Денежно-кредитная политика Национального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - это изучение денежно-кредитной политики Национального банка Республики Казахстан на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………5
Цель и последствия денежно-кредитной политики государства…………5
Инструменты денежно-кредитной политики…………………………….....8

Глава 2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА…………………………………………………………………..14

2.1 Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан………………………………………………………………………....14

2.2 Проблемы денежно-кредитной политики в период кризиса……………..17

2.3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики Нацбанка РК……………………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31

Работа содержит 1 файл

Болдусова.docx

— 86.13 Кб (Скачать)

При ожидаемом незначительном инфляционном давлении со стороны фундаментальных  факторов Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по обеспечению финансовой стабильности. Продолжится мониторинг уровня ликвидности  банков и связанных с ним рисков, в том числе валютных. При необходимости  Национальный Банк Республики Казахстан  будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания текущей ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими.

Национальный Банк Республики Казахстан  будет способствовать дальнейшему  переориентированию банков на внутренние источники при формировании базы фондирования. Для этого Национальный Банк Республики Казахстан увеличит в 2011 году капитализацию АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» на 11 млрд. тенге.

Также для стабилизации ресурсной  базы банков будет рассмотрен вопрос о переводе временно свободных денежных средств небанковских финансовых организаций, размещаемых в Национальном Банке  Республики Казахстан, на депозиты отечественных  банков.

Реализация данных мер денежно-кредитной  политики позволит Национальному Банку  Республики Казахстан достичь установленных  ориентиров по инфляции. Это будет  способствовать выходу экономики на траекторию устойчивого и качественного  роста.

 

Таблица 2.  Прогноз основных показателей. Денежно-кредитная политика на 2011 год.

 

 

 

2009

(факт)

2010

(оценка)

2011 (прогноз)

1 сценарий

2 сценарий

3 сценарий

Инфляция, %

         

- на конец года, %

9,5

6,2

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Официальная ставка рефинансирования, %

10,5

7,0

6,0

7,0

8,0

Денежная база, млрд. тенге

1525

2451

2395

2697

2728

изменение в %

4,2

60,7

-2,3

10,0

11,3

Денежная масса, млрд. тенге

6267

7386

7042

8097

8524

изменение в %

35,4

17,9

-4,7

9,6

15,4

Депозиты резидентов в банковской системе, млрд. тенге

5409

6473

6123

7070

7459

изменение в %

39,0

19,7

-5,4

9,2

15,2

Кредиты банков экономике, млрд. тенге

7460

7644

7539

8092

8296

изменение в %

2,8

2,5

-1,4

5,9

8,4

Уровень монетизации  экономики, %

39,0

46,2

45,9

46,5

46,5

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, денежно-кредитная  политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся  в распоряжении государства.

Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный  банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и  индекс цен.

Результаты монетарного  регулирования по-разному расцениваются  в кейнсианской и монетаристской теориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что  дискретная денежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздействия, тем не менее эффективна для сглаживания  колебаний экономической активности, цен и занятости. Монетаристы  ратуют за введение монетарного правила  и отказ от дискретной денежно-кредитной  политики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают, что монетарная политика вообще не оказывает воздействия  на реальный ВНП.

Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность  внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Без верной денежно-кредитной  политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада  и роста безработицы, падения  производства необходимо увеличивать  денежное предложение, чтобы стимулировать  процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также  потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В  период экономического роста, сопровождаемого  инфляцией, следует снижать предложение  денег. Именно этим и занимаются центральные  эмиссионные банки.

Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно  опасный инструмент. С ее помощью  можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые  на высшем управленческом уровне после  серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия  денежно-кредитной политики на экономику  государства, дадут положительные  результаты.

В курсовой работе рассмотрены  как теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования, так и основные приоритеты денежно-кредитной политики Национального  банка РК на современном этапе.

В Казахстане на данном этапе  рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста  безработицы.

Государству необходимо регулировать денежную политику, но в рамках разумного, необходимо произвести либерализацию  государственного регулирования в  банковской системе, необходимо инвестировать  те отрасли народного хозяйства (перерабатывающую, химическую, транспортную, приборостроение), которые позволят развивать отечественное производство, повысить макроэкономические показатели ВВП, процент занятости населения, уровень реальных доходов населения.

С введения в ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге в Казахстане начался следующий этап экономических преобразований - началось формирование самостоятельной макроэкономической политики, которая, к сожалению, осуществлялась непоследовательно и не комплексно. Непоследовательность, в частности, выразилась в попытке решить проблему неплатежей посредством предоставления предприятиям эмиссионных директивных кредитов для погашения задолженности в растянувшемся во времени процессе либерализации цен, что только усугубило инфляционные процессы. Однако сегодня надо признать, что одной из сфер, где достаточно комплексно и успешно были проведены реформы, является денежно-кредитная политика и политика обеспечения денежно-кредитного обращения.

Основным приоритетом Национального  Банка Республики Казахстан является продолжение работы по переходу к  принципам инфляционного таргетирования. Инфляционное таргетирование полностью  отвечает основной цели Национального  Банка Республики Казахстан по снижению инфляции и, ввиду повышенной прозрачности поставленной цели, обеспечивает большее  доверие участников рынка.

Применение альтернативных принципов  проведения денежно-кредитной политики или перенос акцентов в сферу  денежного таргетирования или таргетирования обменного курса, на данном этапе  нецелесообразны.

В рамках перехода к принципам инфляционного  таргетирования Национальный Банк Республики Казахстан будет придерживаться режима плавающего обменного курса, то есть обменный курс тенге будет  устанавливаться в зависимости  от спроса и предложения иностранной  валюты на внутреннем рынке.

Переход к принципам инфляционного  таргетирования предполагает усиление методологической работы по совершенствованию  денежно-кредитной политики. Национальный Банк Республики Казахстан сконцентрирует усилия по совершенствованию существующих моделей прогнозирования и разработке новых моделей [8, c.2].

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Послание Президента народу Казахстана от 06 марта 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию» от  6 марта 2009
  2. Обзор рынка. События, факты, комментарии//Рынок ценных бумаг Казахстана. 2003. - 8. - с. 2-3
  3. Найманбаенва С.С. Финансовое право. Учебник (Общая и Особенная части). Алматы, Данекер, 2004 526 с., с . 98
  4. Акимбеков С. Наши деньги//Континент, 24.10.2003г.
  5. Экспресс-информация № 6-01/13 от 6 января 2010 года Об инфляции в Республике Казахстан// Агентство Республики Казахстан по статистике
  6. Годовой отчет Национального Банка Республики Казахстан за 2008 год. - Алматы 2009 год
  7. Отчет о финансовой стабильности Казахстана, декабрь 2008 года, с. 130
  8. Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2008-2009 годы, одобрены постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 декабря 2007 года 146
  9. Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан» ст.7, 29, 30, 33, 36, 38-47(1), 48-50, 52(1), 58.
  10. Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы, ТОО «Издательство Норма-К», 2002, 272 сС. 166
  11. Нурсеит Н.А, Обеспечение устойчивости национальной валюты: Теория и практика валютной политика. Алматы: «Дәуір», 2004. С. 282
  12. Заявление Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций об основных направлениях экономической политики на 2009 год
  13. Нурсеит Н.А, Обеспечение устойчивости национальной валюты: Теория и практика валютной политика. Алматы: «Дәуір», 2004. С. 310
  14. Куликов С. Тенге пошел на девальвацию///Независимая газета, 2009-02-05
  15. Заявление Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций об основных направлениях экономической политики на 2009 год
  16. Республика КазахстанЗаключительное заявление миссии МВФ 16 января 2009 года
  17. Мамыров Н.К., Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика / Учебное пособие Алматы: Экономика, 1999 246 с.
  18. Марченко Г. Финансовую стабильность обеспечивает комплексный подход // Аграрный Казахстан, № 33 (34), 15-21.08.2003
  19. Морданов Р.Х. Денежно-кредитная политика в период экономических реформ// Экономика и управление, 6, 1999г., с. 25
  20. Симрановский А.Ю. К вопросу денежно-кредитной политики// Деньги и кредит, 4, 1999, с. 15

 

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка