Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является то, что бы разобраться, как функционирует денежная система Российской Федерации, на чем она основывается, выяснить тактический и стратегический подход Центрального Банка к осуществлению денежно-кредитной политики. Рассмотреть на примере принципы развития экономики России, провести конкретный анализ целей и инструментов финансовой политики, оценить их с использованием соответствующих критериев оценки методов финансового анализа. Все это необходимо для того, чтобы предмет исследования моей работы показал основные направления единой государственной денежно-кредитной политики России, обозначил назревшие в стране экономические проблемы и дал обоснование принимаемых решений.

Содержание

Введение
Глава 1. Денежная система Российской Федерации
1.1 Закон денежного обращения
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики
Глава 2. Развитие экономики России
2.1 Анализ основных экономических показателей методом
аналитического сравнения
2.2 Платежный баланс России
Глава 3. Итоги реализации денежно-кредитной политики
3.1 Обоснование результатов денежной программы
3.2 Принципы денежно-кредитной политики
на среднесрочную перспективу
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредитная политика РФ (готовая работа).doc

— 485.00 Кб (Скачать)

1.1  Закон денежного  обращения 
 

Товарно-денежные отношения требуют определенного  количества денег для обращения. Закон денежного обращения, открытый Карлом Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа. Количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов: количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая); уровня цен товаров и тарифов (связь прямая); скорости обращения денег (связь обратная). Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены. Формула в этом случае такова:  

Скорость  обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный  период, так как одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят их рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг.  

При металлическом  обращении количество денег стихийно регулировалось функцией сокровища, т.е. денежная масса увеличивалась и сокращалась, свободно приспосабливаясь к потребностям товарного производства, количество денег всегда сохранялось на требуемом уровне. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения. При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным их обесценение. Ныне в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращении претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценить количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения, и не выполняет функции не только средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости. Мерой стоимости товаров и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимости не на рынке при обмене путем приравнивания товара к деньгам, а в процессе производства товара к товару. Следовательно, количество неразменных кредитных денег должно определяться стоимостью всех ценностей в стране через денежный капитал. Стихийный регулятор общей величины денег при господстве кредитных денег отсутствует. Отсюда вытекает роль государства в регулировании денежного обращения. Эмиссия кредитных денег без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в процессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет их излишек и, в конечном счете, приведет к обесценению денежной единицы. Главное условие стабильности денежной единицы страны соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот. Денежная масса совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.  

С развитием  форм товарного обмена и платежно-расчетных  отношений состав и структура  денежной массы претерпели значительные изменения. В начале XX в. при золотом обращении структура денежной массы была в развитых странах такова: золотые монеты составляли 40%, банкноты и другие кредитные деньги 50% и остатки на счетах в кредитных учреждениях 10%. Уход золотых денег сначала из внутреннего оборота, а затем из внешнего, внес качественные изменения в структуру денежной массы. Действительные деньги (золотые) полностью исчезли из обращения, господствующее положение заняли неразменные кредитные деньги, которые стали выступать в наличной и безналичной формах. Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике стали использовать сначала и в экономически развитых странах, а затем и в нашей стране денежные агрегаты

 М  0, М 1, М 2, М 3, М 4. 

 Агрегат  М 0 включает наличные деньги  в обращении: банкноты, металлические  монеты, казначейские билеты (в некоторых  странах). Металлические монеты, составляющие  незначительную долю наличности (в развитых странах 23%), дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно эти монеты чеканятся из дешевых металлов. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной, чтобы не допустить их переплавку в целях прибыльной продажи в виде слитков.  Бумажные деньги ныне функционируют в слабо развитых странах. Преобладающая роль принадлежит банкнотам.  

Агрегат М 1 состоит из агрегата М 0 и средств  на текущих счетах банков. Средства на счетах могут использоваться для  платежей в безналичной форме, через  трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета. Для расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные поручения (преобладающая форма расчетов в российской экономике) либо чеки и аккредитивы. Именно агрегат М 1 обслуживает операции по реализации валового внутреннего продукта (ВВП), распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению.  

Агрегат М 2 содержит агрегат М 1, срочные  и сберегательные депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные  государственные ценные бумаги. Последние не функционируют как средство обращения, однако могут превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в коммерческих банках изымаются в любое время и превращаются в наличность. Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока и, следовательно, обладают меньшей ликвидностью, чем сберегательные депозиты. В США агрегат М 2 включает: М 1 23%(в том числе наличные деньги 7% и чековые вклады 19%), сберегательные и срочные депозиты 74%.  

Агрегат М3 содержит агрегат М 2 , сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерческие векселя, выписываемые предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создается не банковской системой, но находится под ее контролем, поскольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т.е. гарантии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.  

Агрегат М 4 равен агрегату М 3 плюс различные формы депозитов в кредитных учреждениях. 

 Между  агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит  нарушение денежного обращения.  Практика подсказывает, что равновесие  наступает при М 2 > М 1; но  укрепляется при М 2 + М 3 > М 1.В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и др. Для определения денежной массы страны используют разное количество агрегатов (например, США четыре, Франция два). В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты М 0, М 1, М 2 М 3.

 К  денежным агрегатам относят: М  0 наличные деньги в обращении;  М 1, кроме М 0 средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний;

 М  2, равняется М 1 плюс срочные  депозиты населения в сберегательных  банках, в том числе компенсация;  М 3 состоит из М 2 и сертификатов, облигаций государственного займа. Данные свидетельствуют, что почти треть денежной массы приходится на наличные деньги. Причем этот денежный агрегат за последние четыре года резко увеличился. Рост наличных денег, которые обслуживают население, а в современных условиях к ним часто прибегают юридические лица, вызывает нехватку денег в стране. Переход денег из безналичного оборота и наличный результат жесткой финансовой политики и ведет к расширению уклонения от уплаты налогов. Кроме того, сокращение безналичного оборота свидетельствует о снижении возможности государства влиять на реальные хозяйственные процессы.  

На денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота. Количество денежной массы определяется государством эмитентом денег, его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного оборота и государства. Другой фактор, влияющий на денежную массу, скорость обращения денег, т.е. их интенсивное движение при выполнении ими функций обращения и платежа.  

Скорость  движения денег в кругообороте стоимости  общественного продукта (кругообороте доходов) определяется как отношение:

Валовой национальный продукт (или национальный доход) * Денежная масса (агрегаты  М 1 или М 2).

Этот  показатель свидетельствует о связи между денежным обращением и процессами экономического развития. 

Оборачиваемость денег в платежном обороте  определяется отношением:  

Сумма денег на банковских счетах * Среднегодовая  величина денежной массы в обращении.

Этот  показатель свидетельствует о скорости безналичных расчетов.  

Применяются и другие показатели скорости оборота  денег. На скорость обращения денег  влияют общеэкономические факторы, т.е. циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а  также денежные (монетарные) факторы, т.е. структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), развитие кредитных операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, а также внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях и использование электронных денег в расчетах. Кроме этих общих факторов, скорость обращения денег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления. Но, так как скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличенная денежная масса при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесценению, денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.  

  
 

1.2  Инструменты денежно-кредитной  политики  
 

Выше  нами были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты, с помощью которых  центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.  

   Политика обязательных резервов  

   В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных  денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций (m = 1 / R). Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

   Минимальные резервы выполняют  две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств  коммерческих банков по депозитам  их клиентов. Периодическим изменением  нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации, например в условиях инфляции повышение уровня обязательных резервов ослабляет проблему ликвидности банков. 

   Во-вторых, минимальные резервы являются  инструментом, используемым центральным  банком для регулирования объема  денежной массы в стране. Посредством  изменения  норматива резервных  средств центральный банк регулирует  масштабы активных операций коммерческих банков (в основном  объеме выдаваемых ими кредитов),  следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Однако, на практике,  использовать  резервные депозиты в Банке России для неотложных платежей довольно сложно. По этой причине многие банки, не надеясь  на  обязательные резервы,  оперативно привлекают в свой оборот межбанковский кредит, предоставляемый другими банками.

   Коммерческие банки  могут  расширять ссудные операции, если  их обязательные резервы в  центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть изменения процента резервирования средств в центральном банке.

Тут либо банки потеряют  избыточные резервы,  понизив свою способность создавать  деньги путем кредитования,  либо они сочтут свои  резервы не достаточными и  будут вынуждены уменьшить  свои чековые счета и тем самым  денежное предложение.

   Сильное  повышение  резервной  нормы может  свести  на  нет  способность банковской  системы к созданию кредитов.

   Уменьшение резервной  нормы  действует на денежное предложение  обратным образом.  Оно переводит  часть обязательных  резервов в избыточные и, тем самым, увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования.

   Изменение нормы обязательных  резервов влияет на рентабельность  кредитных учреждений. Так, в случае  увеличения обязательных резервов  происходит как бы 

недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. Недостаток этого метода заключается  в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.  

Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность