ КАРТ………………..29
2.1. Анализ российского рынка банковских карт…………………………..29
2.2 Кредитные карты – основное направление расширения сферы использования банковских карт в РФ…………………………………...……40
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО КБ СИТИБАНК НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ КАРТ……………………………………………………..…..51
3.1. Характеристика и организационная структура ЗАО КБ Ситибанк...….51
3.2 Карточные продукты, эмитируемые ЗАО КБ Ситибанк……………......59
3.3. Организация безопасности операций с использованием банковских карт в ЗАО КБ Ситибанк…………………………………………………..…..67
3.4. Некоторые предложения по укреплению позиций ЗАО КБ Ситибанк на рынке банковских карт………………………………………………………...73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...79
СПИСОК ЛИТЕРАУРЫ…………………………………………………….....82
Приложение 1…………………………………………………………………..85
Приложение 2…………………………………………………………………..86
Приложение 3…………………………………………………………………..87
Приложение 4…………………………………………………………………..88
Самой ранней и простой формой записи информации на карту было и остается графическое изображение. Оно до сих пор используется во всех картах, включая самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация об ее эмитенте. Позднее на универсальных банковских картах был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).
Другим способом записи информации на банкосвкую карту является эмбоссировние. Эмбоссирование - нанесение данных на карте в виде рельефных знаков. Это позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты картой, делая оттиск на ней слипа. Информация, эмбоссированная на карте, моментально переносится на слип. Способ переноса эмбоссированной на карте информации - механическое давление. Эмбоссирование не вытеснило полностью графическое изображение.
Штрих-кодирование - запись информации на карту с помощью штрих-кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получила. Карты со штрих-кодами, подобными тем, которые наносятся на товары, довольно популярны в специальных карточных программах, где не требуются расчеты. Это связано с относительно низкой стоимостью таких карт и считывающего оборудования. При этом для лучшей защиты штрих-коды покрываются непрозрачным для невооруженного глаза слоем и считываются в инфракрасном свете (15.C.74).
Одним из последних способов записи информации на банковскую карту является кодировние на магнитной полосе. Банковская карточка имеет обратной стороне магнитную полосу, где записаны данные, необходимые для идентификации личности владельца карточки при ее использовании в банковских автоматах и электронных терминалах торговых заведений.
Микросхема (чип) встроена в карточку и состоит из запоминающих устройств для сбережения информации (карты памяти). Смарт – карты (интеллектуальные карты) внешне похожи на карты памяти, но в их микросхему включен микропроцессор, который является компьютером и способен обрабатывать информацию, записанную в запоминающих устройствах.
Лазерные записи (оптические карты) – карты имеют большую емкость, чем карты с микросхемой, но данные на них могут быть записаны только 1 раз. Записи и считывание информации производится специальной аппаратурой с использованием лазера. В банковских технологиях пока не получило широкого распространения (19. C.75).
Все
многообразие представленных карт международных
платежных систем предоставляет возможность
выбрать оптимальный вариант, который
будет наилучшим образом соответствовать
целям, которые преследуются при приобретении
карточки.
1.3.
Нормативно-правовые
акты, регулирующие
операции по использованию
пластиковых карт
в РФ
Кредитная организация при проведении операций с пластиковыми картами руководствуется Законами РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами Центрального Банка России, Уставом, решениями общего собрания акционеров, Совета директоров и Правления банка, приказами и распоряжениями Президента банка и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность этой кредитной организации.
На данный момент деятельность любого коммерческого банка, связанная с пластиковыми картами, регулируется в РФ следующими основными нормативно – правовыми актами:
Это неполный перечень нормативно-правовых актов, которые в данный момент оказывают влияние на деятельность любого коммерческого банка. Рассматривая же непосредственно деятельность ЗАО КБ «Ситибанк» хотелось бы отметить достаточно большое количество внутренних регламентов, связанных с эмиссией пластиковых карт. Среди них можно отметить:
- Порядок по выпуску, учету, хранению и передаче банковских карт в ЗАО КБ «Ситибанк» (9).
- Процедура открытия пакета банковских услуг в ЗАО КБ «Ситибанк» (10).
- Методика определения сотрудниками банка статуса физического лица и соответствия предъявленных физическим лицом документов требованиям банка (11).
Данные внутренние документы имеют своей целью научить сотрудника банка идентифицировать клиента по предъявленным документам, а также подробным образом описывают банковские процедуры, связанные с открытием и закрытием текущих, депозитных счетов и обслуживанием банковских карт.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация - бизнес размером почти в 7 трлн руб. регулируется Положением Банка России, по сути, ведомственным нормативным актом. Так же существует неотлаженность механизма использования корпоративных кредитных карт малыми и средними предприятиями с точки зрения некоторых положений Налогового кодекса. В частности, это приводит к следующему: поскольку в течение льготного периода (до 50 дней) банк, как правило, не взимает проценты за пользование кредитом, предприятие как бы получает беспроцентный кредит и материальную выгоду, с которой следует уплачивать налоги.
На сегодняшний день есть большие пробелы в области уголовного преследования за мошенничество с пластиковыми картами. Уголовное законодательство предусматривает наказание при производстве фальшивых карт с целью сбыта. А вот доказать это очень сложно.
Все
это говорит о необходимости
законодательных, организационных и административных
мер для развития карточного бизнеса.
В ближайшее время необходимо принятие
Федерального закона регулирующего правоотношения
в сфере банковских карт, где будут юридически
введены понятия "личные" и "корпоративные",
"основные" и "дополнительные",
"дебетовые" и "кредитные", "системные"
и "собственные" банковские карты.
Кроме того, необходимо описать в законе
права и обязанности держателей (юридических
и физических лиц), эмитентов, процессинговых
компаний и эквайеров, а также их ответственность..
Это является на сегодняшний день основной
проблемой правового регулирования в
данной области.
Развитие российского рынка платежных карточек является одним из важнейших факторов при решении задач по сокращению расчетов наличными деньгами и развитию безналичных расчетов в области розничных платежей. Для решения указанной задачи Банком России проводиться работа по созданию условий для дальнейшего совершенствования современных инструментов розничных платежей, способствующих развитую в России карточной индустрии.
Развитие
карточной индустрии
Среди платежных инструментов, используемых на рынке розничных платежей, одному из ведущих позиций занимают платежные карточки.
Во
многом благодаря универсальности платежной
карточки, адекватно отвечающей потребностям
розничного бизнеса, возможно решать различные
задачи не только в сфере розничных услуг,
но и в социальной, бюджетной сферах. Поэтому
кредитными организациями, развивающими
свои розничные банковские услуги, отдается
предпочтение (не только в Росси, но и зарубежном).
Тенденция выпуска банковских карт представлена
на рис.1.
Рис.
1.Количество эмитированных карт в РФ,
млн.(27)
Согласно
новому исследованию, проведенному Национальным
агентством финансовой информации (НАФИ)
в январе 2011 года только треть россиян
пользуется банковскими пластиковыми
картами. Исследование показало, что по
сравнению с июлем 2009 года количество
держателей пластиковых карточек в январе
2010 года осталось практически неизменным.
Различия в количестве держателей находятся
в переделах статистической погрешности
исследования. Уровень пользования пластиковыми
карточками в 2010г. на рис 2.
Рис. 2. Уровень пользования банковскими пластиковыми картами в РФ в 2010г (32).
На данный момент на рынке присутствуют карты международных, так и российских платежных систем. При этом лидирующие позиции занимает Visa International, который принадлежит более половины российского рынка рис.3.
Рис.
3. Структура российского рынка пластиковых
карт в 2010 г.(27)
Из
отечественных продуктов
Самые
распространенные виды карт среди пользователей
дебетовых карт – Cirrus/Maestro (MasterCard)
и Visa Electron (33 и 31 соответственно). Около
11% используют карту MasterCard Standard, а карты
VISA Classic и Сберкарт применяют только по
8% пользователей. Такое распределение
объясняется низкими тарифами на обслуживание
Cirrus/Maestro и VISA Electron предпочтениями предприятий-работодалей
рис.4.
Рис.
4. Платежные системы дебетовых карт (34)
Спрос на кредитные карты тоже растет. Популярность данного банковского продукта эксперты связывают с кредитным бумом. Население нуждается в заемных средствах, а получать их по карте и проще и удобнее.
Среди
держателей кредитных карт большинство
пользуются картой VISA Classic (31%), вторая по
популярности платежная система – MasterCard
и MasterCard Standard (18%). Примерные равные доли
пользуются картами VISA Gold (13%), MasterCard Gold
(11%) и American Express (10%) рис 5.
Рис.
5. Платежные системы кредитных карт
(34)
На развитие рынка пластиковых карт оказывает влияние культур потребления этих продуктов. В отличии от европейских стран и США, в России большинство потребителей пока еще используют карту для получения заработной платы или стипендии (90%). Доля респондентов, использующих карту для оплаты товаров и услуг в магазинах, составляет 10%, для хранения сбережений – 6% (рис 6).
Рис.
6.Цели использования банковских карт
на 01.01.2011 (32).
Наиболее распространенными пластиковыми карточками являются зарплатные карточки, с помощью которых россияне получают заплату, пенсию, стипендию. 90% опрошенных держателей пользуются именно запрлатными карточками.
Информация о работе Деятельность банка на рынке банковских карт