Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:22, курсовая работа
Цель курсовой работы - это изучение денежно-кредитной политики Национального банка Республики Казахстан на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………5
Цель и последствия денежно-кредитной политики государства…………5
Инструменты денежно-кредитной политики…………………………….....8
Глава 2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА…………………………………………………………………..14
2.1 Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан………………………………………………………………………....14
2.2 Проблемы денежно-кредитной политики в период кризиса……………..17
2.3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики Нацбанка РК……………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31
Монетарная политика измеряется комбинированным индексом (как сумма % изменений годичных номинальных ставок (вес 2/3) и реального эффективного обменного курса (1/3)). Финансовая политика измеряется как процентное изменение нефтяного бюджетного баланса Правительства.
Эта мера в период финансового кризиса выигрывает по сравнению с начальным рекомендациям МВФ по преодолению финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии, которые повлекли за собой сокращение налогообложения для восстановления доверия к финансовой системе и недооценили значение снижения обменного курса, влияющего на незащищённые активы.
Рисунок 5. Изменение политики, 2003-2008 годы [7, c.132]
Источник: НБРК, МВФ
Эти уроки недавнего прошлого были хорошо усвоены. Более того, некоторые меры НБРК могут в 2008 году могут быть узнаны в ряде развитых экономик, поражённых кризисом sub-prime: после некоторой паузы, власти в этих странах также решили предоставлять ликвидность на беззалоговой основе и оказывать целевую финансовую поддержку уровня спроса частного сектора.
Оценка затрат Национального
Банка в сравнении с
Благодаря беспрецедентным антикризисным мерам, принятым в большинстве стран в 2008-2009 годах, мировая экономика стала выходить из рецессии, вызванной глобальным кризисом. В 2010 году одним из главных вопросов, стоящих перед государственными органами как развитых, так и развивающихся стран, является реализация «стратегии выхода» по сворачиванию пакета антикризисных мер. При этом наиболее сложной задачей становится определение правильного момента для завершения данных программ.
С одной стороны, преждевременное завершение государственного стимулирования может спровоцировать новый виток кризиса в мировой экономике. Субъекты экономики могут оказаться не в состоянии самостоятельно активизировать свою деятельность ввиду недостаточности ресурсов.
С другой стороны, продолжение активных антикризисных мер также несет в себе риски для дальнейшего развития экономики через увеличение нагрузки на ресурсы государства и значительный рост дефицитов государственных бюджетов. Масштабные вливания в экономику привели к накоплению избыточной ликвидности в финансовых институтах, что в условиях низкой инвестиционной активности может привести к появлению новых «пузырей». Кроме того, продолжение «мягкой» денежно-кредитной политики будет создавать дополнительные инфляционные риски.
Таким образом, проведение сбалансированной политики, то есть постепенный отказ от дальнейшей значительной поддержки государством экономики, позволит восстановить темпы экономического роста при сохранении ценовой стабильности. При этом восстановление роста началось медленно, несмотря на улучшение экономических и финансовых условий в мировой экономике со второй половины 2009 года.
В макроэкономическом развитии Республики Казахстан в 2009 году также наметился переломный момент.
Начиная с 3 квартала 2009 года, наблюдается некоторое восстановление экономического роста, которое компенсировало существенное снижение реального ВВП в первом полугодии 2009 года. По предварительным итогам 2009 года реальный ВВП увеличился на 1,1%. Несмотря на то, что в 2009 году темпы экономического роста были ниже, чем в 2007-2008 годах, меры государственной поддержки позволили восстановить позитивные ожидания субъектов экономики и стабилизировать экономическую ситуацию.
Инфляционный потенциал в
В 2010 году не ожидается дальнейшего снижения инфляционного давления в Республике Казахстан, что связано с наличием ряда рисков. Расширение потребительского спроса обеспечено в 2010 году повышением заработных плат, социальных пособий и пенсий из бюджета. Кроме того, не исключилось и удорожание импортируемой продукции ввиду повышения таможенных пошлин на ввозимую продукцию в связи с созданием Таможенного Союза Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь.
Ситуация на финансовом рынке страны в 2011 году будет постепенно улучшаться, однако резкого роста кредитной активности банков не произойдет ввиду сохранения экономических и финансовых рисков.
В целом, дальнейшее развитие экономики
Республики Казахстан будет зависеть
от многих факторов, влияние которых
в настоящее время однозначно
оценить практически не возможно,
а контроль над ними со стороны
Правительства Республики Казахстан
и Национального Банка
В условиях сохранения нестабильности и неопределенности на мировых и внутреннем рынках Национальный Банк Республики Казахстан принял решение разработать основные направления денежно-кредитной политики на один год – на 2010 год. По мере снижения неопределенности Национальный Банк Республики Казахстан намерен вернуться к практике разработки основных направлений денежно-кредитной политики на трехлетний период.
При реализации всех сценариев развития экономики Республики Казахстан в 2010 году основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен, что предполагает удержание инфляции в коридоре 6,0-8,0%.
При реализации первого сценария ожидается сокращение экономики Казахстана в 2010 году.
Полученные Национальным Банком Республики Казахстаном результаты моделирования и прогнозирования по данному сценарию демонстрируют ухудшение показателей платежного баланса, снижение кредитования и денежного предложения. Это связано с влиянием объективных факторов, таких как снижение деловой активности, ограничение совокупного спроса.
Дефицит текущего счета платежного баланса в 2010 году может составить около 8,5% к ВВП, дефицит общего платежного баланса – свыше 4% к ВВП.
Удержание инфляции в рамках заданного коридора при снижении спроса экономики на деньги будет обеспечиваться сжатием денежной базы на 2,3%, уменьшением денежной массы на 4,7%, кредитов экономике – на 1,4%, депозитов в банковской системе – на 5,4%. Уровень монетизации при этом практически не изменится, достигнув 45,9% на конец 2010 года (приложение 1).
По оценке Национального Банка Республики Казахстан, вероятность реализации данного сценария достаточно низкая.
В случае реализации второго сценария более высокий уровень цен на нефть окажет благоприятное влияние на внешние потоки Казахстана, в результате дефицит текущего счета в 2010 году составит около 4% к ВВП, дефицит общего платежного баланса – около 2% к ВВП.
Спрос на деньги в данном сценарии развития будет оставаться ограниченным. Расширение денежной базы составит 10,0%, денежная масса увеличится на 9,6%, депозиты в банковской системе – на 9,2%, объем кредитов экономике – на 5,9%. При этом уровень монетизации вырастет до 46,5%.
Развитие ситуации по данному сценарию
позволит Национальному Банку Республики
Казахстан и Правительству
В соответствии с третьим сценарием темпы экономического роста в 2010 году ожидаются на более высоком уровне по сравнению с предыдущими сценариями.
Более благоприятная конъюнктура на мировых рынках положительно скажется на казахстанских экспортерах. Ожидается незначительный дефицит текущего счета на уровне не более 1% к ВВП, общий платежный баланс сложится с положительным знаком в размере около 1% к ВВП.
В этих условиях спрос на деньги окажется более высоким по сравнению с предыдущим сценарием. Денежная база расширится в 2010 году на 11,3%, денежная масса увеличится на 15,4%, депозиты в банковской системе – на 15,2%, кредиты экономике – на 8,5%, уровень монетизации составит 46,5%.
Реализация данного сценария позволит
Национальному Банку Республики
Казахстан увеличить объем
Национальный Банк Республики Казахстан считал наиболее вероятным реализацию второго и третьего сценариев развития экономики Республики Казахстан на 2010 год, исходя из этого, были разработаны меры денежно-кредитной политики на 2010 год.
Денежно-кредитная политика Республики Казахстан на 2011 год
Основной целью денежно-
Национальный Банк Республики Казахстан
продолжит проведение политики обменного
курса, направленной на обеспечение
баланса между внутренней и внешней
конкурентоспособностью казахстанской
экономики. Курсовая политика будет
проводиться с целью
В целях создания условий для повышения гибкости курсообразования коридор колебаний тенге с 5 февраля 2011 года будет расширен: 150 долларов/тенге (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге. Преобладающие тенденции в динамике курса тенге будут обусловлены ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках и состоянием платежного баланса.
Процентная политика Национального Банка Республики Казахстан будет направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. Проводимые мероприятия будут обеспечивать снижение волатильности рыночных ставок и повышение стабильности денежного рынка, а также способствовать эффективному управлению ликвидностью. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Ставка по депозитам банков, размещаемым в Национальном Банке Республики Казахстан, будет определяться как нижняя граница коридора краткосрочных ставок на денежном рынке. При этом она будет устанавливаться на минимально возможном уровне с тем, чтобы дестимулировать банки в накоплении свободных ресурсов на депозитах в Национальном Банке Республики Казахстан.
С целью изъятия избыточной ликвидности
Национальный Банк Республики Казахстан
продолжит эмиссию
Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка