Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является углубление знаний в вопросах связанных с осуществлением и функционированием денежно-кредитной политики как в Белоруссии так и за рубежом.
В задачи курсовой работы входит:
- изучить сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
- рассмотреть типы денежно-кредитной политики;
- исследовать основные принципы и цели современной денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредит.политика.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

 

 

2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Достижения и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2008 году

 

Несмотря на то, что  экономике Беларуси пришлось в прошлом году несколько месяцев работать условиях влияния мирового экономического кризиса, рост ВВП в целом за год составил 110%, рост инвестиций - 123,1%. На основе такого роста экономики достигнуто увеличение реальной заработной платы населения на 12,3%. То есть основные экономические задачи 2008 года выполнены в полном объеме.

Немаловажную роль в этом сыграла  и банковская система. Объем банковских кредитов за прошлый год увеличился более чем в 1,5 раза, причем наиболее активно шла выдача инвестиционных и потребительских кредитов. Например, объем потребительских кредитов возрос за год более чем в 1,6 раза. Стабильно работала платежная система (объем платежей в ней за прошлый год увеличился в 1,5 раза).

Курс белорусского рубля к доллару  США за прошлый год девальвировал на 2,3%.

По итогам 2008 года выполнены показатели по укреплению самой банковской системы. В частности, за прошлый год произошло беспрецедентное увеличение уставных фондов белорусских банков: они возросли более чем на Br4 трлн., или более чем в 2 раза. При этом существенно вырос приток иностранных инвестиций в банковскую систему [11, c.6].

Ресурсная база белорусских  банков увеличилась на 42% к уровню 2007 года. В конце года в республике были созданы еще 3 новых банка с участием иностранного капитала. Это свидетельствует о том, что наша банковская система пользуется доверием со стороны иностранных инвесторов.  

Успехи прошлого года в экономике связаны в том  числе и с тем, что Беларусь в значительной мере использовала внешнее  кредитование и золотовалютные резервы. Так, золотовалютные резервы в 2008 году сократились на $1,33 млрд. Эти средства были направлены на обеспечение эффективной работы реального сектора экономики и достижение запланированных темпов экономического роста. Поэтому в текущем году Беларусь должна максимально работать над тем, чтобы привлечь внешние ресурсы для поддержания реального сектора экономики и с минимальными потерями выйти из сложной ситуации, в которой находится весь мир.

В связи с этим с  конца прошлого года Беларусь вела активные переговоры с Международным валютным фондом по привлечению кредитных ресурсов. В конце 2008 года МВФ дал предварительное согласие на предоставление нашей стране кредита в размере $2,5 млрд. Но в ходе переговоров острая дискуссия развернулась по поводу необходимости девальвации белорусского рубля. Принципиальные расхождения у сторон были по тому, как именно ее провести: одномоментно или постепенно [11, c.10].

В условиях всемирного кризиса  Беларуси не остается ничего другого, как принимать своевременные, хоть и непопулярные меры, которые бы максимально стимулировали развитие нашей экономики, экспортеров, производителей. С этой точки зрения наиболее эффективной была разовая девальвация. Постепенная девальвация не имеет такой эффективности. Что касается таких негативных факторов одномоментной девальвации, как повышение цен на импортные товары, то в любом случае повышение цен в течение какого-то времени произошло бы.

Что касается объема девальвации (20%), то здесь у Национального  банка разногласий с МВФ не было.

Итоги работы экономики  в первые дни 2009 года говорят о  том, что решение о проведении разовой девальвации было правильным. Ситуация на валютном рынке в части  работы банков с населением за первые дни нового года по сравнению с  декабрем 2008 года не ухудшилась. Несмотря на повышенный спрос на валюту, в целом он оставался на уровне декабря. Определенные трудности с приобретением валюты возникали в связи с тем, что банки своевременно не могли справиться с одномоментным высоким спросом на валюту. В настоящее время валюта завезена в банки в необходимом объеме.

По словам правительства больше разовой девальвации национальной валюты в Беларуси не будет. Правительство полностью выполнило свои обязательства и больше нет необходимости проводить такую девальвацию. Национальный банк Беларуси будет проводить курсовую политику в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики. Со 2 января 2009 года Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. Стоимость корзины валют будет оставаться практически неизменной. В 2009 году допускаются ее колебания в пределах +/-5% в зависимости от соотношения спроса и предложения валюты на внутреннем рынке и иных факторов [15, c.22].

По оценке экспертов, на руках у населения в настоящее время находится от $2 млрд. до $20 млрд. в различных валютах. Зачем сегодня хранить деньги дома? Для граждан это большая потеря в доходах. Например, банки за прошлый год выплатили физическим лицам $1 млрд. процентов по вкладам. Если ранее были сомнения по поводу стабильности банковской системы, то сегодня таких вопросов вообще быть не должно. Наша банковская система сильная и стабильная, государство дало 100-процентную гарантию возврата хранящихся в банках средств во всех валютах. Кроме того, эти деньги должны работать на национальную экономику.

Если бы Беларусь в 2008 году сократила потребление импорта на 10%, это сэкономило стране более $4 млрд., не было бы необходимости привлекать внешние кредиты. А снизить на 10% импорт реально, поддерживая отечественных производителей.

По итогам глава государства  потребовал принять все меры для  того, чтобы и в 2009 году все показатели, заложенные в Основных направлениях денежно-кредитной политики, были выполнены  в полном объеме [15, c.24].

 

2.2. Цели и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2009 году

 

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2009 году, как и в предыдущие годы, направлена на создание условий  для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2009 год  разработаны с учетом указов Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы»

Социально-экономическое развитие страны в 2009 году характеризуется высокими темпами роста основных макроэкономических показателей и увеличением спроса на деньги. С учетом внутренних и внешних условий индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 109-111 процентов.

В 2009 году монетарная политика будет  направлена на обеспечение темпов экономического роста посредством проведения соответствующих курсовой, процентной и эмиссионной политики [3, c.34].

Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней  и внутренней устойчивости белорусского рубля. Предусматривается привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). При этом колебания обменного курса белорусского рубля к доллару США оцениваются в пределах плюс/минус 5 процентов.

К концу 2009 года при прогнозируемом уровне инфляции и изменении курса  белорусского рубля ставка рефинансирования составит 10-12 процентов годовых.

Для регулирования денежного предложения  и текущей ликвидности банков будут использоваться постоянно  доступные инструменты (кредит и  депозит «овернайт», сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования. Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечит движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования.

Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2009 года процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору составят 13-15 процентов годовых, по новым срочным депозитам в банках - 10-12 процентов годовых.

В 2009 году с учетом роста ВВП (на 110-112 процентов) и изменения других факторов спроса экономики на деньги увеличение рублевой денежной базы оценивается  на уровне 28-34 процента, рублевой денежной массы - на 32-40 процентов, широкой денежной массы - на 32-39 процентов. При этом планируется, что депозиты физических лиц возрастут на 4,2-5,2 трлн. рублей, юридических лиц - на 4,8-5,7 трлн. рублей [3, c.37].

Реализация мер денежно-кредитной  и экономической политики позволит в 2009 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 16,5 процента, по широкой денежной массе - до 24,5 процента.

Прогнозируется, что международные  резервные активы Республики Беларусь в национальном определении на 1 января 2010 г. достигнут 5,87-7,75 млрд. долларов США.

В 2009 году, учитывая расширение спроса на банковские услуги организациями  нефинансового сектора экономики  и населением, приоритетом в развитии банковского сектора явится повышение устойчивости его функционирования.

За 2009 год прирост нормативного капитала в банковском секторе составит 18-25 процентов, рентабельность капитала банков (после выплаты налогов) - не менее 10 процентов, доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, не превысит 5 процентов.

Прирост активов банков планируется  на уровне 35-42 процентов. Это означает, что к концу 2009 года обеспеченность ВВП банковскими активами (главным  образом кредитами) достигнет 50-51 процента.

Требования банков к экономике возрастут на 36-44 процента. При этом объем выдачи инвестиционных кредитов банков составит 7-7,5 трлн. рублей, в том числе на жилищное строительство - 2,9-3,8 трлн. рублей.

В 2009 году в целях расширения национального  финансового рынка и вовлечения в него новых участников продолжится  работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.

В 2009 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег [3, c.37].

В 2009 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь, Российской Федерации и других государств - участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.

В 2009 году денежно-кредитная политика направлена на содействие устойчивым темпам экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития страны.

Предусмотренная привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют позволит обеспечить большую стабильность номинального эффективного курса национальной валюты.

Для обеспечения устойчивости национальной валюты предполагается использовать различные монетарные инструменты.

Развитие банковской системы в 2009 году будет осуществляться на основе расширения ресурсной базы банков.

Повышение эффективности финансового  рынка планируется проводить  путем развития его инфраструктуры и расширения спектра используемых финансовых инструментов [15, c.22].

Согласно основным направлениям денежно-кредитной  политики страны на 2009 год в 2009 году будет осуществляться привязка курса  белорусского рубля к корзине  из трех иностранных валют - евро, доллар США и российский рубль. При этом прогнозируется, что изменения официального обменного курса рубля к доллару США составят плюс/минус 5%.

Ставка рефинансирования к концу 2009 года не превысит 10-12% годовых, ставки по вновь выдаваемым банками кредитам – 13-15% годовых, по вновь привлекаемым срочным депозитам – 10-12% годовых.

Прирост рублевой денежной массы составит 34-38%, широкой денежной массы – 32-40%, рублевой денежной базы – 28-34%, ресурсной  базы банков – 35-42%.

Кредитование банками экономики  возрастет на 36-44%. При этом объем инвестиционного кредитования достигнет Br7-7,5 трлн. Кредитование банками жилищного строительства оценивается в сумме Br2,9-3,8 трлн.

Приоритетным направлением останется  кредитование банками экспортоориентированных  организаций, проектов и важнейших мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы, жилищного строительства. Дальнейшее развитие получит потребительское кредитование [15, c.24].

Таким образом, реализация в 2009 году намеченных целей, задач и мероприятий монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит единство проводимой экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ – МИРОВОЙ ОПЫТ

 

В последние два десятилетия  разработка и реализация денежно-кредитной  политики (ДКП) в развитых странах в значительной степени определяются процессами интеграции внутри финансового рынка. Широкое распространение производных финансовых инструментов, одновременно обращающихся на двух и более сегментах финансового рынка, обусловило реформирование институтов рыночного регулирования и создание в ряде стран (Австралия, Великобритания, Швеция, Япония) мегарегуляторов, функционирующих параллельно с центральными банками. Одновременно в банковской сфере проходила интенсивная секьюритизация активов. Сложилась парадоксальная ситуация: новые кредиты обеспечивались ценными бумагами, эмитированными под ранее выданные кредиты, что создавало риск обесценения залога. В случае отказа заемщика увеличить залог коммерческий банк мог прибегнуть к продаже ценных бумаг, тем самым повысив их предложение на рынке.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь