Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определение теоретических основ денежно-кредитной политики и выявление проблем и особенностей ее реализации в современной экономике Республики Беларусь. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
• раскрыть сущность денежно-кредитной политики, выявить ее цели и задачи;
• изучить основные типы, виды и инструменты денежно-кредитной политики;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цеди денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики 12
1.4 Виды и типы денежно-кредитной политики 15
1.5 Политика «дорогих» и «дешевых» денег 18
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Особенности и результаты проведения денежно-кредитной политики на современном этапе 20
2.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

Работа содержит 1 файл

вид куросовой работы.docx

— 1.27 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключение проделанной  работы необходимо отметить, что цель, определенная в начале исследования достигнута. В работе были рассмотрены  основные типы, инструменты и направления  современной денежно-кредитной политики. Подведем итоги:

Совокупность  мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику. Ее конечные цели следующие: устойчивые темпы экономического роста, стабильный уровень цен, высокий  уровень занятости, равновесие платежного баланса. Особенность денежно-кредитной  политики состоит в том, что центральный  банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска, уровень занятости, а делает это посредством промежуточных  целей. А  перед тем, как приступить к достижению промежуточных, центральный банк устанавливает тактические цели.

Одним из основных объектов денежно-кредитного регулирования  является предложение денег. В зависимости  от состояния экономики страны. центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики  - политику «дорогих» или «дешевых» денег. В условиях инфляции проводиться политика «дорогих» денег, направленную на сокращение денежной массы. А в периоды спада производства для стимулирования деловой активности осуществляется политика «дешевых» денег, которая приводит к ее увеличению.

Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитной  политики. Центральный банк в процессе реализации денежно-кредитной политики использует одновременно совокупность инструментов, основными из которых  являются регулирование учетной  ставки (ставки рефинансирования); регулирование  норм обязательных резервов; операции на открытом рынке. Суть последнего заключается  в покупке-продаже государственных  ценных бумаг. Регулируя учетную  ставку, центральный банк управляет  объемами рефинансирования коммерческих банков, изменяя их возможности создания новых денег. А изменяя резервную  норму, он воздействует на объем кредитования и ликвидность банков.

Процесс поэтапного влияния  изменений в денежно-кредитной  политике на параметры ее промежуточных целей и в конечном итоге - на реальный сектор экономики описывает передаточный механизм. Представители кейнсианского направления считают передаточный механизм достаточно сложным и многоэтапным. Согласно монетарной концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики проще и состоит из меньшего числа звеньев. Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов Денежно-кредитная политика, как в общем каждая политика государства, имеет свои недостатки и преимущества. К преимуществам, прежде всего, относят сравнительно короткий временной лаг, гибкость, независимость от политического давления, ну а к недостаткам – относительно продолжительный внешний лаг, наличие многоэтапного передаточного механизма, изменение скорости обращения денег и т.д.

денежно-кредитной политики.

В последние время особенностью денежно-кредитной политики Республики Беларусь была нацеленность на преодоление  негативных явлений и стабилизацию национальной денежной единицы. Несмотря на определенные успехи, в денежно-кредитной  сфере существуют и проблемы. Их можно сгруппировать в четыре блока:

Во-первых, это проблемы, возникшие со стабилизацией белорусского рубля. Во-вторых, проблемы связанные с возросшей сложностью и масштабностью решаемых задач. К ним относятся достижение международных стандартов в области гарантий надежности банковской системы, повышение качества банковских услуг и технологического потенциала банков, обеспечение устойчивой стабильности денежной системы. В-третьих, недостаточный финансовый потенциал банковской системы. В-четвертых, осложнение ситуации в мировой денежной и финансовой системе.

Важно также выделить следующие  аспекты, которым необходимо уделить  особое внимание [15]:

  • взаимодействие денежно-кредитной, фискальной и социально-экономической политики для формирования наиболее благоприятных условий социально-экономического развития;
  • операционная надежность, эффективность и безопасность платежной системы;
  • поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
  • совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.

Решение вышеуказанных проблем  создаст условия для повышения  эффективности монетарной политики, проводимой Национальным банком.

К основным тенденциям в  области денежно-кредитной политики Республики Беларусь можно отнести  следующие:

  • повышение роли денежно-кредитной политики в обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля;
  • увеличение золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования в целях обеспечения внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля;
  • постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов.

Направления дальнейшего  развития денежно-кредитной сферы  имеют целью улучшение общих  экономических показателей страны, снижение уровня инфляции, обеспечение  надежности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту  благосостояния населения.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Макроэкономика/А.В. Бондарь [и др.]; под общ. ред. А.В. Бондарь.- Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
  2. Макроэкономика/И.В. Новикова [и др.]; под общ. ред. И.В. Новикова, Ю.М. Ясинского.- Минск: Тетра-Системс, 2010. – 384 с.
  3. Макроэкономика/И.М. Лемешевский. -2-е изд. перераб. и доп. – Минск: ФУАинформ, 2006. – 544 с.
  4. Экономическая теория/В.Д. Камаев [и др.]; под общ. ред. В.Д. Камаева. -8-е изд. перераб. и доп. - Минск: ВЛАДОС, 2002. – 640 с.
  5. Экономическая теория/Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко; под общ. ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко.- 3-е изд. перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. – 752с.
  6. Деньги, кредит, банки/ Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов; под общ. ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2003 – 527 с.
  7. Банковское дело/Г.Г. Коробова; под общ. ред. Г.Г. Коробовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Магистр, 2009. – 590 с.
  8. Финансово-денежная экономика / Виногродов, Д. В., М.Е. Дорошенко; под  ред. М.Е. Дорошенко.– Минск: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2009. – 828 с.
  9. Денежное обращение и кредит/ А.И. Короткевич, И.И. Очкольда; под ред. А.И. Короткевич. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 352 с  
  10. Деньги. Кредит. Банки/Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова; под ред. Е.Ф. Жукова. – Минск: ЮНИТИ, 2002. – 623с. 
  11. Национальная экономика Беларуси/В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова . -3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009, - 751с.
  12. Медведева Е.А. Денежно-кредитная политика//Экономический бюллетень. 2011. №8. с. 14-15.
  13. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 марта 2011 г. № 115 «Об условиях функционирования внутреннего валютного рынка».
  14. Указ Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010г. № 597 «Об  утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год».
  15. Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011г.  № 136 «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы».
  16. Доклад заместителя Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь С.В. Дубкова на расширенном заседании Правления «Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 1 квартал 2011 год и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации».
  17. http://www.belstat.gov.by        
  18. http://www.economy.gov.by  
  19. http://www.president.gov.by

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Классификация инструментов денежно-кредитной политики

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

Кейнсианский передаточный механизм денежно-кредитной политики

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

Монетаристский передаточный механизм денежно-кредитной политики.

 


Информация о работе Денежно-кредитная политика