Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является то, что бы разобраться, как функционирует денежная система Российской Федерации, на чем она основывается, выяснить тактический и стратегический подход Центрального Банка к осуществлению денежно-кредитной политики. Рассмотреть на примере принципы развития экономики России, провести конкретный анализ целей и инструментов финансовой политики, оценить их с использованием соответствующих критериев оценки методов финансового анализа. Все это необходимо для того, чтобы предмет исследования моей работы показал основные направления единой государственной денежно-кредитной политики России, обозначил назревшие в стране экономические проблемы и дал обоснование принимаемых решений.

Содержание

Введение
Глава 1. Денежная система Российской Федерации
1.1 Закон денежного обращения
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики
Глава 2. Развитие экономики России
2.1 Анализ основных экономических показателей методом
аналитического сравнения
2.2 Платежный баланс России
Глава 3. Итоги реализации денежно-кредитной политики
3.1 Обоснование результатов денежной программы
3.2 Принципы денежно-кредитной политики
на среднесрочную перспективу
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредитная политика РФ (готовая работа).doc

— 485.00 Кб (Скачать)

Основным  источником роста денежной массы в январе—августе 2006 года было увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования и требований банковского сектора к нефинансовым организациям и населению. 
 

Важную  роль в формировании предложения  денег играет бюджетная политика. Через механизм Стабилизационного фонда так же, как и в прошлом году, была абсорбирована существенная часть избыточной ликвидности. 

3.1 Оценка показателей денежной программы  

  1.01.2006  1.10.2006  1.01.2007  1.01.2007  Прирост за 2006 год
  Факт  Факт  Программа  Оценка  Оценка
Денежная  база (узкое определение)  2299  2706  2791  3095  796
- наличные  деньги в обращении (вне Банка  России)  2195  2565  2657  2948  753
- обязательные  резервы  103  140  134  146  43
Чистые  международные резервы  5245  7361  8389  7964  2719
- в  млрд. долларов США  182  256  291  277  94
Чистые  внутренние активы  —2946  —4655  —5598  —4869  —1923
Чистый  кредит расширенному правительству  —2221  —3485  —4288  —3823  —1602
— чистый кредит федеральному правительству  —2000  —3008  —4088  —3573  —1573
— остатки  средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России  —221  —477  —200  —250  —29
Чистый  кредит банкам  —552  —712  —859  —609  —57
— валовой  кредит банкам  0
— корреспондентские  счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной  банковской ликвидности  —557  —713  —864  —614  —57
Прочие  чистые неклассифицированные активы  —174  —458  —452  —437  —264

   

  В  условиях формирования высокого  уровня свободной ликвидности  в банковском секторе Банком  России были приняты меры, направленные  на ограничение роста денежного  предложения за счет активизации применения стерилизационных инструментов. В этих целях Банк России принимал решения о повышении процентных ставок по инструментам постоянного действия — депозитным операциям, проводимым на стандартных условиях. В результате ставки по депозитным операциям на стандартных условиях “том-некст” и “до востребования” были увеличены с 0,5 до 2,0% годовых. Указанные изменения сопровождались соответствующей корректировкой ставок по депозитным операциям, проводимым на аукционной основе, и операциям с облигациями Банка России (ОБР). За 2006 год  текущего года средневзвешенная доходность депозитных операций, проводимых на аукционной основе, составила 4,1%, облигаций Банка России — 4,9. Рост ставок по операциям Банка России отразился на увеличении объемов абсорбируемой ликвидности. В целом за 2006 год Банк России за счет проведения с кредитными организациями депозитных операций и операций с ОБР абсорбировал 229,1 млрд. рублей.

   Размещение ОБР проводилось Банком  России на стандартный срок (6 месяцев) с последующим регулярным доразмещением. При этом аукционы по размещению новых выпусков ОБР сопровождались предложением о выкупе уже обращающегося выпуска. Данная практика обеспечивала поддержку постоянного срока обращения выпусков ОБР, способствовала постепенному повышению ликвидности рынка ОБР и как следствие — расширению стерилизационных возможностей Банка России. 

 

 
 

Однако  возможности воздействия Банка  России как на уровень ставок денежного  рынка, так и на объемы свободной  банковской ликвидности имеют определенные пределы в связи с тем, что допустимый уровень доходности по стерилизационным инструментам Банка России ограничен сверху уровнем процентных ставок, рассчитанным исходя из паритета ставок на внешнем и внутреннем финансовых рынках. В этих условиях Банк России стремился повысить привлекательность рыночных инструментов денежно-кредитной политики, позволяющих кредитным организациям размещать временно свободные денежные средства. 
 
 

Инструменты денежно-кредитной политики Банка  России в 2006 году 
 

Вид инструмента  Назначение  Инструмент  Срок предоставления/аб-сорбирования средств  Процентная  ставка, % годовых
Операции  на открытом рынке  Предоставление  ликвидности  Ломбардные  аукционы  2 недели  Устанавливается по результатам аукциона (не ниже 7%)
    рямое РЕПО  От 1 до 7 дней, 1 неделя, 3 месяца  Устанавливается по результатам аукциона (от 1 до 7 дней — не ниже 6%, 1 неделя — не ниже 6,5%, 3 месяца — не ниже 9%)
    Покупка государственных  ценных бумаг и ОБР  Аутрайтные  операции* 
    Покупка иностранной валюты  — 
  Абсорбирование  ликвидности  Депозитные  аукционы  4 недели, 3 месяца  Устанавливается по результатам аукциона (4 недели —  не выше 9%, 3 месяца — не выше 10%)
    Облигации Банка  России  До 6 месяцев  Устанавливается по результатам аукциона (не выше 11%
    Продажа государственных  ценных бумаг и ОБР  Аутрайтные  операции* 
    Продажа иностранной  валюты  — 
Операции  постоянного действия  Предоставление  ликвидности  Кредиты  Внутридневные  0
      Овернайт  Фиксированная — 11,0% (до 23.10.2006 — 11,5%, до 26.06.2006 — 12,0%
    Ломбардные  кредиты (по фиксированной процентной ставке)  7 дней  Устанавливается по средневзвешенной ставке ломбардного  аукциона**
    Валютные свопы  Овернайт  Фиксированная — 11,0% (до 23.10.2006 — 11,5%, до 26.06.2006 — 12,0%)
  Абсорбирование  ликвидности  Депозитные  операции  1 день  Фиксированная — 2% (до 7.08.2006 — 1,5%, до 10.04.2006 — 1%, до 6.03.2006 — 0,5%)
      1 неделя  Фиксированная — 2,5% (до 7.08.2006 — 2%, до 10.04.2006 — 1,5%, до 6.03.2006 — 1%)
      До востребования  Фиксированная — 2% (до 7.08.2006 — 1,5%, до 10.04.2006 — 1%, до 6.03.2006 — 0,5%)

 
 

Кроме того, Совет директоров Банка России принял решение о повышении с 1 октября 2006 года норматива обязательных резервов по обязательствам кредитных  организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте с 2 до 3,5%, что наряду с другими мерами будет способствовать ограничению прироста денежного предложения и снижению темпов инфляции. 

     Также принято решение об одновременном повышении коэффициента усреднения с 0,2 до 0,3, что позволяет кредитным организациям лучше адаптироваться к новым резервным требованиям и расширяет их возможности по управлению собственной ликвидностью. 

     Для обеспечения бесперебойного  осуществления расчетов Банк России ежедневно предоставлял кредитным организациям внутридневные кредиты, объем которых за январь—сентябрь 2006 года достиг 7,5 трлн. Рублей. 
 

В 2006 году была продолжена работа по расширению перечня ценных бумаг, принимаемых  в обеспечение по кредитам Банка России (Ломбардного списка Банка России). По состоянию на начало октября 2006 года в структуре портфеля ценных бумаг, заблокированных кредитными организациями в целях обеспечения кредитов Банка России, 89,2% составляли облигации федерального займа, остальная часть разделилась между облигациями Банка России, облигациями субъектов Российской Федерации, облигациями кредитных организаций, облигациями прочих юридических лиц и ипотечными ценными бумагами, входящими в Ломбардный список Банка России. 

     В условиях замедления темпов  инфляции Совет директоров Банка  России дважды принимал решения  о снижении ставки рефинансирования  Банка России: с 26.06.2006 — с 12,0 до 11,5% годовых, с 23.10.2006 — до 11,0% годовых. Процентные ставки по  кредитам “овернайт” и сделкам “валютный своп” также снижены до 11,0% годовых. 
 

3.2 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 2007-2008 гг      

     Единая государственная денежно-кредитная  политика 2007 года была направлена  на достижение стабильности уровня  цен и создание условий для  долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты. 

     В соответствии со среднесрочной  стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации и Банк России в области денежно-кредитной политики установили цель по снижению инфляции на трехлетний период. Поскольку денежно-кредитная политика оказывает влияние на инфляцию с временными лагами, выходящими за пределы календарного года, наиболее эффективное ее проведение достигается в условиях среднесрочного горизонта определения целей, когда Банк России может применять антиинфляционные меры, основываясь на оценках будущих изменений в динамике фундаментальных макроэкономических факторов. 

     Правительство Российской Федерации  и Банк России поставили задачу  снизить инфляцию до 4—5,5% в 2009 году. При этом на 2007 год определена  цель снизить инфляцию до 6,5—8% из расчета декабрь к декабрю. 

     В 2007 году и в период до 2009 года в основном будут использоваться  принципы единой государственной  денежно-кредитной политики, сформировавшиеся  в последние два года. Это связано  с тем, что не ожидается значительных  изменений в условиях ее проведения: сохранится весьма существенное влияние внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике, продолжатся структурные реформы, останется устойчивым состояние бюджетной системы и будет использоваться механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации. Вместе с тем полная либерализация операций с капиталом способна повысить чувствительность экономики России к изменениям на международных финансовых рынках. 

     В 2007 году Банк России продолжил применение режима управляемого плавающего валютного курса. В рамках этого режима в соответствии с антиинфляционной направленностью политики Банк России не препятствовал повышению курса рубля, обусловленному действием среднесрочных и долгосрочных экономических факторов. Однако темп его укрепления или ослабления в краткосрочном периоде при необходимости ограничивался для поддержания конкурентоспособности отечественного производства, уменьшения неопределенности на внутреннем финансовом рынке. 

     Сохранилась тенденция дедолларизации  российской экономики. Изменчивость  процессов замещения валют в  портфелях активов, приводящая  к нестабильности спроса на  национальную валюту, а также  значительное влияние регулируемых  цен и тарифов на индекс  потребительских цен снижают эффективность использования показателя денежной массы в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики. Тем не менее динамика денежных агрегатов характеризовала текущие монетарные условия и явилась важным “опережающим” индикатором для оценки среднесрочного тренда инфляции. Вместе с тем Банк России не рассматривает прогнозные ориентиры прироста денежной массы как жестко заданные, и в случае отклонения динамики денежной массы от расчетной меры по корректировке денежного предложения будут применяться по итогам анализа причин этих отклонений и оценки инфляционного давления. 

     В настоящее время влияние  процентных ставок по операциям  Банка России на уровень процентных  ставок в экономике является  ограниченным. Стоимость денег в экономике формируется в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие больших объемов валютной выручки экспортеров и активных валютных интервенций Банка России. Повышение ставок по стерилизационным инструментам Банка России ограничивается в целях недопущения значительной разницы между этими ставками и процентными ставками на международных финансовых рынках, способной вызвать приток спекулятивного капитала в страну. Тем не менее Банк России будет активизировать процентную политику по мере сокращения зависимости денежного предложения от состояния внутреннего валютного рынка. 

     В рамках системы управления  ликвидностью банковского сектора  будет расширяться доступ кредитных  организаций к инструментам рефинансирования  Банка России. Дальнейшая интеграция и эффективное функционирование внутреннего денежного рынка, операции на котором будут доступны для широкого круга участников, снижение транзакционных издержек и уровня рыночных рисков, развитие рыночной инфраструктуры будут способствовать эффективному перераспределению денежных средств и оптимизации структуры процентных ставок. 

     В 2008 году Банк России видит  своей перспективной задачей  переход к режиму инфляционного  таргетирования. Постепенно в проведении  денежно-кредитной политики будет расширяться применение элементов этого режима, наиболее важными из которых являются приоритет цели по снижению инфляции над другими целями, среднесрочный характер установления цели, ограничение присутствия Банка России на внутреннем валютном рынке, повышение роли процентной политики. 
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

   Итак, подведем итог курсовой  работы, обобщив выводы сделанные  по всем главам.

Функционирование  денежной системы РФ обеспечивается Банком России в соответствии с законодательством  РФ и с основными направлениями денежно-кредитной политики государства.

Основанием  для этого является исключительное право Банка России на организацию  денежного обращения в стране. Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики  страны, Центральный банк, привлекая эффективные инструменты, удовлетворяет различные нужды этой экономики, путем создания резервных фондов и эмиссии денег, декларируемое Правительством РФ, достигая, тем самым, централизованного регулирования ресурсов.

Так как  стратегический подход государства в кругообороте денежного обращения сводится к регулированию общей величины денег в стране, можно сделать вывод, что анализируя изменение движения денег путем использования денежных агрегатов М0, М1, М2, М3 можно судить о взаимосвязи между денежным обращением и процессами экономического развития, такими показателями, как: ВВП, срочные и сберегательные депозиты, количество наличных и кредитных денег, векселей, ценных бумаг, распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению, что также является целями денежно-кредитного регулирования.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность