Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель работы - определение теоретических основ денежно-кредитной политики и выявление проблем и особенностей ее реализации в современной экономике Республики Беларусь. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
• раскрыть сущность денежно-кредитной политики, выявить ее цели и задачи;
• изучить основные типы, виды и инструменты денежно-кредитной политики;
Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цеди денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики 12
1.4 Виды и типы денежно-кредитной политики 15
1.5 Политика «дорогих» и «дешевых» денег 18
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Особенности и результаты проведения денежно-кредитной политики на современном этапе 20
2.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
При недостаточных резервах
коммерческие банки воздерживаются
от выдачи новых ссуд для того, чтобы
восполнить недостаток. Вследствие этого
денежное предложение сократится, вызывая
повышение нормы процента, а рост
процентной ставки сократит инвестиции,
уменьшая совокупные расходы и ограничивая
инфляцию. Цель политики заключается
в ограничении предложения
Следует отметить, что Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны.
При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности [5].
В I полугодии 2011 г. денежно-кредитная политика Республики Беларусь в составе мер единой экономической политики проводилась в условиях преодоления кризисных явлений в экономике и негативных воздействий внешней среды. [12]
Конкретные мероприятия денежно-кредитной политики были направлены на решение задач сохранения финансовой стабильности, поддержания роста национальной экономики, снижения внешних дисбалансов. Обеспечивалась стабильная работа банковского сектора и платежной системы.
Однако не все проведенные
мероприятия позволили достичь
поставленных целей. Несмотря на положительные
тенденции в экономике в I квартале
(рост ВВП на 110,9%, снижение энергоемкости
ВВП на 6,4%, рост производительности
труда на 7,5%, рост реальных располагаемых
денежных доходов населения на 20,8%),
произошло существенное ухудшение
финансово-экономических
Рублевая денежная масса М2 на 1 июля 2011 г. составила 32,53 трлн руб., увеличившись с начала года на 23,1 % (за первое полугодие 2010г. – на 11,5 %). Широкая денежная масса увеличилась на 33,8 % и по состоянию на 1 июля 2011 г. составила 67,2 трлн. руб. [12]
В январе — марте увеличилось значение индекса потребительских цен на 6,1%, в марте в годовом исчислении выросла инфляция до 13,9%, рост совокупного чистого спроса на валютном рынке приблизился к 1,9 млрд. долл. США, возросло отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами за январь — февраль до -1,5 млрд. долл. США, уменьшились международные резервные активы в национальном исчислении на 0,9 млрд. долл. США и в международном исчислении — на 1,27 млрд. долл. США.
Для предотвращения дальнейшего
развития негативных тенденций в
денежно-кредитной сфере, в том
числе давления на курс белорусского
рубля, и сохранения государственных
золотовалютных резервов Национальным
банком были приняты меры по ужесточению
денежно-кредитной политики, а также
ряд оперативных мер временного
характера. Вместе с тем в банковской
системе и денежно-кредитной
Анализ существующих проблем позволил условно разделить компетенцию их решений на две составляющие.
1.Принятие Национальным банком решений и реализация корректирующих мероприятий, которые должны осуществляться совместно с Правительством.
2.Принятие Национальным банком решений, находящихся в его исключительной компетенции и позволяющих снизить нарастающие негативные последствия.
В целом в рамках данных направлений можно выделить несколько блоков мероприятий, реализуемых в настоящее время.
Первый блок мероприятий имеет ключевое значение. Они связаны с реализацией монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.
По предварительным данным, за январь — февраль 2011 г. валютная выручка (см. рис. 6) составила 9 млрд. долл. США, что почти в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Рис. 6 Валютная выручка, поступившая на счета субъектов хозяйствования
Вместе с тем импорт увеличивался более высокими темпами — в 1,6 раза, и отток средств в оплату импорта составил 6,3 млрд. долл. США. Негативные тенденции в развитии внешней торговли не компенсировались в достаточной степени притоком капитала по финансовому счету платежного
баланса.
В целях сохранения золотовалютных
резервов Национальным банком и Правительством
были предприняты оперативные
Данная мера позволила снизить индекс реального эффективного курса белорусского рубля в феврале 2011 г. на 0,67% к февралю 2010 г. и на 2,42% к декабрю 2010 г. Кроме того, в марте 2011г. Национальным банком совместно с Правительством принят комплекс мер, направленных на обеспечение первоочередного и безусловного удовлетворения спроса на иностранную валюту для критических целей, выполнение резидентами Республики Беларусь своих обязательств перед иностранными контрагентами, а также на сохранение золотовалютных резервов для реализации долговой политики государства.
Вместе с тем произошло уменьшение международных резервных активов (см. рис. 7).
Рис. 7 Международные резервные активы Республики Беларусь
На 1 апреля данный показатель в национальном определении составил 5,25 млрд. долл. США, в международном определении — 3,76 млрд. долл. США и снизился за анализируемый период на 0,9 и 1,27 млрд. долл. США соответственно.
Следует констатировать, что принятые Национальным банком и Правительством меры в полной мере не позволили нивелировать совокупное воздействие отрицательных факторов на ситуацию на валютном рынке. Несмотря на поступление в стану кредита от Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) по итогам первого полугодия наблюдается снижение золотовалютных резервов. Так, по состоянию на 1 июля 2011г. международные резервные активы в определении специального стандарта распространения данных Международного Валютного Фонда (ССРД МВФ) составили, по предварительным данным, 4150,9 млн долл. США, снизившись с начала года на 17,5%.
Вместе с тем в конце
марта Национальный банк предпринял
достаточный комплекс мер, и введение
дополнительных мер по ужесточению
регулирования валютного рынка
нецелесообразно. В связи с этим
Национальным банком принято решение
не применять дополнительных ограничительных
мер в сфере валютного
В целях оперативного реагирования на проблемы, возникшие в экономике и финансовой сфере в I квартале 2011 г., Национальный банк осуществлял меры по ужесточению монетарных условий, в том числе направленные на повышение ставки рефинансирования и ставок по инструментам. Одной из ключевых причин повышения процентных ставок стало существенное ускорение с начала 2011 г. инфляционных процессов, в результате чего реальные значения процентных ставок на денежном рынке оказались в области отрицательных значений. За январь — март текущего года потребительские цены возросли на 6,1% (см. рис.8).
Рис. 8 Индекс потребительских цен
В годовом выражении (в процентах к соответствующему месяцу прошлого года) инфляция увеличилась с 10,6% (в январе 2011 г.) до 13% (в феврале 2011 г.) и 13,9% (в марте 2011 г.).
Для сохранения положительных значений процентных ставок с 16 марта 2011 г. ставка рефинансирования была повышена на 1,5 процентного пункта — до 12% годовых, а с 20 апреля 2011 г. — до 13% годовых. На данный момент ставка рефинансирования составляет 40%. Соответствующее постановление № 503 от 8 ноября текущего года принято правлением Национального банка.
Очередное повышение ставки рефинансирования является последовательным шагом по ограничению инфляционных процессов и стабилизации ситуации в экономике и финансовой сфере в целом. Эта мера позволит также поддержать возобновившийся в последние месяцы рост срочных рублевых вкладов населения в банках, стабилизировать инфляционные ожидания в экономике, а также станет дополнительным фактором по усилению сбалансированности платежного баланса.
Ключевой проблемой является рост инфляционных и девальвационных ожиданий населения. Поэтому, несмотря на положительное значение в реальном выражении ставки по новым срочным рублевым депозитам физических лиц, сложившегося реального уровня данной процентной ставки недостаточно для сохранения привлекательности рублевых вкладов.
Доля рублевых депозитов в общем объеме депозитов физических лиц с 1 октября 2010 г. по 1 апреля 2011 г. снизилась с 48,3 до 40,6% (см. рис. 9).
Рис. 9 Динамика остатков привлеченных
средств населения в
При общем росте за январь — февраль 2011 г. всех депозитов населения в банках на 0,92 трлн. бел. руб. за март они уменьшились на 1,19 трлн. бел. руб. При этом за первые два месяца 2011 г. депозиты в национальной валюте выросли на 11%, а за март 2011 г. произошло их снижение на 10,9%.
Объем депозитов физических лиц в иностранной валюте в долларовом эквиваленте за март 2011 г. снизился на 0,9%, при том, что среднемесячный рост данной величины с 1 октября 2010 г. по 1 марта 2011 г. равнялся 4%.
Уровень процентных ставок
по постоянно доступным операциям
поддержки ликвидности в
В результате средневзвешенная процентная ставка на однодневном межбанковском рынке возросла на 2,7 процентного пункта — до 13,2% годовых в марте 2011 г.
Принятие перечисленных мер в январе — марте 2011 г. было призвано стимулировать банки к восполнению дефицита ликвидности за счет неэмиссионных источников (активизации работы по привлечению срочных рублевых депозитов населения, продажи иностранной валюты и др.). Это должно было поспособствовать снижению давления на валютный рынок.
В марте 2011 г. в целях ужесточения монетарных условий были повышены нормативы обязательных резервов от привлеченных средств юридических лиц в национальной валюте и привлеченных средств в иностранной валюте с 6 до 9%. При этом привлеченные средства физических лиц в национальной валюте по-прежнему освобождены от обязательного резервирования. Одновременно дополнительно освобождены от обязательного резервирования средства, размещенные Правительством Республики Беларусь в банках на депозитных счетах, а также средства, привлеченные банками от продажи своих облигаций Национальному банку. Это позволит банкам полнее использовать высвобождаемые ресурсы для кредитования государственных программ и мероприятий.
Продолжалось развитие национальной платежной системы по повышению эффективности, надежности и безопасности ее функционирования. В системе BISS (система межбанковских расчетов, функционирующая на валовой основе) в течение I квартала 2011г. проведено 14,7 млн. платежей на сумму 305,15 трлн. бел. руб. Количество осуществленных платежей за I квартал 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. увеличилось на 10,1%, сумма платежей — на 17,4%. [16]
Коэффициент доступности, отражающий готовность Автоматизированной системы межбанковских расчетов (АС МБР) Национального банка осуществлять прием электронных документов, в январе — марте текущего года составил 100%.
Второй блок мероприятий непосредственно связан с совершенствованием институциональной структуры и инфраструктуры банковского сектора. Этот блок включает следующие направления:
1. Привлечение инвестиций,
в том числе на основе
2. Реформирование системы
организации финансирования (включая
льготное) приоритетных государственных
программ на основе скорейшего
создания соответствующего