Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа
Целью исследования является углубление знаний в вопросах связанных с осуществлением и функционированием денежно-кредитной политики как в Белоруссии так и за рубежом.
В задачи курсовой работы входит:
- изучить сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
- рассмотреть типы денежно-кредитной политики;
- исследовать основные принципы и цели современной денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
С началом глобального
Глобальный финансовый кризис не только привел к переоценке функций центрального банка, но и предопределил изменения в инструментах, целях, методах и механизме ДКП. В сложившихся условиях возникла необходимость пересмотреть методологию ее разработки и реализации.
В докризисный период
сформировалось представление, согласно
которому секьюритизация активов и
использование финансовых деривативов
обеспечивают диверсификацию рисков и
тем самым представляют собой
элемент саморегулирования
Глобальный финансовый кризис, начавшийся в августе 2007 г., был спровоцирован излишней ликвидностью в экономике США. Эта ликвидность попала на фондовый рынок и рынок недвижимости в результате политики стимулирования совокупного спроса. Руководство ФРС оправдывало свои действия необходимостью превентивных мер, способных уменьшить предполагаемые риски финансового сектора. В результате быстро увеличивалось привлечение заемных ресурсов, а значит, использование финансового рычага (leverage). Высокая степень левериджирования финансового сектора, по нашему мнению, не была в полной мере учтена при разработке ДКП в развитых странах [11, c.45].
Началом финансовых потрясений стала неожиданная и полная остановка операций на нескольких сегментах финансового сектора, в частности рынка коммерческих бумаг, обеспеченных банковскими активами (asset-backed commercial papers - АВСР), бумаг с аукционной ставкой (auction-rate securities - ARS), облигаций под обеспечение жилищной ипотеки (residental mortgage-backed securities - RMBS), облигаций под залоговое обеспечение (collateralised debt obligations - CDO). Это привело к потере ликвидности рынком межбанковского кредитования. Позднее возникли серьезные трудности на рынке кредитных дефолтных свопов (credit default swaps - CDS). В результате общие потери от падения всех фондовых рынков в мире за год (август 2007 - август 2008 г.) составили, по экспертным оценкам, порядка 16 трлн долл.
Ситуация, сложившаяся
в сфере мировых финансов, во многом
определяется особенностями денежно-
В период с 1997 по 2008 г. мировая экономика пережила несколько спекулятивных пузырей на финансовых рынках. Но до настоящего времени не разработаны практические методы их предотвращения или локализации. Более того, вопрос о возможной стратегии монетарных властей по недопущению возникновения таких пузырей не решен даже на теоретическом уровне. В экономической литературе сформировались два подхода к данной проблеме [8, c.24].
Согласно первому подходу, монетарные власти не должны таргетировать цены финансовых активов и использовать процентную ставку для снижения активности на фондовом рынке. В частности, Б. Бернанке и М. Гертлер отмечают, что «в рамках инфляционного таргетирования может быть дан ответ на то, как центральным банкам следует реагировать на динамику цен финансовых активов; изменения цен этих активов должны затрагивать денежно-кредитную политику лишь в той степени, в которой они влияют на прогноз центрального банка по инфляции». Сходного мнения придерживается У. Буитер, полагающий, что предотвращение спекулятивной активности должно обеспечиваться не мерами денежно-кредитной политики, а регулированием фондового рынка. Подобная позиция оспаривается сторонниками второго подхода. Так, Н. Рубини считает несостоятельными основные аргументы противников таргетирования цен финансовых активов. Он отмечает, что нельзя аргументировать отказ от противодействия спекулятивным пузырям тем, что существует значительная неопределенность, связанная с их возникновением. По этой логике, для снижения активности на фондовом рынке монетарные власти могут использовать инструменты ДКП.
В экономическом анализе традиционно предполагается, что динамика цен финансовых активов определяется рациональными ожиданиями хозяйствующих субъектов относительно чистой приведенной стоимости будущих доходов на финансовые активы. Соответственно возникновение спекулятивных пузырей вызвано неверными оценками своих рисков инвесторами, недостаточным учетом фундаментальных рыночных условий. Очевидно, такой подход не принимает во внимание психологию рыночных игроков, их веру в возможность выйти из игры раньше других, зафиксировав прибыль. Поэтому спекулятивные пузыри - не результат ошибочных оценок рисков, а неизбежный атрибут биржевой игры, механизм которой подробно рассмотрен в книге основателя хеджевого фонда Traxis Partners (бывшего топ-менеджера Morgan Stanley) Бартона Биггса.
В то же время на практике
могут возникнуть трудности в
идентификации повышательных
Противодействие спекулятивным пузырям, безусловно, имеет огромное значение для обеспечения макроэкономической стабильности. Однако использование в этих целях процентной ставки означало бы отрыв ее динамики от рентабельности в реальном секторе экономики. Негативные последствия для него также имело бы уменьшение денежного предложения в случае спекулятивных тенденций на фондовом рынке. Поэтому основные меры противодействия спекулятивным пузырям должны, по нашему мнению, осуществляться регуляторами фондового рынка.
Одновременно очевидны негативные последствия спекулятивных пузырей на фондовом рынке для банковского сектора. Обесценение принятых в залог ценных бумаг провоцирует его кризис. Реализация залога при неисполнении заемщиком своих обязательств увеличивает предложение на фондовом рынке. В рассматриваемой ситуации чрезвычайно велики риски возникновения системного кризиса. Вот почему данная проблема требует стратегического решения. Здесь важно четко разграничить банковскую сферу и фондовый рынок. Для банков следует устанавливать резервные требования на принимаемые в залог акции и облигации. Необходимо ввести запрет на принятие коммерческими банками в залог структурированных финансовых инструментов, а также инструментов, эмитируемых при секьюритизации активов [6, c.58].
Финансовый кризис заставил обратить внимание на важную особенность рыночных процессов - их нелинейность, отсутствие констант и законов подобия во временных рядах экономических показателей. Как показали исследования финансового рынка, статистическое распределение доходности финансовых активов не является гауссовским (нормальным), а представляет собой распределение Парето-Ливи, имеющее бесконечную дисперсию. Это означает высокую вероятность значительных и непредсказуемых колебаний рыночных переменных, способных подорвать финансовую стабильность.
Данное обстоятельство предопределяет необходимость трактовки макроэкономического равновесия не просто как взаимообусловленности секторов и рынков, а как сбалансированности экономических процессов. С этой точки зрения неравновесие порождается разной динамикой конкретных элементов системы. Поэтому сбалансированным можно считать состояние экономической системы, при котором обеспечивается определенное соотношение ее элементов, противодействующее возникновению турбулентности. В таком понимании проявлением неравновесия, в частности, выступает разнонаправленная динамика стоимости денег во внутренней и внешней экономике, то есть сочетание инфляции с ростом валютного курса. Тогда внутри страны повышается процентная ставка, и корпорациям становится выгоднее заимствовать за рубежом. Например, в России (на 1 июля 2008 г.) это привело к резкому росту внешнего корпоративного долга - до 454,8 млрд долл. (в том числе банковского сектора - до 191,3 млрд долл.). Кроме того, указанное проявление неравновесия нарушает процесс трансформации доходов в сбережения, а последних - в инвестиции [6, c.59].
Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка страны. Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.
Выделяют три направления
Целью государственного контроля над
банковской системой является укрепление
ликвидности финансово-
Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.
Государственный долг регулируется через
покупку или продажу
В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты.
Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д.
Актуальность проблем, связанных с повышением эффективности проведения денежно-кредитной политики, будет неуклонно возрастать по мере закрепления положительных тенденций в денежно-кредитной и валютной сфере, достижения российскими банками международных стандартов банковской деятельности.
В ближайшем десятилетии в Республике Беларусь должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.
В 2009 году Национальный Банк Республики Беларусь следует принципам единой государственной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние два года. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. При реализации политики, направленной на снижение инфляции, Национальный Банк Республики Беларусь будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние белорусской экономики.
Денежно-кредитная политика в 2009 году будет направлена на обеспечение устойчивых темпов экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач.
Важнейшим базовым условием обеспечения высоких темпов долговременного экономического роста является сохранение финансовой стабильности, в основе которой - устойчивость национальной валюты.
Цель денежно-кредитной политики в 2009 году - защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.
Политика курсообразования
Национального банка нацелена на
уменьшение макроэкономических рисков,
улучшение инвестиционного
При разработке и реализации
денежно-кредитной политики следует
принимать во внимание уточненную трактовку
эффективности рынков и рационального
поведения хозяйствующих
Хозяйствующие субъекты склонны учитывать в своей деятельности лишь те риски, с которыми они сталкивались ранее. Поэтому они не ведут себя рационально в отношении новых рисков. Так, не был правильно оценен риск системного кризиса в результате широкого применения инструментов хеджирования. При этом риск не уничтожается, а перемещается между участниками рынка по траектории бумеранга. Преодоление глобального финансового кризиса требует от монетарных властей реализации новых методологических подходов к ДКП, совершенствования ее инструментов, методов и механизмов. Причем важно сделать четкие выводы из допущенных в докризисный период теоретических и практических ошибок. Нельзя допускать чрезмерного переплетения банковского сектора и фондового рынка, широкого использования финансовых инструментов в качестве банковского залога, а также уменьшать возможности центральных банков контролировать формирование ликвидности.
Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь