Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель работы - определение теоретических основ денежно-кредитной политики и выявление проблем и особенностей ее реализации в современной экономике Республики Беларусь. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
• раскрыть сущность денежно-кредитной политики, выявить ее цели и задачи;
• изучить основные типы, виды и инструменты денежно-кредитной политики;
Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цеди денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики 12
1.4 Виды и типы денежно-кредитной политики 15
1.5 Политика «дорогих» и «дешевых» денег 18
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Особенности и результаты проведения денежно-кредитной политики на современном этапе 20
2.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
РЕФЕРАТ
Тема курсовой работы: Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь.
26 с., 2 ч., 10 ил., 19 источников.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, учетная ставка, обязательные резервы, стимулирующая и сдерживающая денежно-кредитная политика, передаточный механизм.
Объект исследования: денежно-кредитная политика.
В работе рассмотрена денежно-кредитная политика государства, ее инструменты, виды и типы. Изучены перспективные направления развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, дана оценка состоянию денежно-кредитной политики на современном этапе.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой проблемы.
_______________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цеди денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Передаточный
механизм денежно-кредитной
1.4 Виды и
типы денежно-кредитной
1.5 Политика «дорогих» и «дешевых» денег 18
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Особенности
и результаты проведения
2.2 Перспективы
развития денежно-кредитной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 39
В данной курсовой работе рассматривается такая тема, как денежно-кредитная политика. Она является одной из ключевых проблем экономической теории и экономической политики государства. Поэтому ее рассмотрение имеет важное значение как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Основными целями любого государства
в области экономики являются
обеспечение устойчивого
Денежно-кредитная политика,
являясь неотъемлемой частью общегосударственной
социально-экономической
Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий. Отсюда следует вывод, что без верной денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком, экономика не может эффективно функционировать.
Объектом исследования данной курсовой работы является денежно-кредитная политика. Предмет исследования – денежно-кредитная политика Республики Беларусь.
Цель работы - определение
теоретических основ денежно-
В своей работе я использовала следующие методы исследования: метод сбора фактов, систематизация, классификация, описание, аналитический, статистический метод, метод сравнительного анализа.
В процессе написания курсовой
работы были использованы теоретические
материалы работ авторитетных зарубежных
и отечественных авторов, издания
периодической печати и информация
официальных сайтов: Национального
банка, Министерства экономики, Министерства
финансов. Использовалась научная литература
по теме «Деньги. Кредит. Банки», материалы
отечественных периодических
Денежно-кредитная политика является составной частью всей экономической политики государства. Она играет стабилизирующую роль в макроэкономике и является инструментом антициклического регулирования.
Современные экономические
словари и справочники дают следующее
определение понятия денежно-
Под денежно-кредитной политикой
государства подразумевают
Разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику Центральный банк страны, который при этом действует в русле проводимой правительством экономической политики. Объектами регулирования являются денежная масса и связанные с ней параметры. Основными субъектами денежно-кредитной политики выступают Центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения [1]. Вместе с тем она влияет на положение практически каждого экономического субъекта, будь то государственное учреждение, фирма или домохозяйство.
Сущность денежно-кредитной политики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, то есть поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.
Денежно-кредитная политика
состоит в изменении денежного
предложения с целью
Осуществление денежно-кредитного
регулирования Центральным
Осуществляя денежно-кредитную
политику, Центральный банк, воздействуя
на денежную массу, банковскую ликвидность,
ссуды и инвестиции коммерческих
банков, их резервные позиции, влияет
на процесс воспроизводства
При этом выделяют три направления денежно-кредитного регулирования:
Целью государственного контроля
над банковской системой является укрепление
ликвидности финансово-
Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.
Государственный долг регулируется через покупку или продажу государственных обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных инвесторов.
Что касается целей денежно-кредитной политики, то здесь можно выделить три следующие группы: конечные, промежуточные и тактические. Многие экономисты, обсуждая направления денежно-кредитной политики, постоянно ссылаются на шесть ее основных (конечных) целей:
Одновременно достичь всех целей невозможно, так как если одни согласуются между собой, то другие находятся в состоянии противоречия. Например, обеспечение высоких, устойчивых темпов экономического роста, несомненно, приведет к повышению уровня занятости. Вместе с тем, действия, направленные на стабилизацию уровня цен, могут сопровождаться увеличением безработицы. Поэтому необходимо установить иерархию целей денежно-кредитной политики, учитывая, что приоритет, как правило, отдается поддержанию стабильного уровня цен [1].
Желая достичь определенных целей, таких как стабильность цен или высокий уровень занятости, Центральный банк не может непосредственно и немедленно повлиять на них. Стратегия Центрального банка состоит в том, что после выбора конечных целевых значений, определяется набор целевых показателей, непосредственно влияющих на уровень занятости или уровень цен, которые называют промежуточными целями [2]. Как правило, основными промежуточными целями являются: объем денежной массы, уровень процентной ставки, обменный курс национальной валюты.
Перед тем, как приступить к достижению промежуточных целей, Центральный банк устанавливает набор тактических (операционных целей). Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и др. Тактическая цель обычно определяется в соответствии с промежуточной.
Таким образом, Центральный банк ставит перед денежно-кредитной политикой комплекс целей, контроль за которыми позволяет ему оперативно отслеживать правильность выбранной политики, корректировать ее в нужном направлении, определяемом планируемыми конечными результатами. Следует отметить, что Центральный банк не придерживается единожды выбранных целей, он может изменять их в зависимости от состояния экономики и задач, стоящих перед обществом [1].
Эффективность денежно-кредитной (монетарной) политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитной политики. На разных стадиях развития финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики.
Под инструментами
денежно-кредитной политики
Инструменты регулирования денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков [Приложение 1].
Прежде всего их можно разделить на общие и селективные. Общие методы влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: учетная ставка процента, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке. К селективным методам можно отнести валютное регулирование, лимитирование объема активных и пассивных операций, административное регулирование и т.п. Селективные методы используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм.
Выделяют также прямые (административные) и косвенные (экономические) методы регулирования. Наиболее широко используемыми прямыми инструментами являются лимиты, устанавливаемые для каждого банка, и целевые кредиты, предоставляемые заранее определенным заемщикам. С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс Центрального банка, на процентные ставки по операциям Центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве.