Денежно-кредитная политика Национального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - это изучение денежно-кредитной политики Национального банка Республики Казахстан на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………5
Цель и последствия денежно-кредитной политики государства…………5
Инструменты денежно-кредитной политики…………………………….....8

Глава 2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА…………………………………………………………………..14

2.1 Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан………………………………………………………………………....14

2.2 Проблемы денежно-кредитной политики в период кризиса……………..17

2.3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики Нацбанка РК……………………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31

Работа содержит 1 файл

Болдусова.docx

— 86.13 Кб (Скачать)

Этот инструмент монетарной политики является,- по мнению специалистов, занимающихся рассматриваемой проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы[2,c.27].

Основными инструментами  денежно-кредитной политики - средствами, при помощи которых государство  планирует достичь поставленных целей, являются (Схема1):

- операции на открытом  рынке, 

- изменение резервной  нормы 

- изменение учетной ставки.

 

        Инструменты денежно-кредитной политики

 

 

 

 

Операции                  Изменение                         Изменение

на открытом            резервной                           учетной

рынке                        нормы                                 ставки

Схема 1.Инструменты денежно-кредитной  политики

 

Операции на открытом рынке. Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются как метод ее регулирования.

В настоящее время в  мировой экономической практике именно операции на открытом рынке  являются основным средством регулирования  денежного предложения. Это вызвано  их прежде всего необыкновенно высокой  гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру  на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания  денежной массы.

Изменение учетной  ставки. Учетная дисконтная политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины 19 века. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя и получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций.

Наибольшей популярностью  учетная политика пользовалось в  конце 19в. начале 20в. В 30-40-хгг текущего столетия центральные банки проводили  рекомендованную Дж.М.Кейнсом политику «дешевых денег», т.е. низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932г по 1951г. учетная  ставка сохранялась на уровне 2%, В  США с 1937 по 1948г-1%. Большую роль в  поддержании низких ставок сыграло  стремление обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях в  период после Второй мировой войны. С 50-гг. во многих странах вновь активизировалось использование учетной политики. В настоящее время за рубежом  учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах от 2 до 15%, отражая  как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания  конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению  с другими существенно снизилось.

Центральные банки, как правило, проводят учетную политику посредством  установления и пересмотра официальной  процентной ставки двух основных видов: ставки редисконтирования (переучета  ценных бумаг) и ставки рефинансирования (непосредственного кредитования банковских учреждений).

Ставка рефинансирования, или уровень платы за кредитные  ресурсы, предоставляемые Центральным  банком другим банкам, сейчас несколько  выше, чем ставки на рынке межбанковских  кредитов (в терминологии США - федеральных  фондов).

Политику переучетных  операций как метод монетарного  регулирования Центральный банк осуществляет либо путем установления ставки редисконтирования (косвенный  метод), либо при помощи изменения  условий их переучета (прямой метод) - прежде всего, посредством квотирования. Политика рефинансирования Центральным банком коммерческих банков может включать регулирование при помощи установления ставки по централизованным кредитам (косвенный метод), а также прямых ограничений для отдельных банков или их групп в отношении их величины, видов, сроков и других условий предоставления централизованных финансовых ресурсов (прямой метод).

При проведении государственной  учетной политики Центральный банк также использует не только экономические  инструменты (изменение уровня официальных  ставок), но и административные - прямой контроль над рыночными ставками коммерческих банков, директивное распределение  кредитной маржи (разницы между  средними процентными ставками по активным и пассивным операциям), установление верхней границы процентных ставок по отдельным видам кредитов или  их фиксированного отношения к официальным  ставкам.

Дисконтный (учетный) кредит предоставляется, как правило, на срок до трех месяцев. Максимальный срок предоставления ломбардного кредита в большинстве  случаев не превышает полугода. Обычно в качестве покрытия такого рода займов выступают государственные ценные бумаги.

К переучету, а также в  качестве залога при предоставлении ломбардного кредита могут быть приняты лишь самые надежные ценные бумаги. Сюда входят государственные  облигации и некоторые виды обязательств клиентов по отношению к своим  банкам, список которых утверждается органами Центрального банка.

Среди инструментов монетарного  регулирования в странах с  развитой смешанной экономикой учетная  ставка является вторым по значению инструментом после операций на открытом рынке. А  в некоторых странах именно учетная  политика является основной составляющей набора денежно-кредитных методов. Важно проанализировать, как же взаимодействуют  операции на открытом рынке и учетная  политика, формируя единую стратегию  и тактику монетарного регулирования.

В случае, когда Центральный  банк пытается сократить денежное предложение  путем продаж государственных облигаций  на открытом рынке, при неизменной официальной  процентной ставке объемы учетных операций резко возрастут. В эти периоды  учетные операции будут действовать  в противоположном направлении, нежели операции на открытом рынке, а  не усиливать последние. Механизм учета  в этом случае играет роль своеобразного  предохранительного клапана. Поэтому  необходимо координировать действия на открытом рынке с учетной политикой, что сейчас и реализуется при  осуществлении монетарного регулирования.

При продаже государственных  облигаций на открытом рынке в  целях уменьшения совокупной денежной массы Центральный банк устанавливает  высокую учетную ставку. При реализации экспансионистской расширительной политики денежные власти понижают процент  за учет и рефинансирование. Это  увеличивает эффективность операций на открытом рынке.

Почему же учетная политика уступает по значению операциям на открытом рынке среди инструментов денежно-кредитного регулирования?

Во-первых, Центральный банк не в состоянии посредством изменения  учетной ставки реализовывать задачи денежно-кредитного регулирования  в полной мере. Если манипулирование  совокупными резервами банковской системы посредством операций на открытом рынке и изменения нормы  обязательных резервов осуществляется по инициативе Центрального банка, то использование централизованных кредитов зависит от потребностей банков второго  уровня и выбора ими способа их удовлетворения. Центральный банк не может навязать коммерческим банкам больше учета. Он может лишь поощрять коммерческие банки к увеличению объема привлекаемых централизованных кредитов посредством уменьшения процентных ставок рефинансирования и редисконтирования, или ограничивать такого рода заимствования  путем повышения ставок. Однако нельзя забывать, что Центральные банки  обладают все-таки одним очень сильным  средством воздействия в этой области - правом вето, отказа в предоставлении кредита.

Пересмотр резервных  требований.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма  хранения средств на специальных  счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент  или норму обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание  большей, чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению  ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает  положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные  возможности банков и увеличивает  денежную массу.

Впервые этот метод применили  в США в 1933 году. В отличие от операций на открытом рынке и учетной  политики механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает банковской системы и способен оказывать  сильное воздействие на финансово-экономическую  систему в целом. Увеличение резервной  нормы приводит к росту необходимых  резервов, которые должны держать  депозитные институты в качестве покрытия. При этом возможны два  варианта: либо банки второго уровня понизят избыточные резервы (когда  резервная норма увеличивается  незначительно), либо им придется прибегать  к чрезвычайным мерам (если резервные  требования увеличиваются намного). Во втором случае банкам придется сокращать  объем своих чековых депозитов  и одновременно увеличивать резервы, Для сокращения своих текущих  счетов банки примут решение приблизить сроки погашения уже выданных ссуд (если, конечно, такая возможность  предусмотрена условиями договора), а также будут продавать ценные бумаги на открытом рынке. Покупатели используют трансакционные депозиты, чтобы расплатиться с коммерческими банками. В результате всех этих действий сократится денежная масса в экономике. Очевидно, что уменьшение резервных требований приведет к росту способности системы коммерческих банков к кредитованию, что в конечном счете приведет к увеличению денежного агрегата. Хотя изменение резервных требований - чрезвычайно мощный инструмент воздействия на денежно-кредитную систему, в мировой практике он применяется нечасто. Дело в том, что даже незначительное изменение резервной нормы приводит к колоссальному изменению объема денежной массы. Операции на открытом рынке - гораздо более гибкий метод, позволяющий оперативно изменять банковские совокупные резервы. Именно он в настоящее время (в передовых странах со смешанной экономикой, разумеется) выходит на первый план.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка