Деньги и денежная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Итак, объектом исследования является финансовая система Российской Федерации. Предмет исследования – денежная система Российской Федерации. Целью данной работы является анализ денежной системы Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:
проанализировать предпосылки формирования институтов актуальной денежной системы;
рассмотреть понятие и правовые аспекты денежной системы;
рассмотреть элементы денежной системы;

Содержание

Введение
1. Сущность и функции денег
1.1. Понятие денег и необходимость их появления. Виды денег
1.2. Функции денег
1.3. Роль денег в условиях рыночной экономики
1.Денежная система и её функционирование
2.1. Понятие и типы денежных систем
2.2. Принципы управления денежной системой
2.3. Элементы денежной системы
3. Современное устройство денежной системы Российской Федерации
3.1. Денежная система РФ и её элементы
3.2. Роль ЦБ РФ в регулировании денежного обращения
3.3. Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.docx

— 139.59 Кб (Скачать)
  • объем предложения денег в наличной и безналичной формах;
  • объем спроса;
  • цена кредита.

          Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается центральному банку совмещением субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения повышает значение регулирования центральным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование центральным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов центральным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.

Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности  положения в ней банков, степени  развитости инструментов денежного  рынка, степени включения денежного  рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию денежного  обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эволюцией. Эволюция инструментов регулирования денежного обращения  вслед за изменением, например, объекта  регулирования отнюдь не является автоматической, но все тот же механизм эффективности  придает ей принудительный характер. Так, изменения в банковской системе  меняют типы учреждений, операций подлежащих регулированию, а также каналы, по которым соответствующие регулирующие меры доходят до экономических агентов. Это меняет эффективность используемых инструментов, требует изменения  их соотношения или разработки новых инструментов регулирования.[7 ]

Эволюция методов регулирования  денежного обращения стимулируется  отчасти и его особенностями  как объекта регулирования. Дело в том, что регулирующая деятельность центрального банка накладывает  определенные ограничения на условия  денежного обращения, вызывая двойственную реакцию. С одной стороны, изменение  одного из параметров рынка ведет  к изменению состояния всей системы  в направлении достижения рыночного  равновесия. С другой стороны, происходит приспособление форм рыночной деятельности в направлении, компенсирующем воздействие  регулирующих мер или позволяющем  обходить их. В качестве непосредственных причин изменений методов регулирования  денежного обращения можно назвать:

  • достижение высокой степени развития инструментов денежного рынка, чья гибкость позволила быстро приспособиться к регулирующим мерам;
  • изменение структуры банковской системы, расширение сферы оптовых банковских операций, повышающих устойчивость денежной сферы;
  • интернационализация банковской деятельности, также увеличившая мобильность этой сферы, ее способность компенсировать воздействие регулирующих мер.

Центральный банк имеет в  своем распоряжении комплекс инструментов, используемых для реализации денежно-кредитной  политики. [8, с. 68]

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

- обязательные резервы;

- операции на открытом  рынке;

- рефинансирование банков;

- депозитные операции;

- процентная политика.

Для регулирования ликвидности  банковской системы Банк России активно  использует такой инструмент денежно-кредитной  политики, как обязательные резервы. В основе действия этого инструмента лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор. Если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения, при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация  обязана выполнять нормативы  обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Размер обязательных резервов, согласно статьи 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», в процентном отношении  к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования  в Банке России устанавливаются  Советом Директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов  обязательств кредитной организации. Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отклонения должны быть урегулированы в течении 2-х рабочих дней. Банк России и  его территориальные учреждения обеспечивают контроль за своевременностью и полнотой депонирования обязательных резервов кредитными организациями. Этому  в значительной мере способствовало введение оперативной пятидневной (а по ряду показателей ежедневной), а также ежемесячной отчетности о своевременности и полноте  формирования обязательных резервов и  использование этой отчетности для  оперативного принятия решений, направленных на четкое соблюдение действующих Положений  об обязательных резервах.[6]

С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок  формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос  в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются  другие меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Важным инструментом денежно-кредитной  политики являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Когда Центральный банк старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств. Последние перемещаются к частным владельцам, а деньги, вырученные в результате такой операции, извлекаются из обращения.

Как правило, при продаже  государственных ценных бумаг Центральный  банк устанавливает льготные курсы по цене ниже рыночной, пытаясь привлечь как можно больше желающих приобрести эти бумаги. В свою очередь выкуп этих ценных бумаг может осуществляться государством в заранее установленные сроки по заранее определенной цене или по рыночной цене. Или государство обязуется скупать ранее выпущенные ценные бумаги по договорной цене, но с условием индексации.

Операции на открытом рынке, в отличии от других методов, оказывают  быстрое корректирующее воздействие  на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность  использования данного инструмента  состоит в том, что периодичность  и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Банка России исходя из желаемого прогнозируемого эффекта. Это делает данный инструмент удобным, гибким и оперативным в применении. С помощью операций на открытом рынке  Центральный банк осуществляет централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у  банков, финансовых и инвестиционных компаний, различных предприятий  и у населения. Другими словами, это правовое оформление займа государства  у тех или иных кредиторов. Полученные таким образом деньги используются для неинфляционного финансирования дефицита госбюджета.[12]

Выпуск государственных  ценных бумаг отвлекает огромные средства с денежного рынка на нужды государства, уменьшает возможности  использования денежных средств  непосредственно в сфере хозяйства, поскольку данные операции имеют  спекулятивный характер, и это  ведет к повышению стоимости  денежных средств, повышению процентных ставок по кредитам и депозитам и  т.д. Поэтому выпуск государственных  ценных бумаг должен согласовываться  с общими принципами денежно-кредитной  политики. Необходимы точные расчеты  основных параметров выпуска государственных  ценных бумаг

Другим важным финансовым инструментом Банка России является политика рефинансирования, т.е. кредитования им коммерческих банков, предоставления кредитов на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности, преодоление временных затруднений и на другие цели. Рефинансирование коммерческих банков Банком России до 1996 года почти не практиковалось из-за отсутствия соответствующей базы, неплатежеспособности многих коммерческих банков и по другим причинам. Центральный банк России, проводя политику рефинансирования, предоставляет кредиты коммерческим банкам по своей учетной ставке. Также Банк России может самостоятельно устанавливать процентную ставку по некоторым видам кредитов. В настоящее время рефинансирование Банком России банков осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также ломбардных кредитов.

В целях изъятия излишней ликвидности банковской системы  Банк России активно использует такой  инструмент, как депозитные операции. Эти операции позволяют Банку России оперативно привлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

Следующим инструментом, при  помощи которого ЦБР регулирует денежно-кредитную  политику, является процентная политика по операциям Банка России, т.е. политика учетной ставки. Учетная ставка – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы резервных фондов дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Изменение ставки рефинансирования, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизирует платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам. [9]

 

3.3. Проблемы развития  денежной системы РФ

В ближайшие годы российской экономике предстоит преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5-7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.

В целях повышения эффективности  денежно-кредитной политики Банк России продолжит движение в сторону  свободного курсообразования, не препятствуя  динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины.

Формально российская валюта уже сейчас конвертируема. В Цюрихе в банке уже без проблем  можно обменять рубль на любую  мировую валюту. И на бирже в  Швейцарии можно купить рублевые активы, например, акции Сбербанка. Этот бизнес еще небольшой по объему, но очень быстро растущий.

     С точки зрения российского законодательства нет препятствий, чтобы рубль переводить за границу, обменивать его в какой угодно пропорции. Но это, конечно, еще не делает рубль в глазах иностранцев, скажем, долларом, потому что к этой валюте уже привыкли, а к нашей еще нет.

     Французские банкиры подтвердили, что даже в Париже уже обменивают российскую валюту, однако курс плохой.

     Тенденция внедрения рубля в мировую валюту очень положительная, и если так пойдет и дальше, то уже через 5 лет человеку, который едет за границу, можно будет не заботиться об обмене российской валюты.

      Все возможное для конвертируемости рубля уже делается: укрепляется экономика уже не только за счет нефти, инвестиционный климат улучшается. Рубли для иностранцев в качестве инвестиций становятся все более нужными. Сейчас все существующие тенденции работают в пользу рубля, можно сказать, что в ближайшей пятилетке рубль будет похож если не на доллар, то как минимум на йену.[4]

Рис.1  Динамика курса Доллара  США к Российскому рублю с 15.10.2010 по 15.11.2010

Рис.2 Динамика курса Евро к Российскому рублю с 15.10.2010 по 15.11.2010

В январе-июле 2010 года продолжилось восстановление российской экономики после глубокого спада, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом. Постепенное оживление мировой экономики и улучшение условий торговли способствовали увеличению российского экспорта и поддержанию роста производства. Существенно сократился чистый отток частного капитала. Возобновился рост потребительской и инвестиционной активности. В первом полугодии 2010 года объем ВВП увеличился на 4,2%. Рост производства наблюдался во многих видах экономической деятельности.

Информация о работе Деньги и денежная система