Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель работы - определение теоретических основ денежно-кредитной политики и выявление проблем и особенностей ее реализации в современной экономике Республики Беларусь. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
• раскрыть сущность денежно-кредитной политики, выявить ее цели и задачи;
• изучить основные типы, виды и инструменты денежно-кредитной политики;
Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цеди денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики 12
1.4 Виды и типы денежно-кредитной политики 15
1.5 Политика «дорогих» и «дешевых» денег 18
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Особенности и результаты проведения денежно-кредитной политики на современном этапе 20
2.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Центральный банк в процессе реализации денежно-кредитной политики использует одновременно совокупность инструментов, основными из которых являются:
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Изменение учетной ставки – старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков. Под ликвидностью понимают способность банков погашать свои обязательства в денежной форме [1].
Учётная ставка (процентная
ставка, или ставка рефинансирования)
– это процент, под который
Центральный банк предоставляет
кредиты коммерческим банкам. Другими
словами, это уровень платы за
кредитные ресурсы. Предлагая тот
или иной уровень учетного процента,
Центральный банк воздействует на спрос
и предложение на кредитном рынке
путем изменения стоимости
Один из способов повышения
ликвидности заключается в
во-первых, для пополнения обязательных резервов, которые по каким-либо причинам стали ниже требуемого уровня. При этом коммерческий банк обращается к Центральному, если учетная ставка Центрального банка ниже ставки процента на межбанковском рынке или если его возможности в получении займов у других банков ограничены;
во-вторых, когда на денежные средства, предоставленные Центральным банком, коммерческий банк может получить прибыль (если разница между учетной ставкой и ставкой ссудного процента будет достаточно велика и сможет покрыть все издержки банка на получение ссуды в Центральном, оправдать риск, связанный с возможным невозвращением предоставленной экономическим субъектам ссуды, принести прибыль).
Здесь необходимо отметить, что ссуды Центрального банка не безграничны. Таким образом, он далеко не всегда удовлетворяет заявки на ссуды. Он учитывает, как часто коммерческий банк обращался к нему, его финансовое положение, для какой цели нужна ссуда и так далее, то есть Центральный банк ограничивает объем средств, предоставляемых через дисконтное окно.
Изменение учетной ставки Центральный банк (ЦБ) использует для контроля за объемом денежной базы, а значит, и предложением денег. Если ЦБ хочет увеличить количество денег в стране, то понижает учетную ставку. Снижение платы за кредитные ресурсы делает их дешевыми и, следовательно, более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке, что позволяет коммерческим банкам приобретать у Центрального дополнительные ресурсы. Предоставляя денежные средства коммерческим банкам, ЦБ увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-заемщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными и банки могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым «новые деньги». Следовательно, изменение учетной ставки в сторону снижения увеличивает денежные предложения субъектам хозяйствования и расширяет
объемы кредитных вложений в экономику.
При повышении ставки рефинансирования коммерческие банки вынужденно сокращают размеры кредитов, получаемых от Центрального банка, и, следовательно, уменьшают кредитные вложения в экономику. Это отвечает стремлению Центрального банка ограничить предложение денег, то есть кредиты. Повышение учетной ставки соответственно приводит к росту ставки процента на межбанковском рынке, деньги в этом случае становятся «дорогими», а приобретение кредитных ресурсов – невыгодным.
Однако при всей своей значимости регулирование через учетную ставку носит «пассивный» характер и воздействует на определение денежно-кредитной политики страны слабее, чем, например, операции на открытом рынке или изменение резервных требований. «Пассивность» учетной ставки зависит от:
Но вместе с тем нельзя не отметить и возможность получения ссуд банками, находящимися в затруднительном финансовом положении. Кроме того, по изменениям ставки рефинансирования коммерческие банки могут судить о намерениях Центрального банка.
Еще один инструмент, который позволяет регулировать банковскую ликвидность и объемы кредитования – изменение норм обязательных резервов.
Обязательные резервы – часть денежных ресурсов коммерческих банков, внесенных по требованию в Центральный банк на беспроцентный резервный счет [3].
Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Обязательное резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в Центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.
Система обязательного резервирования выполняет следующие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков.
Коммерческий банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещенном в Центральном банке. Норматив резервных требований устанавливается в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы общие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части обязательств или кредитов). Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, Центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.
Изменение норм обязательных резервов позволяет Центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведёт, во-первых, к изменению величины денежной базы, а во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путём кредитования. Но следует учесть и то, что частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Следует отметить, что в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают всё реже.
В настоящее время в
мировой экономической практике
основным инструментом денежно-кредитной
политики являются операции на открытом
рынке. Путем покупки или продажи
на открытом рынке государственных
ценных бумаг Центральный банк может
осуществлять либо вливание ресурсов
в кредитную систему
Объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги.
При необходимости увеличить
предложение денег Центральный
банк начинает покупать ценные бумаги.
Если ценные бумаги продают коммерческие
банки, то Центральный увеличивает
на сумму покупок резервы
Покупку государственных ценных бумаг у населения Центральный банк оплачивает чеками на свое имя. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а они предъявляют их к оплате Центральному банку. Последний оплачивает чеки путём увеличения резервов коммерческих банков. Особенностью данного инструмента является то, что одновременно увеличиваются как резервы коммерческих банков на счетах Центрального, так и их текущие счета, что сопровождается ростом денежного предложения.
Если необходимо сократить
денежную массу, Центральный банк продаёт
государственные ценные бумаги коммерческим
банкам, населению. Покупку ценных бумаг
коммерческие банки оплачивают чеками
на свои вклады в Центральном банке.
Принимая чеки, Центральный банк уменьшает
на соответствующую сумму
Население, покупая ценные бумаги у Центрального банка, выписывает чеки на свои счета в коммерческих банках. Центральный банк, принимая чеки, уменьшает на сумму покупок резервы коммерческих банков, сокращая тем самым объём денежной базы и предложения денег.
Операции на открытом рынке стали решающим инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их, Центральный банк не зависит от коммерческих, а во-вторых, государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в разных количествах, а значит, и в различной степени влиять на предложение денег.
Говоря о каждом методе денежно-кредитной политики в отдельности, обращая внимание на его преимущества перед другими и подчеркивая недостатки, необходимо все же помнить, что только одновременное использование всех перечисленных инструментов может привести к выработке правильной и грамотной денежно-кредитной политики.
Передаточный механизм - процесс поэтапного влияния изменений в денежно-кредитной политике на параметры ее промежуточных целей и в конечном итоге - на реальный сектор экономики. Другими словами, передаточный механизм - процесс, при помощи которого решения по вопросам денежно-кредитной политики оказывают практическое воздействие на экономику, в целом, и уровень цен, в частности. Быстрота и точность работы передаточного механизма в наибольшей мере определяют степень эффективности денежно-кредитной политики.
Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что Центральный банк должен выбрать одну из них.
Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, так как каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот. Поэтому Центральный банк должен определить, что он будет контролировать — ставку процента или объем денежной массы.
Следовательно, при решении фундаментальных вопросов механизма денежно-кредитной политики в экономической теории обозначились два основных подхода. Первый подход был обоснован Дж. Кейнсом и его последователями, а второй – сторонниками монетаризма.
Следует отметить, что представители кейнсианской концепции считают передаточный механизм достаточно сложным и многоэтапным. Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики [Приложение Б]: