Денежно-кредитная политика Национального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - это изучение денежно-кредитной политики Национального банка Республики Казахстан на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………5
Цель и последствия денежно-кредитной политики государства…………5
Инструменты денежно-кредитной политики…………………………….....8

Глава 2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА…………………………………………………………………..14

2.1 Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан………………………………………………………………………....14

2.2 Проблемы денежно-кредитной политики в период кризиса……………..17

2.3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики Нацбанка РК……………………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31

Работа содержит 1 файл

Болдусова.docx

— 86.13 Кб (Скачать)

Под прямыми количественными  ограничениями Национального Банка  Казахстана понимаются максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения (интереса), прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных  отраслей. Национальный Банк Казахстана вправе применять прямые количественные ограничения в случае невозможности  приостановления инфляционных процессов  косвенными методами денежно-кредитного регулирования[3, с. 2].

Таким образом, на основании  вышеизложенного можно сделать  вывод, что денежно-кредитная политика - это важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства  с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

2.2 Проблемы денежно-кредитной политики  в период кризиса

 

С введения в ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге в Казахстане начался следующий этап экономических преобразований и привлечения широкомасштабной помощи международных финансовых организаций в рамках программ системных преобразований и стабилизационных кредитов.

На этом этапе началось формирование самостоятельной макроэкономической политики, которая, к сожалению, осуществлялась непоследовательно и не комплексно. Непоследовательность, в частности, выразилась в попытке решить проблему неплатежей посредством предоставления предприятиям эмиссионных директивных  кредитов для погашения задолженности  в растянувшемся во времени процессе либерализации цен, что только усугубило  инфляционные процессы[4].

Масштабность социально-экономических  трудностей прошедшего десятилетия  наглядно иллюстрируется данными о  динамике инфляционных процессов в  Казахстане (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика инфляции в Казахстане[5]

 

Однако надо признать, что  одной из сфер, где достаточно комплексно и успешно были проведены реформы, является денежно-кредитная политика и политика обеспечения денежного  обращения.

Инфляция в 2009 году (декабрь 2009г. по сравнению с декабрем 2008г.) составила 6,2%. Цены на продовольственные  товары увеличились на 3%, непродовольственные  – на 8,6%, платные услуги – на 8,4%.

В целом по итогам 2008 года годовой уровень инфляции составил 9,5%. Среднегодовая инфляция составила 17,0% (рисунок 3).

Рисунок 3. Уровень инфляции, 2001-2009 гг. [6, c.20]

 

В 1 полугодии 2009 года на мировых товарных рынках наблюдалось значительное повышение  цен на сырье, продовольствие и другие товары. В результате на товарных рынках возник неустойчивый «ценовой» пузырь, который во 2 половине 2009 года лопнул, вызвав резкое падение цен на продовольствие, сырьевые товары и металлы.

Снижение мировых цен  на сырьевые товары, в том числе  на нефть, повлекло за собой замедление роста цен на отдельные виды продукции  предприятий реального сектора  Казахстана в августе-октябре 2009 года. Промышленная продукция в целом  за 2009 год стала дешевле на 18,6% (в 2007 году – рост на 31,9%). Цены на энергоресурсы  снизились за 2009 год на 33,4% (в 2008 году – рост на 45,9%), в том числе нефть  стала дешевле на 40,5% (рост на 52,4), газовый конденсат – на 42,4% (рост на 47,0%). Тем не менее, природный газ  стал дороже на 35,7% (7,1%), уголь – на 76,3% (3,8%), нефтепродукты – на 17,0% (14,1%).

Сохранение низких цен  на товарных рынках до конца 2008 года после  их резкого падения в середине года поддерживалось неопределенностью  в отношении глубины замедления глобального роста, снижением деловой  активности в мире, сокращением многих проектов по добыче сырья в виду отсутствия финансирования. Первые признаки оживление на товарном рынке проявились уже с начала 2009 года. По состоянию  на 01.10.2009 года Reuters/Jefferies CRB Index восстановился  на 28%, среднемесячная цена на нефть  сорта Brent выросла на 86% с 36,24 долл. США/баррель  до 67,23 долл. США/баррель 

В этих условиях в 2009 году Национальный Банк проводил денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности финансовой системы и стабильности цен. С учетом замедления инфляции и  отсутствия фундаментальных факторов к ее ускорению основной упор делался на стабилизацию ситуации и поддержку краткосрочной ликвидности в банковской системе.

С целью обеспечения финансовой стабильности принимались меры по предоставлению банкам краткосрочной тенговой ликвидности, а также по совершенствованию  системы рефинансирования банков Национальным Банком.

За 2009 год Национальным Банком были проведены операции обратного  РЕПО в объеме 862,9 млрд. тенге, операции СВОП – 4 080,5 млрд. тенге. Данные операции рефинансирования проводились со сроком 7 дней. По состоянию на конец декабря 2008 года объем непогашенной банками  задолженности перед Национальным Банком по операциям обратного РЕПО составлял 118,5 млрд. тенге, по операциям  СВОП – 137,4 млрд. тенге.

В 2009 году был поэтапно расширен перечень залогового обеспечения при  проведении операций обратного РЕПО. В перечень включены государственные  ценные бумаги Республики Казахстан, ценные бумаги иностранных государств, ценные бумаги международных финансовых организаций, ценные бумаги отечественных национальных компаний, долговые облигации и еврооблигации  банков, агентские долговые ценные бумаги АО «Казахстанская ипотечная  компания».

На внутреннем валютном рынке  в 2009 году Национальный Банк выступал преимущественно в качестве покупателя иностранной валюты. За 2008 год нетто-покупка  Национального Банка на внутреннем валютном рынке составила 3,4 млрд. долл.

Итогом операций Национального  Банка на внутреннем рынке стало  пополнение ликвидности банков на 830,6 млрд. тенге за 2009 год (таблица 1).

Таблица 1 - Сальдо операций Национального Банка на внутреннем рынке в 2005-2009 годах, млрд. тенге [6, c.22]

 

Сальдо операций

Национального Банка

на денежном рынке

(«-» - изъятие,  «+» -

увеличение тенговой ликвидности)

Участие Национального

Банка на валютном рынке

(«-» – нетто-продажа

валюты, «+» –  нетто-

покупка валюты)

Чистое изъятие

ликвидности

(«-» - изъятие

ликвидности, «+» -

увеличение тенговой ликвидности)

2005 г.

-303,5

478,0

174,5

2006 г.

211,2

-48,6

162,6

2007 г.

-997,8

1271,0

273,2

2008 г.

644,5

-771,8

-127,3

2009 г.

425,8

404,8

830,6

 

В 2009 году дважды снижались  нормативы минимальных резервных  требований для банков. Их снижение с 29 июля 2009 года с 6% до 5% по внутренним обязательствам банка и с 8% до 7% по иным обязательствам банка высвободило, по оценке, около 90 млрд. тенге. Дальнейшее снижение нормативов минимальных резервных требований с 18 ноября 2008 года до 2% и 3%, соответственно, пополнило ликвидность банков на 350 млрд. тенге.

В 2009 году векселя к переучету  не принимались. В портфеле Национального  Банка на 1 января 2010 года векселей не имелось. При этом генеральные соглашения о переучете векселей действуют  с 9 банками второго уровня. По состоянию  на 1 января 2010 года первоклассных эмитентов  не было.

2009 год характеризовался  сокращением потребностей субъектов  экономики в наличных деньгах  по сравнению с предыдущим  годом (рисунок 4).

 

Рисунок 4. Динамика изменения эмиссионного результата за 2008-2009 годы

 

За 2009 год из резервных  фондов Национального Банка в  обращение было выпущено наличных денег  на сумму 1 239,3 млрд. тенге, что на 83,5 млрд. тенге (6,3%) меньше выпуска за 2008 год (1 322,9 млрд. тенге). Объем изъятия  наличных денег из обращения сократился по сравнению с объемом 2007 года (1 150,1 млрд. тенге) на 37,7 млрд. тенге (3,3%) и  составил 1 112,4 млрд. тенге. Таким образом, эмиссионный результат сложился положительным в 126,9 млрд. тенге, что  на 26,6% меньше, чем за 2008 год (172,8 млрд. тенге) [6, c.33].

На изменения, наблюдаемые  в эмиссионных показателях за 2009 год, оказала влияние нестабильная ситуация на финансовом рынке, начавшаяся в конце 2008 года. Снижение объемов выдач банков второго уровня со счетов по вкладам физических лиц (на 595,0 млрд. тенге) и займов физическим лицам (на 203,2 млрд. тенге), и в целом опережение темпов роста приходной части кассового оборота по сравнению с темпами роста расходов отразилось на сокращении выпуска наличных денег в обращение.

В разрезе регионов во всех областях, за исключением города Алматы, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей, зафиксированы положительные эмиссионные результаты. Наиболее эмитируемыми областями являются Карагандинская (62,7 млрд. тенге), Кызылординская (61,0 млрд. тенге), Восточно-Казахстанская (55,1 млрд. тенге) и Алматинская (52,5 млрд. тенге) области.

Снижение эмиссионного результата по сравнению с показателем 2008 года отмечается по большинству областей, за исключением Карагандинской, Кызылординской, Северо-Казахстанской и Алматинской. По г. Алматы и Жамбылской области наблюдается сокращение изъятия наличных денег на сумму 0,7 млрд. тенге и 8,9 млрд. тенге соответственно, а по Южно-Казахстанской – рост на сумму 22,2 млрд. тенге.

Когда НБРК стал более обеспокоен вопросами рисков финансовой стабильности, была создана стратегия, одним из направлений которой стало ужесточение  монетарной политики, и, в этой связи, политика укрепления номинального обменного  курса. Вторым направлением стал призыв к более широкому спектру действий в ответ на развивающийся бум, который был обоснован осознанием того, что достижение собственных  целей НБРК по монетарной и финансовой стабильности зависит от эффективных  мер в сфере фискальной политики и финансового регулирования [7, c.130].

Что касается инструментов, то НБРК учитывал, что монетарная политика играла существенную роль в снижении рисков для стабильности. НБРК поднял ставки вознаграждения с  целью обуздать необеспеченные заимствования  домашних хозяйств и фирм в иностранной  валюте.

Только некоторые из центральных  банков других стран работали в трёх указанных направлениях в этом периоде.

Однако, учитывая интенсивность финансового  бума, НБРК посчитал, что макроэкономическая политика не может быть эффективной  в рамках только монетарной политики. НБРК сосредоточился на жёсткой финансовой политике, чтобы  снизить давление на уровень потребительских цен, цен на активы и реальный обменный курс. В 2006 году НБРК инициировал налоговые  меры, направленные на снижение темпов роста внешних заимствований  корпоративного сектора.

Комплексная политика, в пользу которой  высказывался НБРК в последние месяцы 2009  года (и которая широко применялась Правительством Казахстана и его ведомствами), сочетала 3 элемента. Во-первых, имели место обширные инъекции ликвидности и безусловная поддержка депозитов в банках, при этом проблема возможности злоупотреблений в сфере принятия на себя банками чрезмерных рисков ушла на второй план.

Во-вторых, эта политика была направлена на поддержание финансового состояния  корпоративного сектора с целью  избежать потерь внутренней стабильности снизить риски корпоративного сектора  и домашних хозяйств: в действительности номинальные процентные ставки были подняты только на 2% в течение  критического периода. И, в-третьих, власти пошли на увеличение нефтяного дефицита и специфические меры по поддержке частного сектора (рисунок 5).

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка