Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать положение дел в денежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач. Раскрыть понятие и сущность банковской системы. Проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы. Дать развернутую оценку советской банковской системе. Проанализировать переход в 1991 году к двухуровневой системе и её развитие с 1991 по 2001 год.

Содержание

Введение 3
1.Общая характеристика банковской системы. 7
1.1.Понятие и сущность банковской системы 7
1.2.Функции и задачи Национального банка и его взаимоотношения с коммерческими банками 18
2. Анализ процессов становления и развития банковской системы в Республике Беларусь28
2.1.Зарождение банковской системы 28
2.2. Советская банковская система 37
2.3. Переход в 1991 году к двухуровневой банковской системе и ее дальнейшее развитие с 1991 года по настоящее время в Республике Беларусь 45
3. Пути совершенствования и дальнейшего развития банковской системы 52
3.1. Пути повышения стабильности банковской системы 52
3.2. Новые технологии в банковском деле 66
3.3. Сценарии дальнейшего развития и проблемы глобализации банковской системы 74
Заключение 81
Список литературы 85

Работа содержит 1 файл

банковская система.docx

— 136.49 Кб (Скачать)

 б) обязательные экономические  нормативы;

 в) определяет порядок  страхования депозитов и вкладов.

 Национальный банк  Республики Беларусь может (20,с.264):

 а) осуществлять рефинансирование  банков путем предоставления  им краткосрочных кредитов в  рамках регулирования денежной  массы в обращении;

 б) выступать кредитором  в последней инстанции, оказывая  кредитную помощь платежеспособным  банкам без соответствующего  обеспечения в целях поддержания  их ликвидности.

 В случае систематического  нарушения установленных нормативов, убыточности, возникновения положения,  угрожающего интересам кредиторам  банка, неисполнения предписаний  Национального банка он может  применять предусмотренные законодательством  меры, включая обращение в суд  о признании банка экономически  несостоятельным или банкротом.

 Национальный банк  тесно сотрудничает с МВФ, Мировым  банком и ЕБРР, имеет корреспондентские  счета в ряде зарубежных стран.  По поручению Верховного Совета  или по предложению правительства  берет на себя в качестве  представителя республики обязательства  и осуществляет операции, связанные  с участием Беларуси в работе  международных организаций.

 Он сотрудничает с  иностранными банковскими контрольными  органами в различных формах. В соответствии с законодательством  Национальный банк может участвовать  в международных банковских фондах, союзах и ассоциациях (20,с.265).

 Он представляет собой  единую централизованную систему,  состоит из центрального аппарата  и подведомственных ему учреждений, а также предприятий и организаций.

 В состав Национального  банка входят шесть головных  управлений в каждой области  республики и в г. Минске, тринадцать  подведомственных им отделений,  Центр международных и межбанковских  расчетов (ЦММР), Пинский учетно-кредитный  техникум. Центральный аппарат состоит  из департаментов, управлений  и отделов.

 Второй уровень банковской  системы в Республике Беларусь  составляют коммерческие банки.  В соответствии с действующим  законодательством коммерческие  банки оказывают хозяйствующим  субъектам кредитно-расчетные и  другие банковские услуги.

 Коммерческие банки  получают право юридического  лица с момента их регистрации  в Национальном банке и осуществляют  свою деятельность на основании  лицензий на совершение банковских  операций. Банки независимы в  своей деятельности и органы  государственной власти не имеют  права в нее вмешиваться. Коммерческие  банки самостоятельно определяют  порядок привлечения и использования  денежных средств, проведения  других банковских операций, уровень  процентных ставок и комиссионного  вознаграждения.

 В Беларуси Национальным  банком зарегистрировано около  40 коммерческих банков. Крупнейшими  банками по размеру уставного  капитала остаются бывшие государственные  специализированные банки. Так,  ведущее место занимают АКБ  "Белагропромбанк", и АКБ "БелПромстройбанк", АКБ "Беларусь". К наиболее  крупным банкам также относятся  АКБ "Белбизнесбанк", АО "Белорусский инвестиционный банк", АКБ "Приорбанк". Более десяти банков имеют генеральную лицензию на совершение операций в иностранной валюте.

 Земельные участки,  находящиеся в частной собственности,  могут быть предметом залога  согласно данному закону только  в качестве материального обеспечения  своевременного возврата банковского  кредита. Ипотека предприятия  распространяется на все его  имущество, включая основные и  оборотные фонды: а также другие  ценности, отраженные в самостоятельном  балансе предприятия, если иное  не определено законодательством  либо договором.

 Ипотечное кредитование  также не получило широкого  распространения в республике. Одной  из причин является то, что  в Беларуси до сих пор нет  цивилизованного законодательства  о частной собственности на  землю.

 Международный кредит  представляет собой временную  передачу товарных или денежных  ресурсов одних стран для использования  другими странами в целях ускорения  их социально-экономического развития. Субъектами такого рода кредитов  выступают государства, банки,  международные валютно-кредитные  организации и отдельные юридические  лица.

 Международный кредит  может быть межгосударственным  на двусторонней и многосторонней  основе, банковским и коммерческим. Он может предоставляться в  денежной и товарной формах.

 В Республику Беларусь  многие иностранные кредиты привлекаются  на основе соглашений, заключенных  между правительством республики  и правительствами других стран,  а также международными финансово-кредитными  организациями. Беларусь является  членом ряда международных финансовых, валютно-кредитных учреждений. В  1992 г. республика стала членом  международного валютного фонда  (МВФ), Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР). Международного  банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой  корпорации (МФК) и др. (2,с.8).

 Другие иностранные  кредиты привлекаются на основании  соглашений, заключенных между субъектами  хозяйствования республики и  иностранных государств. Для координации  деятельности министерств, других  центральных органов управления, предприятий и организаций республики  по привлечению и использованию  иностранных кредитов создана  Валютно-кредитная комиссия Совета  Министров Республики Беларусь.

 Сегодняшнее состояние  экономики вынуждает коммерческие  банки выдавать кредиты на  короткий срок (1—3 месяца); Это  обусловлено процессом очень  быстрого обесценения денежной  массы. Существующая ситуация  поставила в тяжелое положение  предприятия с длительным производственным  циклом. На сегодняшний день более  выгодно заниматься торгово-посреднической  деятельностью, где оборот кредитов, полученных на эти цели, занимает  более короткий промежуток времени  и приносит несоизмеримо больший  доход.

 Коммерческие банки,  ссужая имеющиеся у них как  собственные, так и привлеченные  средства, получают проценты. Процент  выступает в виде цены, которая  уплачивается за ссудный капитал  кредитору. Величина его зависит  от спроса и предложения на  кредитные ресурсы.

 Для мобилизации средств  и формирования дополнительных  источников кредитных ресурсов  служат пассивные операции коммерческих  банков. Они используются для  финансирования активных операций  и представляют собой привлечение  различных видов вкладов в  рамках депозитных операций, эмиссию  ценных бумаг, мобилизацию собственных  ресурсов банка и др.

 Депозиты представляют  собой все срочные и бессрочные  вклады клиентов банка. Особенностью  этого вида операций является  то, что не клиент предлагает  банку денежные средства, а сам  банк привлекает деньги по  собственной инициативе. Поэтому  в банковской практике эти  суммы называются "привлеченными" (20,с.268). За такие средства банк  выплачивает проценты. Процентная  ставка дифференцируется в зависимости  от сроков и размера депозитов.

 В условиях развития  конкуренции коммерческие банки  производят также начисление  процентов по среднегодовым остаткам  на расчетных счетах клиентов, чего ранее не производилось.  Такая политика банков повышает  заинтересованность клиентов в  накоплении свободных средств  на своих счетах.

 Кроме кредитных операций, банки развивают также другую  деятельность. Это ра¬бота по  купле-продаже ценных бумаг, информационно-коммерческая, консультационная и посредническая  деятельность. Но все же главной  задачей любого коммерческого  банка является содействие развитию  производства, этому способствует  начавшееся развитие таких банковских  операций как факторинг и лизинг.

 Банковские услуги  на практике разделяются на  три группы:

 а) платежный оборот (то есть осуществление банками  за счет клиентов наличных  и безналичных платежей); операции  с валютой и драгоценными металлами,  инкассация и др.;

 б) операции по эмиссии,  размещению и хранению ценных  бумаг, а также управление ими;

 в) управление имуществом (доверительные или трастовые  операции). Данная форма банковских  услуг широко развита в ведущих  капиталистических странах, но  пока широко не практикуется  коммерческими банками Республики  Беларусь (20,с.269).

 Что касается собственных  операций банков, то они носят  второстепенную роль. Так, например, банк может выступать учредителем  других юридических лиц, принимать  долевое участие в строительстве  каких-либо объектов производственного  и социально-культурного назначения. Коммерческие банки могут предоставлять  гарантии. Они имеют право за  свой собственный счет приобретать  различное оборудование и основные  средства. Также к собственным  операциям банка относятся оплата  труда своих сотрудников, распределение  фондов производственного и социального  развития и материального поощрения,  выплата дивидендов своим учредителям  и др.

 В последнее время  банки все активнее осуществляют  нехарактерные для них операции, внедряясь в нетрадиционные для  банков сферы финансового предпринимательства,  постоянно расширяя круг и  повышая качество предоставляемых  услуг, конкурируя за привлечение  новых перспективных клиентов.

 

3. Пути совершенствования  и дальнейшего развития банковской  системы

3.1. Пути повышения стабильности  банковской системы

 Развитие и укрепление  банковской системы нашей страны, обеспечение стабильности ее  работы являются одной из основных  целей в деятельности Национального  банка Республики Беларусь. Это  сложная и многоплановая задача, решение которой достигается  совместными усилиями не только Национального банка, но и ряда других министерств и ведомств, органов управления коммерческих банков, руководства предприятий-заемщиков, клиентов банков республики.

 Белорусская банковская  система, являясь практически  ровесницей Беларуси как государственного  образования, прошла вместе со  своей страной через все периоды  ее непростой истории. Как специфический  сектор экономики, она пережила  годы почти полного отрицания  роли денег в народном хозяйстве  и господства натурального обмена, длительное время существовала  в условиях, когда деньги и  банки использовались как учетно-распределительные  инструменты в плановом хозяйстве  и, наконец, дождалась их признания  в качестве всеобщего эквивалента  и универсального платежного  средства в последние годы.

 Датой рождения банковской  системы Беларуси принято считать  3 января 1922 года — начало работы  Белорусской конторы Государственного  банка при Наркомфине БССР. Исторически  это совпало с началом реализации  новой экономической политики (НЭПа), основанной на сочетании плановых  и рыночных подходов к управлению  экономикой. Банковская система  тех лет известна активными  усилиями по стабилизации денежного  обращения и ликвидации дефицита  госбюджета. Денежная реформа 1922-1924 годов, проведенная без иностранной  помощи, создала прочную основу  для восстановления и развития  страны. Этот период в отечественной  экономической истории характеризуется  снижением цен на товарном  рынке, повышением доходности  крестьянских хозяйств, ростом реальной  заработной платы. В 1925 году  кредитные вложения по секторам  экономики были распределены  следующим образом: промышленность  — 44,4%, сельское хозяйство —  14,5%, торговля — 40,4%, частный сектор  — 0,7% (92,с.10).

 В 1930-1932 годах в стране  была проведена кредитная реформа,  суть которой сводилась к полной  замене коммерческого кредитования  прямыми банковскими кредитами  с одновременным внедрением принципов  хозрасчета и контроля рублем. В совокупности это позволило  банкам увеличить объемы краткосрочного  кредитования за последующие  десять лет в 23 раза, причем  на долю промышленности в предвоенном  1940 году приходилось 58% всех кредитов. К этому году в банковской  системе Беларуси трудилось уже  свыше 4 тысяч человек.

 В послевоенные годы  банки Беларуси решали задачи, связанные с восстановлением  разрушенного хозяйства, включая  проведение в 1947 году денежной  реформы. В 1959 году была реорганизована  и сама банковская система  — упразднены специализированные  банки, а их функции сосредоточены  в Госбанке и Стройбанке. Весь  послевоенный период банки работали  в условиях жесткого централизованного  планирования и их деятельность  была направлена на решение  задач своего времени — создание  мощного промышленного и научного  потенциала, развитие отраслей, определяющих  технический прогресс. В 1981 году  кредитные ресурсы банковской  системы были распределены следующим  образом: промышленность — 33,4%, сельское хозяйство — 23,4%, торговля  и заготовки — 21,8%, прочие —  21,4% (92,с.11).

 Крупная реорганизация  банковской системы была проведена  в 1987 году, когда образовались  белорусские республиканские банки  — Внешэкономбанк, Агропромбанк, Сберегательный  банк и Жилсоцбанк, действовавшие  на принципах полного хозрасчета.

Информация о работе Банковская система