Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определение теоретических основ денежно-кредитной политики и выявление проблем и особенностей ее реализации в современной экономике Республики Беларусь. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
• раскрыть сущность денежно-кредитной политики, выявить ее цели и задачи;
• изучить основные типы, виды и инструменты денежно-кредитной политики;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цеди денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики 12
1.4 Виды и типы денежно-кредитной политики 15
1.5 Политика «дорогих» и «дешевых» денег 18
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Особенности и результаты проведения денежно-кредитной политики на современном этапе 20
2.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

Работа содержит 1 файл

вид куросовой работы.docx

— 1.27 Мб (Скачать)

Для сохранения финансовой устойчивости банковской системы 21 июня 2011г. Президентом был подписал Указ № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь». Основной целью деятельности данного банка будет являться финансирование государственных программ  мероприятий, осуществление связанных с этим структурных преобразований в бюджетной и денежно-кредитной сферах.

Третий блок непосредственно  связан с проблемными вопросами  развития банковского сектора.

Несмотря на сложные макроэкономические условия в 2011 году, банковский сектор Республики Беларусь достаточно успешно  справляется с возникающими трудностями, и совместными усилиями банков, Национального  банка и правительства обеспечивается его устойчивая работа. Обменный курс белорусского рубля предполагается формировать при минимальном  участии Национального банка.

Качество активов банковского  сектора остается приемлемым. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, на 1 августа 2011 года составила 3,24%, незначительно снизившись по сравнению с началом текущего года на 0,26 п.п. Рентабельность банков как отношение прибыли к нормативному капиталу за семь месяцев 2011 года составила 7,3%, что на 0,6 п.п. выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако отношение их прибыли к активам несколько снизилось — на 0,15 п.п., до 0,86%. Объем нормативного капитала банков за январь–июль увеличился на 12%, при том что, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь, на весь 2011 год предусматривался прирост данного показателя на 15–21%. Кроме того, коэффициент достаточности нормативного капитала, который характеризует уровень покрытия капиталом принимаемых банком рисков деятельности, составил по банковскому сектору на 1 августа 2011 года 17,05% при установленном нормативе для отдельного банка не менее 8%.

Таким образом, в рассматриваемом  периоде 2011 года было обеспечено в целом  устойчивое — относительно общего уровня внешних рисков — функционирование банковского сектора. В июне–августе 2011 года удалось остановить отток  депозитов населения, наблюдавшийся  в марте–мае на фоне проблем, связанных  с внешнеэкономической несбалансированностью. Кроме того, объем средств, привлеченных банками республики от нерезидентов, увеличился с начала года на 963,4 млн долларов, или на 17%. 
В целом, несмотря на сложившиеся непростые условия, банковский сектор страны продолжает стабильно функционировать и в полной мере выполнять функцию финансового посредника в экономике.

Вместе с тем необходимо перечислить следующие факторы, оказывающие негативное влияние  на устойчивость банковского сектора  и повышающие риски банков.

Во-первых, снижение международными рейтинговыми агентствами Standard & Poor’s и Moody’s в марте 2011 г. суверенных кредитных рейтингов Республики Беларусь. Следствием такого снижения стал пересмотр международными рейтинговыми агентствами в сторону снижения рейтингов белорусских банков. Причинами снижения рейтингов, по сообщениям рейтинговых агентств, являются проблемы с внешним финансированием дефицита текущего счета платежного баланса и недостаточный уровень международных валютных резервов Республики Беларусь. [16]

Рейтинговыми агентствами  и Международным валютным фондом (МВФ) отмечается, что банки в 2010 г. активно участвовали в финансировании дефицита внешнеторгового сальдо, привлекая  кредиты иностранных банков.

Снижение международных  рейтингов белорусских банков осложнило  им доступ к международным финансовым рынкам, поспособствовало увеличению стоимости заимствований, сокращению доступных объемов заимствований.

Во-вторых, недостаточная  эффективность действующей системы  организации финансирования (в том  числе льготного) приоритетных государственных  программ.

На 1 апреля 2011 г. требования банков к экономике составили 102,71 трлн. бел. руб. и возросли за январь — март 2011 г. на 10,6% (см. рис. 10).

 

Рис.10 Требования банков к  экономике 

 

Такая динамика прироста требований банков к экономике в первую очередь  обусловлена высокими темпами экономического роста (за I квартал 2011 г. реальный рост ВВП составил 110,9% годовых) и, следовательно, растущим спросом экономики на кредитные  ресурсы.

Фактическая кредитная задолженность  по государственным программам и  мероприятиям на 1 марта 2011 г. составила 43,2 трлн. руб. и возросла по сравнению  с началом года на 1,7 трлн. руб., или на 4,1%. На реализацию государственных программ в январе — феврале текущего года банки предоставили кредиты на 2,7 трлн. руб., или 13,5% от общего объема кредитования экономики.

Вместе с тем проводимая Правительством и Национальным банком Республики Беларусь работа по инвентаризации государственных программ привела  к снижению в I квартале 2011 г. доли кредитов, направляемых на эти цели. На 1 марта 2011 г. удельный вес задолженности  по кредитам в рамках государственных  программ в требованиях банковской системы к экономике сложился на уровне 42% и снизился по сравнению  с данными на начало года на 1,2 процентного пункта. Удельный вес задолженности по кредитам в рамках государственных программ в требованиях банков к экономике составил 44,2%, уменьшившись по сравнению с началом года на 0,5 процентного пункта.

В-третьих, нарастающие кредитные  риски по операциям с населением, и в первую очередь  по кредитам, предоставленным в иностранной  валюте. Объем кредитной задолженности  физических лиц на 1 апреля 2011 г. составил 17,47 трлн. бел. руб. и за I квартал 2011 г. увеличился на 2,19 трлн. руб., или на 9,6%. Рост кредитной задолженности населения в наибольшей степени происходил за счет финансирования недвижимости и составил 1,5 трлн. бел. руб. Общий объем кредитной задолженности населения на потребительские цели (в национальной и иностранной валюте) в начале 2011 г. возрос на 0,68 трлн. руб., или на 10,2%, и на 1 апреля 2011 г. составил 7,4 трлн. руб. Удельный вес кредитов на потребительские цели в общем объеме кредитной задолженности населения на указанную дату равнялся 29,8% против 29,6% на 1 января 2011 г.

В-четвертых, высокие риски  кредитования, обусловленные неустойчивым финансовым положением кредитополучателей в рамках их финансирования в соответствии с решениями, принимаемыми государственными органами управления, и их накопление в банковском секторе. Это приводит к невысокой рентабельности деятельности банков, участвующих в финансировании государственных программ.

С учетом всего изложенного  представляется необходимым осуществление  мероприятий для решения перечисленных  выше проблемных аспектов деятельности банковского сектора путем принятия неотлагательных мер по созданию благоприятных условий для поддержания  доверия клиентов и контрагентов к банковскому сектору. Этого  можно достичь в том числе за

счет обеспечения предсказуемости  ситуации на валютном рынке, поддержания  положительных реальных процентных ставок по депозитам в белорусских  рублях, сохранения возможностей вкладчиков беспрепятственно распоряжаться своими денежными средствами в валюте вклада.

В апреле — декабре 2011 г. важнейшей задачей денежно-кредитной  политики остается реализация мер, направленных на минимизацию отрицательного влияния  негативных процессов в экономике  и на финансово-кредитную систему  нашей страны, обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание  финансовой стабильности в целом.

Важнейшей задачей Правительства  и Национального банка является наращивание государственных золотовалютных резервов, приближение их к уровню, соответствующему трехмесячному импорту. Курсовая политика в этих условиях должна быть направлена на поддержание  стабильного курса белорусского рубля к корзине иностранных  валют в пределах установленного коридора. В целях стабилизации ситуации на валютном рынке и создания условий  для наращивания международных  резервных активов будет продолжено проведение достаточно жесткой денежно-кредитной политики.

В рамках процентной политики Национальный банк, с учетом динамики инфляционных процессов, планирует  реализацию мер, стимулирующих рост ресурсного потенциала банков, способствующих формированию сбережений в национальной валюте и улучшающих сбалансированность валютного рынка.

Повышение устойчивости функционирования банков — основа политики по развитию банковского сектора в апреле — декабре текущего года. Исходя из этого, работу банков необходимо сосредоточить на снижении кредитных рисков, привлечении средств населения на долгосрочной основе, усилении финансовой дисциплины, а также на активизации привлечения зарубежного капитала.

Основными ориентирами развития национальной платежной системы  станут обеспечение ее эффективного, надежного и безопасного функционирования, поддержание параметра доступности  банков к Автоматизированной системе  межбанковских расчетов на уровне не ниже 99,5% дневного фонда рабочего времени. Кроме того, внимание будет уделено  дальнейшему развитию национальной системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных  расчетов в розничном платежном  обороте. Продолжится реализация мероприятий  по интеграции банковских систем Республики Беларусь, государств таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, других стран СНГ. Будет углублено  взаимодействие Национального банка  и банковского сектора Республики Беларусь с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции  и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными (национальными) банками.

Во втором полугодии 2011г. необходимо ускорить выход на единый валютный курс белорусского рубля. Рост валютной выручки, поступление в  страну второго транша кредита от антикризисного фонда ЕваАзЭС, а также средства от приватизации при условии значительного сокращения эмиссионного кредитования позволят сбалансировать спрос и предложение на валютном рынке. [12]

Результатом совместных усилий должно стать также обеспечение  устойчивого функционирования банковского  сектора нашей страны, позволяющего противостоять дестабилизирующему воздействию внутренних и внешних  факторов и характеризующегося развитием  количественных и качественных параметров деятельности во взаимодействии с интересами всей экономики.

2.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

 

 

Изучив основные направления денежно-кредитной политики на 2012г., программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг., можно сделать вывод, что основными ее задачами являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики.

Денежно–кредитная политика будет содействовать созданию условий  для поддержания стабильных темпов роста в экономике. 
Направления реализации этих задач предусматривают:

1.постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;

2.формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую  безопасность  страны,  –  не  менее  трехмесячного объема импорта;

3.совершенствование системы  рефинансирования банков, основанной  на рыночных условиях формирования  цены ресурсов, что позволит повысить  эффективность процентной политики  и снизить процентные риски  для банковской системы;

4.поддержание процентных  ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и  привлекательность ресурсов в  национальной валюте, а также  доступность банковского кредита  для нефинансового сектора экономики.

Совместная  работа  Правительства  Республики  Беларусь  и  Национального  банка будет направлена на решение  следующих основных задач:

1.обеспечение  устойчивости  национальной  финансовой  и   денежно- кредитной  системы,  наращивание  денежного  предложения  (эмиссии)  с учетом  соблюдения  целевых  параметров  уровня  инфляции  и  заданного 

валютного коридора в соответствии с утверждаемыми  Главой государства

Основными  направлениями  денежно-кредитной  политики  Республики Беларусь;

2.повышение  устойчивости  банковской  системы,  снижение  доли проблемных активов банков  в активах, подверженных кредитному  риску, до уровня не более  4 процентов; 

3.обеспечение  вхождения   в  число  30  передовых   стран  по  показателям международных  рейтингов, характеризующих развитие  банковского сектора, системы   кредитования  и  осуществления   расчетов,  эффективность  денежно-кредитной  политики; 

4.совершенствование институциональной  структуры банковского сектора  в соответствии с потребностями  социально-экономического развития  страны.

В результате названных действий планируется обеспечить стабильность курса белорусского рубля к корзине  валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов, снизить ставка рефинансирования Национального  банка до 6 — 8 процентов к концу  пятилетия. Предполагается, что к 2015 году прирост индекса потребительских  цен не превысит 5 — 6 процентов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика