Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:22, курсовая работа
Цель курсовой работы - это изучение денежно-кредитной политики Национального банка Республики Казахстан на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………5
Цель и последствия денежно-кредитной политики государства…………5
Инструменты денежно-кредитной политики…………………………….....8
Глава 2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА…………………………………………………………………..14
2.1 Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан………………………………………………………………………....14
2.2 Проблемы денежно-кредитной политики в период кризиса……………..17
2.3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики Нацбанка РК……………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31
Под прямыми количественными
ограничениями Национального
Таким образом, на основании
вышеизложенного можно сделать
вывод, что денежно-кредитная политика
- это важнейший метод
С введения в ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге в Казахстане начался следующий этап экономических преобразований и привлечения широкомасштабной помощи международных финансовых организаций в рамках программ системных преобразований и стабилизационных кредитов.
На этом этапе началось
формирование самостоятельной
Масштабность социально-
Рисунок 2 - Динамика инфляции в Казахстане[5]
Однако надо признать, что одной из сфер, где достаточно комплексно и успешно были проведены реформы, является денежно-кредитная политика и политика обеспечения денежного обращения.
Инфляция в 2009 году (декабрь 2009г. по сравнению с декабрем 2008г.) составила 6,2%. Цены на продовольственные товары увеличились на 3%, непродовольственные – на 8,6%, платные услуги – на 8,4%.
В целом по итогам 2008 года годовой уровень инфляции составил 9,5%. Среднегодовая инфляция составила 17,0% (рисунок 3).
Рисунок 3. Уровень инфляции, 2001-2009 гг. [6, c.20]
В 1 полугодии 2009 года на мировых товарных рынках наблюдалось значительное повышение цен на сырье, продовольствие и другие товары. В результате на товарных рынках возник неустойчивый «ценовой» пузырь, который во 2 половине 2009 года лопнул, вызвав резкое падение цен на продовольствие, сырьевые товары и металлы.
Снижение мировых цен на сырьевые товары, в том числе на нефть, повлекло за собой замедление роста цен на отдельные виды продукции предприятий реального сектора Казахстана в августе-октябре 2009 года. Промышленная продукция в целом за 2009 год стала дешевле на 18,6% (в 2007 году – рост на 31,9%). Цены на энергоресурсы снизились за 2009 год на 33,4% (в 2008 году – рост на 45,9%), в том числе нефть стала дешевле на 40,5% (рост на 52,4), газовый конденсат – на 42,4% (рост на 47,0%). Тем не менее, природный газ стал дороже на 35,7% (7,1%), уголь – на 76,3% (3,8%), нефтепродукты – на 17,0% (14,1%).
Сохранение низких цен на товарных рынках до конца 2008 года после их резкого падения в середине года поддерживалось неопределенностью в отношении глубины замедления глобального роста, снижением деловой активности в мире, сокращением многих проектов по добыче сырья в виду отсутствия финансирования. Первые признаки оживление на товарном рынке проявились уже с начала 2009 года. По состоянию на 01.10.2009 года Reuters/Jefferies CRB Index восстановился на 28%, среднемесячная цена на нефть сорта Brent выросла на 86% с 36,24 долл. США/баррель до 67,23 долл. США/баррель
В этих условиях в 2009 году Национальный Банк проводил денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности финансовой системы и стабильности цен. С учетом замедления инфляции и отсутствия фундаментальных факторов к ее ускорению основной упор делался на стабилизацию ситуации и поддержку краткосрочной ликвидности в банковской системе.
С целью обеспечения финансовой стабильности принимались меры по предоставлению банкам краткосрочной тенговой ликвидности, а также по совершенствованию системы рефинансирования банков Национальным Банком.
За 2009 год Национальным Банком
были проведены операции обратного
РЕПО в объеме 862,9 млрд. тенге, операции
СВОП – 4 080,5 млрд. тенге. Данные операции
рефинансирования проводились со сроком
7 дней. По состоянию на конец декабря
2008 года объем непогашенной банками
задолженности перед
В 2009 году был поэтапно расширен перечень залогового обеспечения при проведении операций обратного РЕПО. В перечень включены государственные ценные бумаги Республики Казахстан, ценные бумаги иностранных государств, ценные бумаги международных финансовых организаций, ценные бумаги отечественных национальных компаний, долговые облигации и еврооблигации банков, агентские долговые ценные бумаги АО «Казахстанская ипотечная компания».
На внутреннем валютном рынке в 2009 году Национальный Банк выступал преимущественно в качестве покупателя иностранной валюты. За 2008 год нетто-покупка Национального Банка на внутреннем валютном рынке составила 3,4 млрд. долл.
Итогом операций Национального Банка на внутреннем рынке стало пополнение ликвидности банков на 830,6 млрд. тенге за 2009 год (таблица 1).
Таблица 1 - Сальдо операций Национального Банка на внутреннем рынке в 2005-2009 годах, млрд. тенге [6, c.22]
Сальдо операций Национального Банка на денежном рынке («-» - изъятие, «+» - увеличение тенговой ликвидности) |
Участие Национального Банка на валютном рынке («-» – нетто-продажа валюты, «+» – нетто- покупка валюты) |
Чистое изъятие ликвидности («-» - изъятие ликвидности, «+» - увеличение тенговой ликвидности) | |
2005 г. |
-303,5 |
478,0 |
174,5 |
2006 г. |
211,2 |
-48,6 |
162,6 |
2007 г. |
-997,8 |
1271,0 |
273,2 |
2008 г. |
644,5 |
-771,8 |
-127,3 |
2009 г. |
425,8 |
404,8 |
830,6 |
В 2009 году дважды снижались
нормативы минимальных
В 2009 году векселя к переучету не принимались. В портфеле Национального Банка на 1 января 2010 года векселей не имелось. При этом генеральные соглашения о переучете векселей действуют с 9 банками второго уровня. По состоянию на 1 января 2010 года первоклассных эмитентов не было.
2009 год характеризовался
сокращением потребностей
Рисунок 4. Динамика изменения эмиссионного результата за 2008-2009 годы
За 2009 год из резервных фондов Национального Банка в обращение было выпущено наличных денег на сумму 1 239,3 млрд. тенге, что на 83,5 млрд. тенге (6,3%) меньше выпуска за 2008 год (1 322,9 млрд. тенге). Объем изъятия наличных денег из обращения сократился по сравнению с объемом 2007 года (1 150,1 млрд. тенге) на 37,7 млрд. тенге (3,3%) и составил 1 112,4 млрд. тенге. Таким образом, эмиссионный результат сложился положительным в 126,9 млрд. тенге, что на 26,6% меньше, чем за 2008 год (172,8 млрд. тенге) [6, c.33].
На изменения, наблюдаемые в эмиссионных показателях за 2009 год, оказала влияние нестабильная ситуация на финансовом рынке, начавшаяся в конце 2008 года. Снижение объемов выдач банков второго уровня со счетов по вкладам физических лиц (на 595,0 млрд. тенге) и займов физическим лицам (на 203,2 млрд. тенге), и в целом опережение темпов роста приходной части кассового оборота по сравнению с темпами роста расходов отразилось на сокращении выпуска наличных денег в обращение.
В разрезе регионов во всех областях, за исключением города Алматы, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей, зафиксированы положительные эмиссионные результаты. Наиболее эмитируемыми областями являются Карагандинская (62,7 млрд. тенге), Кызылординская (61,0 млрд. тенге), Восточно-Казахстанская (55,1 млрд. тенге) и Алматинская (52,5 млрд. тенге) области.
Снижение эмиссионного результата по сравнению с показателем 2008 года отмечается по большинству областей, за исключением Карагандинской, Кызылординской, Северо-Казахстанской и Алматинской. По г. Алматы и Жамбылской области наблюдается сокращение изъятия наличных денег на сумму 0,7 млрд. тенге и 8,9 млрд. тенге соответственно, а по Южно-Казахстанской – рост на сумму 22,2 млрд. тенге.
Когда НБРК стал более обеспокоен
вопросами рисков финансовой стабильности,
была создана стратегия, одним из
направлений которой стало
Что касается инструментов, то НБРК учитывал, что монетарная политика играла существенную роль в снижении рисков для стабильности. НБРК поднял ставки вознаграждения с целью обуздать необеспеченные заимствования домашних хозяйств и фирм в иностранной валюте.
Только некоторые из центральных банков других стран работали в трёх указанных направлениях в этом периоде.
Однако, учитывая интенсивность финансового бума, НБРК посчитал, что макроэкономическая политика не может быть эффективной в рамках только монетарной политики. НБРК сосредоточился на жёсткой финансовой политике, чтобы снизить давление на уровень потребительских цен, цен на активы и реальный обменный курс. В 2006 году НБРК инициировал налоговые меры, направленные на снижение темпов роста внешних заимствований корпоративного сектора.
Комплексная политика, в пользу которой высказывался НБРК в последние месяцы 2009 года (и которая широко применялась Правительством Казахстана и его ведомствами), сочетала 3 элемента. Во-первых, имели место обширные инъекции ликвидности и безусловная поддержка депозитов в банках, при этом проблема возможности злоупотреблений в сфере принятия на себя банками чрезмерных рисков ушла на второй план.
Во-вторых, эта политика была направлена
на поддержание финансового
Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка