Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определение теоретических основ денежно-кредитной политики и выявление проблем и особенностей ее реализации в современной экономике Республики Беларусь. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
• раскрыть сущность денежно-кредитной политики, выявить ее цели и задачи;
• изучить основные типы, виды и инструменты денежно-кредитной политики;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цеди денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики 12
1.4 Виды и типы денежно-кредитной политики 15
1.5 Политика «дорогих» и «дешевых» денег 18
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Особенности и результаты проведения денежно-кредитной политики на современном этапе 20
2.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

Работа содержит 1 файл

вид куросовой работы.docx

— 1.27 Мб (Скачать)

Главным параметром денежно-кредитного регулирования в кейнсианской модели является процентная ставка, которая  оказывает непосредственное влияние на уровень инвестиций [5].

         Чтобы лучше понять суть данной  концепции, проиллюстрируем действие передаточного механизма с помощью рисунка 1:

 

Рис. 1 Кейнсианский передаточный механизм

 

Предположим, что Центральный  банк увеличил объем реальной денежной массы (с M1/P до M2/P) с помощью операций на открытом рынке. Вследствие этого у экономических субъектов появится некоторая сумма «лишних денег», которую они захотят вложить в ценные бумаги и другие активы.

Повышение спроса на ценные бумаги приведет к росту их рыночной стоимости, который, в свою очередь, обусловит снижение процентной ставки (до r2). Как известно, снижение процентной ставки влияет на уровень инвестиций в обратном направлении, поэтому объем инвестиций повысится с I1 до I2. Повышение инвестиционных расходов ведет к росту совокупного спроса, а следовательно, будет наблюдаться и рост объема выпуска. Аналогично можно доказать, что уменьшение Центральным банком предложения денег приведет к росту процентной ставки, результатом которого станет снижение инвестиционной активности, а значит, и совокупного спроса.

В рамках существующего передаточного  механизма при определении направлений  денежно-кредитной политики необходимо учитывать некоторые обстоятельства, которые оказывают существенное влияние на конечные результаты. Следует  отметить, что реакция денежного  рынка зависит от чувствительности спроса на деньги, то есть от крутизны кривой LD на рисунке 2. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки (пологая кривая LD), то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку (крутая кривая LD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки.

 

Рис. 2 Зависимость реакции денежного рынка от эластичности спроса на деньги

 

Таким образом, следует сделать  вывод о том, что кейнсианский передаточный механизм в качестве главного объекта регулирования выбирает процентную ставку, поскольку ее изменение  способно эффективно регулировать уровень  инвестиций, который определяет уровень  дохода и занятости.

Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно-кредитной  политики короче. Он состоит из трех звеньев [Приложение 2]:

  1. Центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, воздействуя на предложение денег;
  2. Изменения денежного предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса;
  3. Изменения совокупного спроса приводят к увеличению или к уменьшению уровня национального дохода.

В данной теории предпочтение отдается изменению денежной массы, которое непосредственно влияет на уровень национального дохода. Для объяснения зависимости совокупного  дохода от денежной массы выступает  денежное уравнение обмена И. Фишера:

MV = PQ,                                                (1.1)

где  M - денежная масса;

        V - средняя скорость обращения денежной массы;

        P - уровень цен;

        Q - реальный объём национального продукта.

Сторонники монетаристской теории полагают, что вполне корректно  сделать допущение о постоянстве  скорости обращения денег, особенно в краткосрочном периоде. Учитывая эту особенность, можно утверждать, что в такой записи это уравнение  выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения. Иными словами, изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП.

Необходимо отметить, что  передаточный механизм в рамках данной концепции имеет некоторые недостатки. Во-первых, в ситуации, когда экономика работает в условиях полной занятости, выпуск дополнительных денег приведет лишь к повышению уровня цен, т.к. физически нет возможности произвести дополнительный объем продукции. Во-вторых, аналогичная ситуация может сложиться и в условиях нереформированной экономики когда эмиссия денег производится лишь для финансирования убыточных государственных предприятий. Поскольку такие действия не направлены на стимулирование экономического роста, неизбежен очередной скачок инфляции.

Подводя итог, можно отметить, что на практике государство обязано  следить за приростом денежной массы, чтобы не спровоцировать инфляцию. Как правило, в качестве нормы  достаточным признается ежегодный  прирост денежной массы на уровне 3 - 5%. Такой денежный параметр способен активизировать деловую активность при минимальной инфляции. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь прирост  денежной массы вызвал прирост национального  дохода на ту же величину.

В целом, от качества работы звеньев передаточного механизма  зависит эффективность его воздействия. Нарушения на каком-либо этапе работы передаточного механизма могут  привести к нежелательным последствиям или не дать результата вообще. Например, в странах с переходной экономикой изменение процентной ставки не может  повлиять на объем инвестиций, так  как он в большей мере определяется другими факторами: экономической  ситуацией в стране, ожиданиями инвесторов и т.д. Кроме того, даже в случае успешного срабатывания всех звеньев  передаточного механизма, его полная реализация требует значительного  времени, обычно не менее 1-2 лет. За этот период могут проявиться «встречные»  механизмы, которые ослабят эффективность  денежно-кредитной политики.

В условиях современного развития экономики нет однозначного мнения о том, какие рычаги воздействия  на денежно-кредитную сферу предпочтительнее. Поэтому все чаще используется синтез двух рассмотренных теорий. Причем при разработке денежно-кредитной  политики на долгосрочную перспективу основное внимание уделяется динамике объема денежной массы, а в краткосрочном периоде отдается приоритет регулированию процентной ставки.

1.4 Виды и типы денежно-кредитной политики

 

 

В зависимости от состояния  экономики, различают стимулирующую  и сдерживающую денежно-кредитную  политику.

Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет  целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Она заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Инструментами стимулирующей денежно-кредитной политики являются:

  • снижение нормы резервных требований
  • снижение учетной ставки процента
  • покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой  активности в целях борьбы с инфляцией. Она состоит в использовании  Центральным банком мер, направленных на уменьшение предложения денег.

Инструментами данного вида монетарной политики являются:

  • повышение нормы резервных требований
  • повышение учетной ставки процента
  • продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Таким образом, Центральный  банк, ориентируясь на экономическую  ситуацию в государстве, проводит один из видов денежно-кредитной политики.

В зависимости от выбора Центральным банком промежуточной  цели различают гибкую, жесткую и  эластичную денежно-кредитную политику. Допустим, что центральный банк избирает фиксацию ставки процента (гибкая денежно-кредитная  политика). Он стремится удержать ее, изменяя предложение денег [5]. Такому положению будет соответствовать горизонтальная кривая предложения денег МS (см. рис. 3).

 

 

Рис 3. Гибкая денежно-кредитная  политика

 

Первоначально денежный рынок  находился в равновесии в точке  . Предположим, что спрос на деньги увеличился. Это неизбежно приведет к повышению процентной ставки. Чтобы удержать ее на уровне , Центральный банк будет вынужден увеличить предложение денег с до М2/Р. Он может сделать это путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, в отдельных случаях — снижая норму обязательных резервов. Однако если спрос на деньги будет возрастать и дальше, Центральному банку придется увеличивать предложение денег снова и снова. Это неизбежно приведет к инфляции. Поэтому экономисты считают, что фиксация процентной ставки оправдана только в краткосрочном периоде, несмотря на то, что Центральному банку легче контролировать ставку процента, чем денежную массу.

Единственным способом избежать инфляции в долгосрочном периоде  является контроль за денежной массой.  Предположим, что центральный банк избрал в качестве объекта регулирования денежную массу (жесткая денежно-кредитная политика). Тогда он фиксирует предложение денег на уровне M1/P и кривая предложения денег MS будет иметь вид вертикальной прямой (см. рис. 4). 

Рис. 4  Жесткая денежно-кредитная политика 

Допустим, денежный рынок  находился в состоянии равновесия в точке при ставке процента . Рост спроса на деньги с до приведет к нарушению равновесия и увеличению процентной ставки при неизменном предложении денег.  C ростом ставки процента будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор. Это обусловит рост предложения денег. Если к тому же процентная ставка межбанковского рынка станет выше учетной, то возрастет заимствование средств коммерческими банками через «учетное окно», что расширит возможность создания ими новых денег. Чтобы предложение денег осталось прежним — M1/P, Центральный банк должен предпринять определенные меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учетной ставки [1]. 

При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента все происходит в обратном порядке. 

Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать на постоянном уровне предложение денег  Центральный банк не в состоянии, так как он полностью его не контролирует. Поэтому, как правило, Центральный банк проводит эластичную денежно-кредитную политику. Она  заключается в том, что центральный  банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы  ее роста, и при этом следит за уровнем  процентной ставки на краткосрочных  временных интервалах, корректируя ее по мере надобности (см. рис 5).

Рис. 5 Эластичная денежно-кредитная  политика 

Кривая предложения денег MS имеет положительный наклон. Рост спроса на деньги с  до приводит к увеличению количества денег с M1/Р до M2/P, а также повышению ставки процента с до  
Влияние изменения денежного спроса на уровень ставки процента и количество денег различно в зависимости от вида кривой MS. Если она будет достаточно крутой, то изменение процентной ставки будет более значительным по сравнению с изменением количества денег, то есть будет проводиться относительно жесткая монетарная политика. Если же кривая MS будет иметь сравнительно пологий вид, то, наоборот, рост спроса на деньги приведет к более значительному изменению количества денег по сравнению с изменением ставки процента. Такая политика называется относительно гибкой [1].

1.5 Политика «дорогих» и «дешевых» денег

 

 

В зависимости от состояния  экономики страны государство проводит политику «дорогих» или «дешевых»  денег, каждая из которых характеризуется  определенными целями и набором  инструментов.  Выбор той или  иной из них определяется конечными  целями, которых необходимо достичь [5].

Предположим, что экономика  переживает период безработицы и  экономического спада. Следовательно, необходимо увеличить предложение  денег. Для достижения данной цели применяют  политику «дешевых» денег (экспансионистскую  денежно-кредитную политику), которая  заключается в следующих мерах:

  1. Покупка ценных бумаг. Центральный банк начинает активно покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, вследствие чего резервы коммерческих банков увеличиваются. Эти избыточные резервы начинают использоваться путем выдачи ссуд, что стимулирует экономическую активность.
  2. Снижение нормы обязательных резервов. В результате снижения резервных норм часть обязательных резервов автоматически переводится в избыточные.
  3. Снижение учетной ставки. Данное действие побуждает коммерческие банки расширять свои резервы посредством заимствования у Центрального банка. К тому же это важно для предприятий, которые традиционно в широких объемах используют банковский кредит.

Так как избыточные резервы  являются основой увеличения денежного  предложения коммерческими банками  путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения  понизит процентную ставку, вызывая  рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко  доступным с тем, чтобы увеличить  объем совокупных расходов и занятость.

Теперь предположим, что  повышение расходов вызвало инфляционные процессы в экономике. В такой  ситуации правительство вынуждено  прибегнуть к политике «дорогих денег» (политике кредитной рестрикции). Суть ее заключается в том, чтобы сократить  предложение денег. Это можно  сделать, уменьшив резервы коммерческих банков следующими методами:

  1. Продажа ценных бумаг Центральным банком. Результатом данного метода будет снижение резервов коммерческих банков.
  2. Увеличение нормы обязательных резервов. Это автоматически превратит избыточные резервы банков в обязательные и снизит величину денежного мультипликатора.
  3. Повышение учетной ставки. Увеличение учетной ставки снизит стимулы коммерческих банков брать кредиты у Центрального для наращивания своих резервов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика