Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать применение безналичных расчётов в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
дать понятие сущности безналичных расчетов, определить их значение в денежном обороте страны;
раскрыть основные принципы организации безналичных расчетов и основные классификации безналичных платежей;
охарактеризовать основные формы безналичных расчетов;
проанализировать применение расчётов аккредитивами и пластиковых карточками в современных условиях;
раскрыть основные проблемы организации безналичных расчетов и перспективы развития отдельных форм платежей.
Исходя из задач данной работы, можно определить ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение………………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты организации безналичных расчётов……………... 5
1.1Сущность и значение безналичного денежного оборота………………… 5
1.2 Безналичные расчёты и их роль в экономике…………………………….. 9
1.3 Формы безналичных расчётов, их характеристика………………………. 14
2 Исследование безналичных расчётов с использованием кредитных средств обращения в Республике Беларусь…………………………....…...
23
2.1 Организация расчётов с использованием аккредитивов...………………. 23
2.2 Организация и эффективность проведения безналичных расчётов с использованием банковских пластиковых карточек..……………………
29
2.3 Организация расчётов платежными поручениями………………………. 37
2.4 Организация расчётов чеками……………………………………………... 39
2.5 Организация расчётов по инкассо………………………………………… 43
2.6 Вексельная форма расчетов………………………………………………... 45
3 Направления развития безналичных расчётов с использованием кредитных средств обращения…………………………………………..…
49
Заключение……………………………………………………………………... 56
Список использованных источников…………………………………………. 58
Не все из них могут быть отнесены к существенным условиям в строго юридическом смысле (т.е. с точки зрения определения момента заключения договора), но первые четыре - безусловно.
Как и по любому банковскому счету, стороны обычно выплачивают друг другу соответствующее вознаграждение:
Особенностью расчетов с использованием банковских карт является отсутствие ответственности банка-эмитента перед владельцем счета за сроки проведения расчетной операции. Это связано с тем, что держатель получает товар (услугу) уже в момент предъявления карточки в ПТС, поэтому сроки дальнейшего урегулирования между ПТС (банком-эквайером) и банком-эмитентом его интересы не затрагивают.
Как показывает зарубежный опыт, с момента авторизации, с одной стороны, банк-эмитент принимает на себя полное и безотзывное обязательство осуществить дебетовый перевод в пользу ПТС, с другой — держатель лишается права отозвать платеж. Юридически ситуация оказывается эквивалентна той, которая возникает в результате акцепта переводного векселя. ПТС, продавая держателю товар или оказывая услугу, получает взамен не реальные деньги, а лишь право требования к банку-эмитенту.
При распределении ответственности сторон в результате технических сбоев в работе электронных терминалов и других программных средств убытки должна нести сторона, ответственная за техническое состояние оборудования. В отношениях с держателем карты ответственным за убытки в результате сбоя в работе технических и программных средств всегда будет банк-эмитент, вне зависимости от того, кому принадлежит такое оборудование.
Особые
вопросы возникают при
При
осуществлении электронной
Эффективная
организация системы расчетов банковскими
пластиковыми карточками способствует
уменьшению наличного денежного
оборота и затрат по его обслуживанию,
ускорению оборачиваемости
Следует отметить, что массовое применение пластиковой карточки как инструмента безналичных расчетов на современном этапе общественного развития стало возможным благодаря вниманию, которое уделяется данному инструменту со стороны банковских учреждений и деятельности банков по развитию этого бизнеса. Общей тенденцией для всех развитых стран является увеличение доли электронных платежных услуг, предоставляемых банками.
Следует заметить также, что карточный бизнес в Беларуси является относительно молодым и развивающимся. Но, как показывает практика, платежной карточке в Беларуси понадобилось всего несколько лет, чтобы из сугубо имиджевого предмета, свидетельствующего о технологической продвинутости банка-эмитента, превратиться в инструмент предложения широкого спектра розничных банковских услуг[13].
Банки
Республики Беларусь заинтересованы в
повышении эффективности
На сегодняшний день эмитируют банковские пластиковые карточки международных и внутренних систем расчетов 24 белорусских банка. Лидером является ОАО «АСБ Беларусбанк», на долю которого приходится 52% от объема эмиссии в республике[12].
На территории Республики Беларусь функционируют внутриреспубликанские системы расчетов «БелКарт», внутренние частные системы (например, «Нефтекарт», ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Белпромстройбанк», «Poiskcard» и др.), а также системы иных государств (Union Card, Золотая корона, Diners Club, JCB и др.) и международные системы расчетов с использованием карточек (VISA, EUROCARD/MASTERCARD и т.п.).
Проведём анализ эмиссии банковских пластиковых карточек за 2005-2009 гг., исходя из данных таблицы 2.3.
Таблица 2.3 - Динамика количества банковских пластиковых карточек, находящихся в обращении на территории Республики Беларусь, шт.
Система расчётов | 01.01.2005 | 01.01.2006 | 01.01.2007 | 01.01.2009 | 01.01.2010 |
Всего | 2 197 397 | 3 456 808 | 3 882 511 | 6 083 900 | 7 721 300 |
В том числе: | |||||
Международных систем расчётов | 1 910 154 | 2 946 036 | 3 464 365 | 5 603 800 | 6 015 900 |
Внутренних систем расчётов | 242 241 | 491 339 | 377 380 | 458 200 | 1 687 500 |
Внутренних частных систем расчётов | 45 002 | 19 433 | 40 766 | 21 900 | 17 900 |
Из данных таблицы 2.3 следует, что за анализируемый период количество карточек увеличилось в 3,5 раз, в том числе: международных систем расчетов – в 3,14 раз, внутренних систем расчетов – в 6,96 раз, в то время внутренних частных систем уменьшилось в 2,51 раза, поэтому можно утверждать, что предпочтение отдается международным системам расчетов.
Необходимо
отметить, что важной задачей при проведении
расчётов пластиковыми карточками наряду
с повышением объёма эмиссии данного платёжного
инструмента, увеличением количества
объектов инфраструктуры приема карточек
и равномерным распределением их по территории
страны является рациональное использование
созданной сети платежных терминалов,
инфокиосков, банкоматов. Данные, приведенные
в таблице 2.4 свидетельствуют о значительных
резервах, имеющихся в этой сфере.
Таблица
2.4 – Анализ использования всех объектов
программно-технической
Регионы | Кол-во операций, шт. | Сумма операций (млн.руб.) | Кол-во карточек, шт. | Кол-во точек обслуживания, шт. | Кол-во операций на 1 карту, шт. | Сумма операций на 1 точку обслуживания, шт. | Количество операций на 1 точку обслуживания, шт. | Сумма операций на 1точку обслуживания (млн.руб.) | |||
Брестская обл. | 8911033 | 191369 | 814336 | 6893 | 10,9 | 235,0 | 1293 | 27,8 | |||
Витебская обл. | 8966951 | 194953 | 719681 | 6858 | 12,5 | 270,9 | 1308 | 28,4 | |||
Гомельская обл. | 11016344 | 195673 | 977178 | 7363 | 11,3 | 200,2 | 1496 | 26,6 | |||
Гродненская обл. | 8230912 | 158223 | 653493 | 5444 | 12,6 | 242,1 | 1512 | 29,1 | |||
г.Минск | 33750371 | 930796 | 1972463 | 12670 | 17,1 | 471,9 | 2664 | 73,5 | |||
Минская обл. | 6635417 | 178914 | 664108 | 6041 | 10,0 | 269,4 | 1098 | 29,6 | |||
Могилёвская обл. | 7926977 | 177286 | 710116 | 5778 | 11,2 | 249,7 | 1372 | 30,7 | |||
Всего | 85438005 | 2027214 | 6511375 | 51047 | 13,1 | 311,3 | 1674 | 39,7 |
Из данных таблицы 2.4 видно, что доминирующую позицию по всем критериям занимает г. Минск, в то время, как для Минской области в целом характерна недостаточная эффективность использования имеющихся объектов программно-технической инфраструктуры.
Основную нагрузку по проведению акций, направленных на популяризацию карточек как платежного инструмента для безналичных расчетов, несут банки республики. Организации торговли и сервиса не проявляют должного интереса к данной работе. Вместе с тем только совместные усилия как банков, так и указанных организаций позволили бы получить положительный результат от внедрения программ лояльности, различных маркетинговых акций, бонусных и скидочных программ.
В
настоящее время программы
Программы
поощрения клиентов способствуют более
частому использованию карточки
банка для оплаты товаров и
услуг, помогают установить обратную связь
с клиентом, своевременно информировать
о новых услугах и проектах.
Как показывает мировой опыт, наибольшую
эффективность демонстрируют
В
настоящее время у АСБ «