Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель работы - определение теоретических основ денежно-кредитной политики и выявление проблем и особенностей ее реализации в современной экономике Республики Беларусь. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
• раскрыть сущность денежно-кредитной политики, выявить ее цели и задачи;
• изучить основные типы, виды и инструменты денежно-кредитной политики;
Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цеди денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики 12
1.4 Виды и типы денежно-кредитной политики 15
1.5 Политика «дорогих» и «дешевых» денег 18
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Особенности и результаты проведения денежно-кредитной политики на современном этапе 20
2.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Для сохранения финансовой устойчивости банковской системы 21 июня 2011г. Президентом был подписал Указ № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь». Основной целью деятельности данного банка будет являться финансирование государственных программ мероприятий, осуществление связанных с этим структурных преобразований в бюджетной и денежно-кредитной сферах.
Третий блок непосредственно связан с проблемными вопросами развития банковского сектора.
Несмотря на сложные макроэкономические
условия в 2011 году, банковский сектор
Республики Беларусь достаточно успешно
справляется с возникающими трудностями,
и совместными усилиями банков, Национального
банка и правительства
Качество активов банковского сектора остается приемлемым. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, на 1 августа 2011 года составила 3,24%, незначительно снизившись по сравнению с началом текущего года на 0,26 п.п. Рентабельность банков как отношение прибыли к нормативному капиталу за семь месяцев 2011 года составила 7,3%, что на 0,6 п.п. выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако отношение их прибыли к активам несколько снизилось — на 0,15 п.п., до 0,86%. Объем нормативного капитала банков за январь–июль увеличился на 12%, при том что, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь, на весь 2011 год предусматривался прирост данного показателя на 15–21%. Кроме того, коэффициент достаточности нормативного капитала, который характеризует уровень покрытия капиталом принимаемых банком рисков деятельности, составил по банковскому сектору на 1 августа 2011 года 17,05% при установленном нормативе для отдельного банка не менее 8%.
Таким образом, в рассматриваемом
периоде 2011 года было обеспечено в целом
устойчивое — относительно общего
уровня внешних рисков — функционирование
банковского сектора. В июне–августе
2011 года удалось остановить отток
депозитов населения, наблюдавшийся
в марте–мае на фоне проблем, связанных
с внешнеэкономической
В целом, несмотря на сложившиеся непростые
условия, банковский сектор страны продолжает
стабильно функционировать и в полной
мере выполнять функцию финансового посредника
в экономике.
Вместе с тем необходимо перечислить следующие факторы, оказывающие негативное влияние на устойчивость банковского сектора и повышающие риски банков.
Во-первых, снижение международными рейтинговыми агентствами Standard & Poor’s и Moody’s в марте 2011 г. суверенных кредитных рейтингов Республики Беларусь. Следствием такого снижения стал пересмотр международными рейтинговыми агентствами в сторону снижения рейтингов белорусских банков. Причинами снижения рейтингов, по сообщениям рейтинговых агентств, являются проблемы с внешним финансированием дефицита текущего счета платежного баланса и недостаточный уровень международных валютных резервов Республики Беларусь. [16]
Рейтинговыми агентствами
и Международным валютным фондом
(МВФ) отмечается, что банки в 2010 г.
активно участвовали в
Снижение международных
рейтингов белорусских банков осложнило
им доступ к международным финансовым
рынкам, поспособствовало увеличению
стоимости заимствований, сокращению
доступных объемов
Во-вторых, недостаточная
эффективность действующей
На 1 апреля 2011 г. требования банков к экономике составили 102,71 трлн. бел. руб. и возросли за январь — март 2011 г. на 10,6% (см. рис. 10).
Рис.10 Требования банков к экономике
Такая динамика прироста требований банков к экономике в первую очередь обусловлена высокими темпами экономического роста (за I квартал 2011 г. реальный рост ВВП составил 110,9% годовых) и, следовательно, растущим спросом экономики на кредитные ресурсы.
Фактическая кредитная задолженность по государственным программам и мероприятиям на 1 марта 2011 г. составила 43,2 трлн. руб. и возросла по сравнению с началом года на 1,7 трлн. руб., или на 4,1%. На реализацию государственных программ в январе — феврале текущего года банки предоставили кредиты на 2,7 трлн. руб., или 13,5% от общего объема кредитования экономики.
Вместе с тем проводимая Правительством и Национальным банком Республики Беларусь работа по инвентаризации государственных программ привела к снижению в I квартале 2011 г. доли кредитов, направляемых на эти цели. На 1 марта 2011 г. удельный вес задолженности по кредитам в рамках государственных программ в требованиях банковской системы к экономике сложился на уровне 42% и снизился по сравнению с данными на начало года на 1,2 процентного пункта. Удельный вес задолженности по кредитам в рамках государственных программ в требованиях банков к экономике составил 44,2%, уменьшившись по сравнению с началом года на 0,5 процентного пункта.
В-третьих, нарастающие кредитные риски по операциям с населением, и в первую очередь по кредитам, предоставленным в иностранной валюте. Объем кредитной задолженности физических лиц на 1 апреля 2011 г. составил 17,47 трлн. бел. руб. и за I квартал 2011 г. увеличился на 2,19 трлн. руб., или на 9,6%. Рост кредитной задолженности населения в наибольшей степени происходил за счет финансирования недвижимости и составил 1,5 трлн. бел. руб. Общий объем кредитной задолженности населения на потребительские цели (в национальной и иностранной валюте) в начале 2011 г. возрос на 0,68 трлн. руб., или на 10,2%, и на 1 апреля 2011 г. составил 7,4 трлн. руб. Удельный вес кредитов на потребительские цели в общем объеме кредитной задолженности населения на указанную дату равнялся 29,8% против 29,6% на 1 января 2011 г.
В-четвертых, высокие риски кредитования, обусловленные неустойчивым финансовым положением кредитополучателей в рамках их финансирования в соответствии с решениями, принимаемыми государственными органами управления, и их накопление в банковском секторе. Это приводит к невысокой рентабельности деятельности банков, участвующих в финансировании государственных программ.
С учетом всего изложенного
представляется необходимым осуществление
мероприятий для решения
счет обеспечения
В апреле — декабре 2011 г.
важнейшей задачей денежно-
Важнейшей задачей Правительства
и Национального банка является
наращивание государственных
В рамках процентной политики Национальный банк, с учетом динамики инфляционных процессов, планирует реализацию мер, стимулирующих рост ресурсного потенциала банков, способствующих формированию сбережений в национальной валюте и улучшающих сбалансированность валютного рынка.
Повышение устойчивости функционирования банков — основа политики по развитию банковского сектора в апреле — декабре текущего года. Исходя из этого, работу банков необходимо сосредоточить на снижении кредитных рисков, привлечении средств населения на долгосрочной основе, усилении финансовой дисциплины, а также на активизации привлечения зарубежного капитала.
Основными ориентирами развития
национальной платежной системы
станут обеспечение ее эффективного,
надежного и безопасного
Во втором полугодии 2011г. необходимо ускорить выход на единый валютный курс белорусского рубля. Рост валютной выручки, поступление в страну второго транша кредита от антикризисного фонда ЕваАзЭС, а также средства от приватизации при условии значительного сокращения эмиссионного кредитования позволят сбалансировать спрос и предложение на валютном рынке. [12]
Результатом совместных усилий
должно стать также обеспечение
устойчивого функционирования банковского
сектора нашей страны, позволяющего
противостоять
Изучив основные
направления денежно-кредитной
Денежно–кредитная политика
будет содействовать созданию условий
для поддержания стабильных темпов
роста в экономике.
Направления реализации этих задач предусматривают:
1.постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;
2.формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны, – не менее трехмесячного объема импорта;
3.совершенствование системы
рефинансирования банков, основанной
на рыночных условиях
4.поддержание процентных
ставок на положительном
Совместная работа Правительства Республики Беларусь и Национального банка будет направлена на решение следующих основных задач:
1.обеспечение устойчивости
национальной финансовой и
денежно- кредитной системы,
наращивание денежного
валютного коридора в соответствии с утверждаемыми Главой государства
Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
2.повышение устойчивости
банковской системы, снижение
доли проблемных активов
3.обеспечение вхождения
в число 30 передовых
стран по показателям международных
рейтингов, характеризующих
4.совершенствование
В результате названных действий
планируется обеспечить стабильность
курса белорусского рубля к корзине
валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов,
снизить ставка рефинансирования Национального
банка до 6 — 8 процентов к концу
пятилетия. Предполагается, что к 2015
году прирост индекса