Для банковской системы
замедление инфляционных тенденций
означает ужесточение условий
работы. Актуальным станет вопрос
эффективности клиентской базы
и, следовательно, поиска и
внедрения активных мероприятий
и новых форм в работе по
привлечению клиентов. Кроме того,
снижение темпов инфляции приведет
к снижению размера получаемой
маржи, и поэтому потребуется
совершенствовать управление процентным
риском и расходной частью бюджета банка.
Увеличение потребности в долгосрочных
кредитах потребует от банка внести коррективы
в политику по привлечению ресурсов. Можно
ожидать понижения доходности на рынке
государственных ценных бумаг и снижения
ставки рефинансирования. Подобные мероприятия
позволят сблизить доходность от инвестиций
и доходность от других способов размещения
банковских ресурсов и сделают кредиты
более доступными по цене для предприятий.
По второму варианту
среднегодовой уровень инфляции
может составить 100%, а ВВП —
возрасти реально на 2-3% в среднем
за год. Падение инвестиций
в основной капитал на 5-8% и
реальных доходов населения на
3-5% в среднем за год.
Такая макроэкономическая
политика может иметь отрицательные
последствия как в краткосрочном
периоде (падение внутреннего
совокупного спроса за счет
самой активной составляющей
его части инвестиционного спроса,
что чревато невозможностью перейти
к осуществлению политики экономического
роста), так и в долгосрочном
периоде («проедание» основного
капитала, что ставит под угрозу
само существование государства).
Ограничение со стороны
платежеспособного спроса будет
означать для многих предприятий
или полное закрытие (остановку)
производства, или необходимость
интенсивной работы по снижению
издержек, что связано с привлечением
дополнительных материальных ресурсов.
Для банков республики
данный вариант развития означает
снижение количества платежеспособных
клиентов и, следовательно, усиление
конкуренции между банками, причем
конкурентная борьба развернется
не за новых клиентов, а, в
основном, за передел существующей
клиентской базы.
Подобные негативные
результаты экономического развития,
выражаемые понижающейся динамикой
инвестиционных вложений, означают
для банков сокращение количества
платежеспособных клиентов, появление
объективных причин, которые могут
привести к увеличению просроченной
задолженности и, кроме того, к
необходимости глубокого анализа
и интенсивной работы по ликвидации
неработающих банковских активов.
Для того чтобы своевременно
удовлетворять реальные (с учетом
инфляции) потребности клиентов
в кредитах и обеспечивать
высокую степень надежности в
глазах кредиторов и вкладчиков,
банки должны будут вести постоянную
работу по наращиванию собственного
капитала и привлеченных ресурсов.
Информационные технологии
создают реальную возможность
для резкого ускорения экономического
развития народов планеты. Они
же могут служить орудиями
разделения мира и усиления
конфронтации. Эксперты Англии, Канады,
США отмечают: «Превращение национальной
экономики в глобальную не
означает всеобщего динамизма
развития, скорее оно ведет к
одновременному выделению высокоэффективных
экономических систем и одновременному
расширению числа относительно
стагнируюших, которые и так уже
находятся в невыгодном положении.»
Этот важный вывод
объясняет нежелание Национального
банка делать поспешные шаги.
В то же время не теряет
актуальности рекомендация «не
упустить свой шанс», поскольку
«мелкие и средне фирмы, обладающие
высокой восприимчивостью к инновациям
и быстрой адаптацией к меняющимся
ситуациям на рынке, получают
новые возможности увеличить
свое значение в мировой экономике».
Представители мировых
финансовых институтов отмечают
изменение финансового рынка.
Финансовый рынок стал играть
независимую от рынка товаров
роль. Деньги сами превратились
в товар, а спекуляция на
курсе валют в наиболее выгодную
рыночную операцию. Объем ежедневных
валютных сделок на мировых
рынках вырос с 0,25 млрд. USD в
1985 году до 1 млрд. в 1990 и 4 млрд.
в 1995 году. На доллар товаров
или услуг приходится 7-8 долларов
валютных трансфертов(62,с.47).
Компьютеризация, системы
электронных счетов, спутниковая
связь позволяют практически
мгновенно перемещать финансовую
информацию, заключать сделки, переводить
средства с одних счетов на
другие независимо от расстояний
и государственных границ. Во
многих случаях игнорируются
запреты Центральных банков. В
этой связи представители коммерческих
банков высказывают опасение, что
Национальный банк полностью
перекроет каналы электронных
потоков банковской информации.
Это будет мера от бессилия
организации контроля банковской
системы.
Некоторые биржи Европы
— Парижская, Амстердамская, Брюссельская,
ориентируясь на Нью-Йоркскую
биржу, производят котировки в
долларах. Всё это негативные
факторы для существования евро.
Однако необходимо признать, что
в мире окончательно сложилась
биполярная валютная система
доллар — евро. Рынок евро составляет
30 млрд. USD и сравним с рынком
американского доллара.
Евро стало реальностью.
В этой ситуации разумная для
Беларуси стратегия свести к
минимуму негативные последствия
частичного перевода на евро
международных расчетов и одновременно
воспользоваться преимуществами
этого явления. В Беларуси, России,
в Украине объём торговых операций
в новой валюте небольшой и
составляет 100-120 евро на душу населения.
Для сравнения, Чехия, Венгрия,
Польша имеют оборот в 3000-4000
евро на человека (62,с.48). Однако
для Беларуси существует объективная
необходимость используя новую
валюту закрепиться на европейском
рынке. Кредиты европейских стран
будут в евро, товары выгодно
покупать в евро. Работа с евро
не только уменьшит затраты
на валютные операции Беларуси,
но и позволит избежать курсовых
колебаний, кроме того, она обеспечит
прозрачность европейского рынка.
Наконец, оплата «Газпрому» может
идти в евро, поскольку зарубежные
клиенты этой структуры находятся
в Европе.
Банк «Commerzbank» имеет
уставной капитал 200 млрд. DEM, активов
750 млрд. DEM и представлен во всех
регионах мира. В Беларуси Банк
готов предоставлять кредиты
государству, предприятиям, коммерческим
банкам и осуществлять портфельные
инвестиции, может работать со
средствами населения. Кредитам
для коммерческих банков отдается
преимущество. Эти кредиты имеют
меньший риск из всех возможных
операций «Commerzbank». Кредиты предприятиям
ограничены несколькими параметрами.
Во-первых, из-за высокого
риска не могут финансироваться
долгосрочные проекты. Соответственно
приемлемый для банка период
кредитования и период реализации
проекта во многих случаях
не совпадают.
Во-вторых, кредиты гарантируются
для малого числа предприятий:
нет выбора. Соответственно «Commerzbank»
не использует имеющиеся кредитные
ресурсы.
В-третьих, сформированный
кредитный портфель не очень
качественный. Заемщики слабо прорабатывают
проекты, не рассматриваются альтернативные
варианты.
В-четвертых, ненадежны
резервы, поскольку они осуществляются
в белорусских рублях при этом
валюта, необходимая для резервирования,
пересчитывается по курсу Национального
банка. Это уменьшает величину
резерва в два раза.
В-пятых, слишком много
просят кредитов под гарантию
государства. Кредиторы слабо
представляют совокупные объекты
гарантии. Теряется прозрачность
в обязательствах государства
и соответственно уменьшается
допустимый кредит.
Основная проблема
«Commerzbank» в Беларуси: «Не соблюдаются
принципы отношений заемщика
с кредитором. Много просроченных
кредитов, которые просят продлить.
На Западе это не принято».
Вопрос с портфельными
инвестициями не решен в принципе,
поскольку в Беларуси нет свободной
продажи акций. Кроме этого
белорусские предприятия не прошли
международный аудит. Потенциально
будут покупаться акции, доходность
которых не менее 30%, чтобы компенсировать
оперативный риск белорусского
менеджмента. «30% — это не дивиденд,
а только чувство, что прибыль
есть. Западные инвесторы готовы
реинвестировать всю прибыль
в развитие бизнеса. По опыту
Восточной Германии они знают
— надо пережить этап реструктуризации
производства».
Банк готов создать
местные филиалы и работать
со средствами населения. Он
может дать полную гарантию. Опасения
могут быть только у самого
банка из-за возможных конфликтов
с банками-резидентами.
Сейчас у руководства
«Commerzbank» сложилось впечатление,
что Беларуси не очень хочется
привлекать западный капитал
в банки и предприятия, хотя
такая возможность есть (62,с.49). Власти
должны понять, что инвесторы
не будут долго и много торговаться,
у них большой выбор. Выбирают
страны с приемлемыми условиями.
Глобализация финансового
рынка западных стран привела
к нарушению стабильности. Это
находит выражение в мировых
финансовых кризисах. Несмотря на
могущество и относительную свободу
крупнейших субъектов рынка —
олигопольных финансовых структур,
последние не в состоянии регулировать
стихийные процессы мирового
рынка. Зависимость между денежной
массой, находящейся в обращении,
и динамикой номинального ВВП
в мировом масштабе утеряны.
Это поняли в западных странах.
Президент США предложил мораторий
на электронную торговлю (52,с.125).
Очень жесткая позиция Франции.
Национальный банк
Беларуси будет действовать осторожно
и осмотрительно. Форсированный
неконтролируемый вход в систему
международных финансовых отношений
превратит незначительные возмущения
в угрозу национальной безопасности.
Негативные явления
не нарушат поступательное развитие.
Контролируемая глобализация банковской
системы имеет больше выгод,
чем угроз. Уже в настоящее
время из 27 функционирующих банков
в Беларуси 15 имеют долю иностранного
капитала из России, Австрии, США,
Швеции и других стран. Национальный
банк активно стимулирует привлечение
иностранного капитала в свободные
экономические зоны (СЭЗ). Разработано
соответствующие «Положение». Минимальный
уставный фонд для регистрации
банков в СЭЗ снижен с 5 млн.
ЕВРО до 0,5 млн. ЕВРО. Снят ряд
нормативных ограничений. Одновременно
предусмотрена профилактика риска
физических лиц. Вклады физических
лиц в банки СЭЗ допускаются
только, если эти лица акционеры
(собственники банка) или нерезиденты.
Заключение
Подводя итог выполненной
работы, сформулируем основные результаты
исследования и выводы, сделанные
на их основе:
1. Проводимое Национальным
банком денежно-кредитное регулирование
является неотъемлемой частью
экономической политики государства.
Действия Национального банка
Республики Беларусь должны быть
направлены на достижение стратегических
и тактических целей денежно-кредитной
политики, обеспечение социально-экономического
развития страны, увязаны с бюджетно-налоговой
политикой, прогнозом платежного
баланса Республики Беларусь. Результаты
исследований показали, что в
последние годы, начиная с 1991,
нет должной увязки между конечными
и промежуточными целями и
применением инструментов денежно-кредитного
регулирования. Достижения намечаемых
показателей по экономическому
росту осуществлялись за счет
экстенсивных факторов денежно-кредитной
политики при ухудшении качественных
макроэкономических показателей.
Так, в 1997 году при приросте
ВВП на 10% прирост денежной массы
составил 89%, потребительских цен
- 63%. В результате к 1.10.97г. общие
потери владельцев рублевых депозитов
составили 4,8 трлн. рублей. Таким
образом, полученный рост ВВП
был профинансирован за счет
обесценивания средств держателей
белорусских рублей и роста
просроченной задолженности за
поставленные в республику энергоносители
(93,6 млн. долларов США). Неоправданная
эмиссия оказала отрицательное
давление на многие показатели.
Официальный валютный курс Национального
банка и политика в этой
области способствовали снижению
экспорта, падению рентабельности
производства, росту бартерных операций,
что сдерживало обновление основных
фондов, приводило к ухудшению
экономических показателей, и,
соответственно, к потерям доходных
составляющих бюджета. Результатом
политики низкой учетной ставки
является ускоренная девальвация
национальной валюты, высокий уровень
инфляции, обесценение инвестиционных
ресурсов банков, растущая долларизация
экономики, что в 1998 году привело
к росту потребительских цен
на 181,7%. В итоге, достигнутый в
1997-1998гг. рост ВВП на основе
эмиссионного кредитования представляет
собой не что иное, как ускоренную
выработку истощающихся собственных
ресурсов предприятий и банков
и «проедания» сбережений населения.
2. Механизм, исключающий
преграды для финансирования
государственного сектора, предполагает
разработку и принятие Банковского
кодекса, который должен определить:
систему и статус распорядительных
банковских органов, их полномочия
в отношении коммерческих банков;
статус и степень независимости
Национального банка; порядок
создания и прекращения деятельности
кредитно-финансовых организаций,
в том числе порядок формирования
уставного фонда; права и обязанности
кредитно-финансовых учреждений, их
кредиторов, вкладчиков и клиентов;
ответственность кредитно-финансовых
учреждений; регламентацию процедуры
их санации и банкротства; правовые
нормы по страхованию вкладов
и т. д. Важно определить
меру участия Национального банка
в бюджетном процессе. Необходимо
усилить взаимосвязь кредитной
политики с общеэкономической
политикой государства, преодолеть
дезинтеграцию бюджетно-налоговой
и денежно-кредитной сфер. Бюджет,
налоги, кредит, фондовый рынок, цены,
приватизацию, целесообразно связать
в единый механизм, активно воздействующий
на процессы воспроизводства.