Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать положение дел в денежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач. Раскрыть понятие и сущность банковской системы. Проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы. Дать развернутую оценку советской банковской системе. Проанализировать переход в 1991 году к двухуровневой системе и её развитие с 1991 по 2001 год.

Содержание

Введение 3
1.Общая характеристика банковской системы. 7
1.1.Понятие и сущность банковской системы 7
1.2.Функции и задачи Национального банка и его взаимоотношения с коммерческими банками 18
2. Анализ процессов становления и развития банковской системы в Республике Беларусь28
2.1.Зарождение банковской системы 28
2.2. Советская банковская система 37
2.3. Переход в 1991 году к двухуровневой банковской системе и ее дальнейшее развитие с 1991 года по настоящее время в Республике Беларусь 45
3. Пути совершенствования и дальнейшего развития банковской системы 52
3.1. Пути повышения стабильности банковской системы 52
3.2. Новые технологии в банковском деле 66
3.3. Сценарии дальнейшего развития и проблемы глобализации банковской системы 74
Заключение 81
Список литературы 85

Работа содержит 1 файл

банковская система.docx

— 136.49 Кб (Скачать)

 Учитывая вероятные  отрицательные последствия инфляции, банкам необходимо принять комплекс  мер по дальнейшему наращиванию  собственного капитала, в особенности  уставного фонда, прибыли, не  допускать излишнего расходования  средств на собственное потребление.

 Вторым фактором повышения  устойчивости банковской системы  является улучшение качества  кредитных портфелей банков. Кредитование  — основной банковский бизнес, однако сегодня, если оценивать  ситуацию без учета перспективы,  это не всегда высокодоходное  и надежное средство размещения  банковских ресурсов. С другой  стороны, только кредитование  реального сектора экономики  в конечном итоге может содействовать  подъему национальной экономики  и, соответственно, через экономическое  оздоровление клиентуры приведет  к повышению финансовой устойчивости  и надежности банковской системы  страны.

 Увлечение высокодоходными,  но спекулятивными и высокорискованными  операциями, как показал российский  кризис, может привести к банкротству,  казалось бы, самый надежный банк, а банковскую систему — к  глубокому кризису. Учитывая это,  банки должны учиться работать  с реальным сектором экономики  в любых макроэкономических условиях, поддерживать тесную связь с  производительным капиталом. Это  является залогом, может быть, не самого быстрого, но надежного  роста и укрепления как предприятий  реального сектора, так и банков.

 Каково же состояние  кредитного портфеля банков?

 Кредиты экономике  на 01.06. 2000, составили 604,2 млрд. рублей (рубли и иностранная валюта  в рублевом эквиваленте), из них:  кредиты в национальной валюте  — 290,8 млрд.рублей и кредиты  в иностранных валютах — 549,7 млн. в эквиваленте долларов  США (64,с.22). Доля сомнительных  и просроченных кредитов в  целом по всей задолженности  — 12%.

 Правлением Национального  банка Республики Беларусь 27 января 2000 года на расширенном заседании  руководителям органов управления  банками была поставлена задача  обеспечить неукоснительное соблюдение  законодательных и нормативных  документов, своевременное взыскание  просроченных и сомнительных  кредитов с применением комплекса  предусмотренных законодательством  мер, не допуская наличия доли  просроченных и сомнительных  кредитов в кредитном портфеле  банка более 10%. По международным  стандартам превышение этого  норматива крайне нежелательно.

 На 01.06.2000 не имели просроченных  и сомнительных кредитов 5 банков, не превысили 10% долю 19 банков, то  есть большинство. Не соответствует  норме вышеуказанный показатель  у 4 банков.

 В нашей стране осуществляется  ряд мер нормативно-правового  и организационного характера,  в частности по повышению кредитной  дисциплины (включая усиление личной  ответственности руководителей  предприятий-заемщиков и руководителей  банков), и в первую очередь  по валютным кредитам.

 В соответствии с  Указом Президента Республики  Беларусь от 10 марта 2000 года №124 банки получили право направлять  своих представителей в качестве  наблюдателей за хозяйственной  деятельностью юридических лиц,  не обеспечивающих своевременный  возврат кредитов в иностранной  валюте; осуществлять контроль за  движением средств в иностранной  валюте и белорусских рублях по всем счетам юридических лиц; взыскивать в бесспорном порядке с текущих счетов кредитополучателей и поручителей средства в иностранной валюте в счет погашения просроченных кредитов в иностранной валюте; принимать решения о приостановлении выдачи средств на выплату заработной платы работникам аппарата управления юридических лиц сверх минимального потребительского бюджета на одного работающего и т.п.

 

 Национальный банк  Республики Беларусь в соответствии  с Указом Президента Республики  Беларусь от 3 апреля 2000 года №162 получил право налагать на  должностных лиц банка, уполномоченных  принимать решения о выдаче  кредитов, штраф в размере от 150 до 500 минимальных заработных плат  за выдачу кредита заемщику, имеющему  просроченную задолженность по  ранее выданным ему кредитам; требовать отстранения руководителя  банка от занимаемой должности  в случае неоднократного нарушения  (два и более раза в течение  года) этим банком установленных  Национальным банком экономических  нормативов и неисполнения нормативных  правовых актов, повлекших неплатежеспособность  банка либо создавших угрозу  интересам вкладчиков и кредиторов  банка.

 К руководителям банков, в которых выявляются нарушения  банковского законодательства, Национальный  банк применяет в полном объеме  право назначения внеочередной  аттестации на профессиональную  пригодность. Повышается внимание  Национального банка к уровню  работы высшего и среднего  управленческого персонала таких  банков, организации внутреннего  контроля в нем, к достоверности  учета и отчетности. Оценку уровню  управления в этих банках дают  специально направляемые в них  проверки.

 Банковский сектор  с социальной, общественной точки  зрения — это сектор повышенного  риска. У руководства банков  не должно быть чувства безнаказанности  или иждивенчества по отношению  к банковскому сообществу, Национальному  банку или государству.

 Третьим фактором, повышения  надежности банковской системы  является готовность населения  хранить свои сбережения в  белорусских банках.

 Рост вкладов физических  лиц в банках республики устойчиво  продолжается. За январь — май  2000 года вклады населения увеличились  на 93,4 млрд. рублей, в том числе  на 28,2 млрд. рублей в национальной  валюте, в свободно-конвертируемой  — на 26 млн. в эквиваленте долларов  США. В итоге вклады населения  составили на 1 июня текущего года 184,8 млрд. рублей, в том числе в  национальной валюте — 55,1 млрд. рублей, в иностранной валюте  — 227,6 млн. в эквиваленте долларов  США (60,с.117). Это существенный (прежде  всего в отношении иностранной  валюты) источник ресурсов для  белорусских банков, расширению  использования которого необходимо  всемерно содействовать. Работа  в этом направлении ведется..

 С активным участием  центрального банка нашей страны, ряда других министерств и  ведомств закончена разработка  проекта Закона Республики Беларусь  «О гарантировании возврата банковских  вкладов физических лиц». Цель  данного проекта — обеспечение  гарантии физическим лицам по  возврату их денежных средств,  размещенных во вклады в банках, в тех случаях, когда банк  самостоятельно не в состоянии  исполнить свои обязательства  перед гражданами. Механизм реального  гарантирования государством защищенности  вкладов физических лиц в банках  от возможных банкротств, предлагаемый  в законопроекте, позволит повысить  авторитет национальной банковской  системы в глазах вкладчиков. В итоге это должно обеспечить  привлечение в экономический оборот значительного объема денежных средств, сосредоточенных у населения республики.

 В соответствии с  проектом закона гарантом возврата  вкладов от имени государства  должна стать специализированная  организация — Государственная  резервная корпорация гарантирования  возврата банковских вкладов  в банках.

 В случае принятия  этого закона в Беларуси будет  создана система защиты вкладов  населения, отвечающая, с одной  стороны, экономическим возможностям  страны, с другой — международным  рекомендациям по обеспечению  сохранности вкладов физических  лиц. Система на более высоком  уровне продолжит выполнение  той экономической и социальной  функции, которую в настоящее  время выполняет Гарантийный  фонд защиты вкладов и депозитов  физических лиц при Национальном  банке Республики Беларусь.

 Четвертым фактором  обеспечения стабильности банковской  системы является адекватное  и своевременное реагирование  на возникающие в банках проблемные  и кризисные ситуации. Существенный  шаг в этом направлении позволяет  сделать Закон «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)»  от 18.07.2000 № 423-3. Он устанавливает  основания признания должника  несостоятельным (банкротом) либо  объявления должником о своей  несостоятельности (банкротстве). Документ  регулирует порядок и условия  проведения производства по делам  о банкротстве, осуществления  мер по предупреждению несостоятельности  и иные отношения, возникающие  при неплатежеспособности должника, в целях максимально возможного  удовлетворения требований кредиторов  и защиты интересов должника.

 Положения Закона «Об  экономической несостоятельности  (банкротстве)» в целом соответствуют  международным требованиям и  стандартам, предъявляемым к процедуре  признания кредитных организаций  экономически несостоятельными (банкротами).

 Пятым и ключевым  фактором в повышении надежности  банковской системы необходимо  рассматривать совершенствование  банковского надзора.

 Банковский надзор  существует в разных формах  более 100 лет. Наибольшего развития  он достиг в странах Западной  Европы и США. В последние  25 — 27 лет банковский надзор  начал интенсивно развиваться  и в других государствах (58,с.107).

 В Беларуси надзорная  деятельность начала развиваться  с 1987 года, то есть с создания  еще в Белорусской ССР специализированных  банков, а затем первых коммерческих  банков. В структуре Национального  банка Республики Беларусь было  создано Управление по работе  с коммерческими банками, которое  после переименовали в Управление  по регулированию деятельности  банков. На его базе в 1992 году  образовано Управление по надзору  за деятельностью банков, а в  областных главках Национального  банка — региональные надзорные  подразделения. С 1996 года банковский  надзор получил следующее организационное  строение — департамент, управления, отделы, секторы.

 В настоящее время  надзорные функции в системе  центрального аппарата Национального  банка выполняет Департамент  банковского надзора, состоящий  из двух управлений и нескольких  самостоятельных отделов. В областных  главках также имеются подразделения,  осуществляющие контроль за работой  филиалов банков, которые расположены  на подведомственной им территории. Общая численность сотрудников  Национального банка, работающих  в центральном аппарате и подразделениях банковского надзора на территории республики, составляет около 110 человек (61,с.8).

 Национальный банк  Республики Беларусь ставит своей  целью обеспечить международный  уровень качества работы и  надежности белорусских банков. Поэтому и национальные стандарты  нашей страны, процедуры банковского  надзора должны соответствовать  требованиям, принятым во всем  мире.

 Кратко и наиболее  концентрированно международные  требования по организации эффективного  банковского надзора сформулированы  в виде Основных Базельских  принципов. Часть требований этих  принципов в республике уже  выполняется. Рассмотрим несколько  самых основных.

 Еще в начале 90-х  годов были приняты национальные  законы для банковской деятельности, которые затем были развиты  и детализированы в Банковском  кодексе Республики Беларусь. Созданы  органы банковского надзора с  четко разграниченной ответственностью  и задачами для каждого органа. Им предоставлена достаточная  оперативная самостоятельность.  Налажен информационный обмен  и координация между различными  контрольными органами, ответственными  за контроль банковской деятельности. Сделаны шаги по повышению  прозрачности работы банков. Налаживается  система обмена информацией с  иностранными надзорными органами  и многое другое.

 С 1 января 2000 года банки  республики при определении всех  экономических нормативов перешли  на расчет двухуровневого капитала  банка, который широко применяется  в международной практике. Он  более реально отражает финансовую  устойчивость банка посредством  ограничения влияния на размер  капитала нестабильных источников.

 Начато также использование  других модифицированных экономических  нормативов, в частности это касается: соотношения высоколиквидных и  суммарных активов банка; совокупной  величины кредитов акционерам (участникам) кредитной организации и максимального  размера кредитов инсайдерам  кредитной организации. Это существенно  расширяет возможности контроля  со стороны Национального банка  за степенью устойчивости и  надежности белорусских банков.

 Вместе с тем по  некоторым направлениям, обеспечивающим  соответствие международным требованиям  для эффективного надзора за  банками, еще многое предстоит  сделать. Важнейшие среди них:  устойчивость макроэкономической  политики, эффективная рыночная  дисциплина, обеспечение высокого  уровня защиты депозитов граждан  в банках, существенное повышение  уровня юридического и материального  обеспечения надзорной деятельности, достижение в республике принятых  в мировой практике стандартов  бухгалтерского учета и другие.

 В целях совершенствования  банковского надзора необходимо  прежде всего повысить оперативность  и достоверность оценки финансового  положения банка. Выполнение большинства  экономических нормативов контролируется  по данным баланса банка на  первое число месяца. Этот процесс  хорошо отлажен надзорными органами  методологически и организационно. Однако, во-первых, финансовое положение  банка может серьезно меняться, даже за месячный период, то  есть между двумя контрольными  датами. Во-вторых, на составление  банками пруденциальной отчетности, ее получение и проверку надзорными  органами при существующей технологии  уходит 18 — 20 дней, что влияет  не лучшим образом на принятие  по-настоящему оперативных мер  в отношении банка — время  оказывается упущенным. В-третьих,  банки научились на первое число месяца «выводить» необходимый показатель, который может существенно отличаться от реального.

Информация о работе Банковская система