Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является то, что бы разобраться, как функционирует денежная система Российской Федерации, на чем она основывается, выяснить тактический и стратегический подход Центрального Банка к осуществлению денежно-кредитной политики. Рассмотреть на примере принципы развития экономики России, провести конкретный анализ целей и инструментов финансовой политики, оценить их с использованием соответствующих критериев оценки методов финансового анализа. Все это необходимо для того, чтобы предмет исследования моей работы показал основные направления единой государственной денежно-кредитной политики России, обозначил назревшие в стране экономические проблемы и дал обоснование принимаемых решений.

Содержание

Введение
Глава 1. Денежная система Российской Федерации
1.1 Закон денежного обращения
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики
Глава 2. Развитие экономики России
2.1 Анализ основных экономических показателей методом
аналитического сравнения
2.2 Платежный баланс России
Глава 3. Итоги реализации денежно-кредитной политики
3.1 Обоснование результатов денежной программы
3.2 Принципы денежно-кредитной политики
на среднесрочную перспективу
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредитная политика РФ (готовая работа).doc

— 485.00 Кб (Скачать)

   Рефинансирование коммерческих  банков  

Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства. Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

    Мы видим, что изменение официальной  процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.          

   Недостатком использования рефинансирования  при проведении денежно-кредитной   политики является то, что этот  метод затрагивает лишь коммерческие  банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

    Помимо установления официальных  ставок рефинансирования и редисконтирования  центральный банк устанавливает  процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.  

   Операции на открытом рынке  

Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и  обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.       

   Этот метод заключается в том,  что центральный банк осуществляет  операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

   По форме проведения рыночные  операции центрального банка  с ценными бумагами могут быть  прямыми либо обратными. Прямая  операция представляет собой  обычную покупку или продажу.  Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

   Таким образом, операции на  открытом рынке, как метод денежно-кредитного  регулирования, значительно отличаются  от двух предыдущих. Главное отличие  - это использование более гибкого  регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

   Однако, по сути  дела этот инструмент  кредитно-денежной политики Банка

России  работает пока плохо.  Это происходит  из-за  нескольких причин:

     1. Настороженность и недоверие участников рынка и  инвесторов к государству, что вызвано печальным историческим опытом;

     2. Неразработанность рыночных процедур  реализации и  торговли государственными  ценными бумагами;

     3. Относительно невыгодными финансовыми  условиями  выпущенных российских облигаций;

     4. Общим экономическим кризисом  в хозяйстве,  который делает  невыгодным  выпуск долговых обязательств  вообще,  а государственных в  частности.

     Полагаю,  что с приобретением  опыта и изменением конъюктуры, операции, проводимые Банком России на открытом рынке,  возымеют должный эффект, так как в мировой практике операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля денежного предложения.

   Когда Банк России скупает  государственные ценные бумаги у банков,  он оплачивает эти ценные бумаги увеличением резервов банков на сумму покупки. Суть сделки состоит в повышении избыточных резервов банков.  Их способность к кредитованию повышается,  увеличивается и предложение денег. Если Банк России покупает государственные ценные бумаги у населения, то воздействие на резервы банка,  по существу, будет то же самое. Человек, продавший облигацию Банку России и получивший чек (или  наличность) на сумму ценной бумаги, вложит его в банк на свой счет.

   Покупка облигаций  Банком  России у населения увеличивает не только фактические резервы,  но и текущие счета. В этом случае банк  может выдать кредитов на всю сумму избыточных резервов, переведя обязательные резервы на резервный счет  в  Банке

России. Когда имеет место  покупка  облигаций у банков, то они располагают всей суммой вырученных  денег  для  предоставления ссуд. Посредством  мультипликации  такое вливание денег в банковскую систему создает новые депозиты и  кредиты,  увеличивая

предложение денег.

   Когда Банк России продает государственные  ценные  бумаги на открытом рынке,  то резервы банка понижаются. Банки оплачивают эти ценные бумаги,  выписывая чеки на свои корреспондентские вклады, тем самым, уменьшая свои резервы. Аналогичная

ситуация  происходит тогда,  когда Банк России продает ценные бумаги населению.  Продажа  государственных ценных бумаг на 1000 рублей приведет к 5000-рублевому падению денежного предложения (независимо от того, продавались ли облигации банкам или населению). Это происходит из-за свойства денежного мультипликатора действовать в прямом и обратном направлении,  соответственно увеличивая или уменьшая денежное предложение. 
 

 

 Некоторые  административные методы регулирования  денежно-кредитной сферы  

Наряду  с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён. Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Развитие экономики  России  

   2.1 Анализ основных экономических показателей 

    Инфляция и экономический рост 

     Объем ВВП в январе—сентябре  2006 года по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года увеличился, по оценкам, на 6,6% (в январе—сентябре  2005 года — на 5,8%). Промышленное  производство возросло на 4,2% (в соответствующий период 2005 года — на 3,6%). 

     Увеличение производства поддерживалось  значительным ростом потребительского  и инвестиционного спроса. Основным  фактором, стимулирующим наращивание  объемов производства в текущем году, являлся спрос со стороны домашних хозяйств. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения, подкрепленный быстрым расширением банковского кредитования населения, способствовал увеличению его потребительских расходов. В январе—сентябре 2006 года потребительские расходы населения в реальном выражении увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2005 года, по оценке Банка России, на 11,7%. Темп прироста инвестиций в основной капитал ускорился и за девять месяцев текущего года составил 11,7% по сравнению с 9,8% в январе—сентябре 2005 года. 

 
 

Экономический рост сопровождался увеличением  численности занятого в экономике  населения и снижением численности  безработных. Производительность труда  в январе—сентябре 2006 года возросла, по оценке, на 5,9% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. 

     Согласно оценкам Минэкономразвития  России, прирост ВВП в 2006 году  составил 6,6%, прирост промышленного  производства — 4,7%. Реальные располагаемые  денежные доходы населения увеличились  на 12,5%, оборот розничной торговли — на 12,1%, а инвестиции в основной капитал — на 11,0%. 

 

Замедление  роста потребительских цен по сравнению с предыдущим годом  было обусловлено прежде всего заметным снижением темпов прироста цен на платные услуги населению — до 12,0% по итогам девяти месяцев 2006 года по сравнению с 18,5% за соответствующий период 2005 года. Темпы прироста административно регулируемых цен замедлились в январе—сентябре 2006 года, по оценке, в 1,8 раза. Наиболее значительным было снижение темпов прироста цен на жилищно-коммунальные услуги — до 16,8% по сравнению с 31,2% за январь—сентябрь 2005 года. Принятие на федеральном уровне решений об ограничении роста регулируемых тарифов в 2006 году для каждого региона России оказало позитивное влияние на их динамику. Повышение действенности механизма регулирования цен в этой сфере явилось одним из основных факторов снижения инфляции. 
 
 
 

Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность