Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определение теоретических основ денежно-кредитной политики и выявление проблем и особенностей ее реализации в современной экономике Республики Беларусь. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
• раскрыть сущность денежно-кредитной политики, выявить ее цели и задачи;
• изучить основные типы, виды и инструменты денежно-кредитной политики;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цеди денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики 12
1.4 Виды и типы денежно-кредитной политики 15
1.5 Политика «дорогих» и «дешевых» денег 18
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Особенности и результаты проведения денежно-кредитной политики на современном этапе 20
2.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

Работа содержит 1 файл

вид куросовой работы.docx

— 1.27 Мб (Скачать)

При недостаточных резервах коммерческие банки воздерживаются от выдачи новых ссуд для того, чтобы  восполнить недостаток. Вследствие этого  денежное предложение сократится, вызывая  повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая  инфляцию. Цель политики заключается  в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита  и увеличения его издержек для  того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление [3].

Следует отметить, что Центральный  банк выбирает тот или иной тип  денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. 

При разработке денежно-кредитной  политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного  мероприятия и появлением эффекта  от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное  регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности [5].

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Особенности и результаты проведения денежно-кредитной политики на современном этапе

 

 

В I полугодии 2011 г. денежно-кредитная политика Республики Беларусь в составе мер единой экономической политики проводилась в условиях преодоления кризисных явлений в экономике и негативных воздействий внешней среды. [12]

Конкретные мероприятия  денежно-кредитной политики были направлены на решение задач сохранения финансовой стабильности, поддержания роста  национальной экономики, снижения внешних  дисбалансов. Обеспечивалась стабильная работа банковского сектора и  платежной системы.

Однако не все проведенные  мероприятия позволили достичь  поставленных целей. Несмотря на положительные  тенденции в экономике в I квартале (рост ВВП на 110,9%, снижение энергоемкости  ВВП на 6,4%, рост производительности труда на 7,5%, рост реальных располагаемых  денежных доходов населения на 20,8%), произошло существенное ухудшение  финансово-экономических показателей  страны. [16]

Рублевая денежная масса  М2 на 1 июля 2011 г. составила 32,53 трлн руб., увеличившись с начала года на 23,1 % (за первое полугодие 2010г. – на 11,5 %). Широкая денежная масса увеличилась на 33,8 % и по состоянию на 1 июля 2011 г. составила 67,2 трлн. руб. [12]

В январе — марте увеличилось  значение индекса потребительских  цен на 6,1%, в марте в годовом  исчислении выросла инфляция до 13,9%, рост совокупного чистого спроса на валютном рынке приблизился к 1,9 млрд. долл. США, возросло отрицательное  сальдо внешней торговли товарами и  услугами за январь — февраль до  -1,5 млрд. долл. США, уменьшились международные  резервные активы в национальном исчислении на 0,9 млрд. долл. США и в международном исчислении — на 1,27 млрд. долл. США.

Для предотвращения дальнейшего  развития негативных тенденций в  денежно-кредитной сфере, в том  числе давления на курс белорусского рубля, и сохранения государственных  золотовалютных резервов Национальным банком были приняты меры по ужесточению  денежно-кредитной политики, а также  ряд оперативных мер временного характера. Вместе с тем в банковской системе и денежно-кредитной сфере  сформировались проблемы, требующие  безотлагательного решения для  обеспечения выполнения высоких  и напряженных параметров развития в среднесрочной перспективе.

Анализ существующих проблем  позволил условно разделить компетенцию  их решений на две составляющие.

1.Принятие Национальным банком решений и реализация корректирующих мероприятий, которые должны осуществляться совместно с Правительством.

2.Принятие Национальным банком решений, находящихся в его исключительной компетенции и позволяющих снизить нарастающие негативные последствия.

В целом в рамках данных направлений можно выделить несколько  блоков мероприятий, реализуемых в  настоящее время.

Первый блок мероприятий имеет ключевое значение. Они связаны с реализацией монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.

По предварительным данным, за январь — февраль 2011 г. валютная выручка (см. рис. 6) составила 9 млрд. долл. США, что почти в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

 

 

Рис. 6 Валютная выручка, поступившая  на счета субъектов хозяйствования

 

Вместе с тем импорт увеличивался более высокими темпами  — в 1,6 раза, и отток средств  в оплату импорта составил 6,3 млрд. долл. США. Негативные тенденции в развитии внешней торговли не компенсировались в достаточной степени притоком капитала по финансовому счету платежного

баланса.

В целях сохранения золотовалютных резервов Национальным банком и Правительством были предприняты оперативные регулирующие шаги, направленные на изменение условий  функционирования внутреннего валютного  рынка и снижение спроса на иностранную  валюту со стороны субъектов хозяйствования и населения, а также на повышение  конкурентоспособности белорусского экспорта. В частности, для оперативного реагирования на неблагоприятные тенденции  во внешней торговле Национальный банк допустил повышение стоимости валютной корзины. На 1 апреля стоимость корзины  иностранных валют составила 1 118,27 бел. руб., увеличившись с начала года на 6% (основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 г. предусмотрено отклонение обменного курса белорусского рубля   в границах коридора колебаний — ± 8% от 1057,04 ). В целом за первое полугодие стоимость корзины иностранных валют повысилась на 74,6% и составила на 1 июля 2011г. 1845,81 бел. руб. [16]

Данная мера позволила  снизить индекс реального эффективного курса белорусского рубля в феврале 2011 г. на 0,67% к февралю 2010 г. и на 2,42%  к декабрю 2010 г. Кроме того, в марте 2011г. Национальным банком совместно с Правительством принят комплекс мер, направленных на обеспечение первоочередного и безусловного удовлетворения спроса на иностранную валюту для критических целей, выполнение резидентами Республики Беларусь своих обязательств перед иностранными контрагентами, а также на сохранение золотовалютных резервов для реализации долговой политики государства.

Вместе с тем произошло  уменьшение международных резервных  активов (см. рис. 7).

 

Рис. 7 Международные резервные  активы Республики Беларусь

 

На 1 апреля данный показатель в национальном определении составил 5,25 млрд. долл. США, в международном  определении — 3,76 млрд. долл. США  и снизился за анализируемый период на 0,9 и 1,27 млрд. долл. США соответственно.   

Следует констатировать, что  принятые Национальным банком и Правительством меры в полной мере не позволили  нивелировать совокупное воздействие  отрицательных факторов на ситуацию на валютном рынке. Несмотря на поступление  в стану кредита от Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) по итогам первого полугодия наблюдается снижение золотовалютных резервов. Так, по состоянию на 1 июля 2011г.  международные резервные активы в определении специального стандарта распространения данных Международного Валютного Фонда (ССРД МВФ) составили, по предварительным данным, 4150,9 млн долл. США, снизившись с начала года на 17,5%.

Вместе с тем в конце  марта Национальный банк предпринял достаточный комплекс мер, и введение дополнительных мер по ужесточению  регулирования валютного рынка  нецелесообразно. В связи с этим Национальным банком принято решение  не применять дополнительных ограничительных  мер в сфере валютного регулирования  и валютного контроля.

В целях оперативного реагирования на проблемы, возникшие в экономике  и финансовой сфере в I квартале 2011 г., Национальный банк осуществлял меры по ужесточению монетарных условий, в том числе направленные на повышение  ставки рефинансирования и ставок по инструментам. Одной из ключевых причин повышения процентных ставок стало  существенное ускорение с начала 2011 г. инфляционных процессов, в результате чего реальные значения процентных ставок на денежном рынке оказались в  области отрицательных значений. За январь — март текущего года потребительские цены возросли на 6,1% (см. рис.8).

 

Рис. 8 Индекс потребительских  цен 

 

В годовом выражении (в  процентах к соответствующему месяцу прошлого года) инфляция увеличилась  с 10,6% (в январе 2011 г.) до 13% (в феврале 2011 г.) и 13,9% (в марте 2011 г.).

Для сохранения положительных  значений процентных ставок с 16 марта 2011 г. ставка рефинансирования была повышена на 1,5 процентного пункта — до 12% годовых, а с 20 апреля 2011 г. — до 13% годовых.  На данный момент ставка рефинансирования составляет 40%. Соответствующее постановление № 503 от 8 ноября текущего года принято правлением Национального банка.

Очередное повышение ставки рефинансирования является последовательным шагом по ограничению инфляционных процессов и стабилизации ситуации в экономике и финансовой сфере  в целом. Эта мера позволит также  поддержать возобновившийся в последние  месяцы рост срочных рублевых вкладов  населения в банках, стабилизировать  инфляционные ожидания в экономике, а также станет дополнительным фактором по усилению сбалансированности платежного баланса.

Ключевой проблемой является рост инфляционных и девальвационных  ожиданий населения. Поэтому, несмотря на положительное значение в реальном выражении ставки по новым срочным  рублевым депозитам физических лиц, сложившегося реального уровня данной процентной ставки недостаточно для  сохранения привлекательности рублевых вкладов.

Доля рублевых депозитов  в общем объеме депозитов физических лиц с 1 октября 2010 г. по 1 апреля 2011 г. снизилась с 48,3 до 40,6% (см. рис. 9).

 

Рис. 9 Динамика остатков привлеченных средств населения в белорусских  рублях и иностранной валюте

 

При общем росте за январь — февраль 2011 г. всех депозитов населения  в банках на 0,92 трлн. бел. руб. за март они уменьшились на 1,19 трлн. бел. руб. При этом за первые два месяца 2011 г. депозиты в национальной валюте выросли на 11%, а за март 2011 г. произошло их снижение на 10,9%.

Объем депозитов физических лиц в иностранной валюте в  долларовом эквиваленте за март 2011 г. снизился на 0,9%, при том, что среднемесячный рост данной величины с 1 октября 2010 г. по 1 марта 2011 г. равнялся 4%.

Уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям  поддержки ликвидности в течение I квартала 2011 г. был увеличен на 2 процентных пункта (с 16 до 18% годовых). Наряду с этим были увеличены процентные ставки по операциям предоставления ликвидности на открытом рынке с 11 до 16,5% годовых (на 11.11.2011г  процентные ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности увеличены до 60% годовых, по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности - до 30% годовых).

В результате средневзвешенная процентная ставка на однодневном межбанковском  рынке возросла на 2,7 процентного  пункта — до 13,2% годовых в марте 2011 г.

Принятие перечисленных  мер в январе — марте 2011 г. было призвано стимулировать банки к  восполнению дефицита ликвидности  за счет неэмиссионных источников (активизации работы по привлечению срочных рублевых депозитов населения, продажи иностранной валюты и др.). Это должно было поспособствовать снижению давления на валютный рынок.

В марте 2011 г. в целях ужесточения  монетарных условий были повышены нормативы  обязательных резервов от привлеченных средств юридических лиц в  национальной валюте и привлеченных средств в иностранной валюте с 6 до 9%. При этом привлеченные средства физических лиц в национальной валюте по-прежнему освобождены от обязательного резервирования. Одновременно дополнительно освобождены от обязательного резервирования средства, размещенные Правительством Республики Беларусь в банках на депозитных счетах, а также средства, привлеченные банками от продажи своих облигаций Национальному банку. Это позволит банкам полнее использовать высвобождаемые ресурсы для кредитования государственных программ и мероприятий.

Продолжалось развитие национальной платежной системы по повышению  эффективности, надежности и безопасности ее функционирования. В системе BISS (система межбанковских расчетов, функционирующая на валовой основе) в течение I квартала 2011г. проведено 14,7 млн. платежей на сумму 305,15 трлн. бел. руб. Количество осуществленных платежей за I квартал 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. увеличилось на 10,1%, сумма платежей — на 17,4%. [16]

Коэффициент доступности, отражающий готовность Автоматизированной системы  межбанковских расчетов (АС МБР) Национального  банка осуществлять прием электронных  документов, в январе — марте  текущего года составил 100%.

Второй блок мероприятий непосредственно связан с совершенствованием институциональной структуры и инфраструктуры банковского сектора. Этот блок включает следующие направления:

1. Привлечение инвестиций, в том числе на основе приватизации  банков. Успешная реализация данной  меры будет способствовать росту  конкуренции в банковском секторе, повышению эффективности систем управления рисками в банках.

2. Реформирование системы  организации финансирования (включая  льготное) приоритетных государственных  программ на основе скорейшего  создания соответствующего агентства  вне рамок банковского сектора  страны, конкурсного размещения  заявок на кредитование проектов  в рамках государственных программ.

Информация о работе Денежно-кредитная политика