Роль Центрального
банка была ограничена лишь
регулированием налично-денежной
эмиссии. Система контроля за
деятельностью коммерческих банков
отсутствовала.
2.2. Советская банковская
система
После Октябрьской
революции 1917 г. банковская система
страны подверглась существенным
преобразованиям. Их содержание
и направленность определялись
идеологическими и экономическими
концепциями партии большевиков.
Одним из решающих
элементов воззрений большевиков
был постулат о неизбежности
отмирания товарно-денежных отношений
при переходе к социализму. В
то же время предполагалось, что
сохранит свое значение принцип
распределения по труду. Поэтому
было сформулировано требование
наладить в переходный к безденежным
отношениям период строжайший
учет и контроль за мерой
труда и потребления. В качестве
инструмента такого контроля
Ленин рассматривал банк - единый,
крупнейший из крупнейших, государственный,
с отделениями в каждой волости,
при каждой фабрике, полагая,
что такой банк означает общегосударственное
счетоводство, общегосударственный
учет производства и распределения
продуктов.
До революции русские
коммерческие банки были посредниками
в размещении ценных бумаг
на европейских биржах. Так, на
берлинской бирже котировались
акции девяти русских коммерческих
банков. В 1910 г. стали развиваться
деловые отношения между русскими
и французскими банками, а в
1913 г. первоклассные русские банки
приняли решение о перемещении
своих акций из Берлина на
биржи Лондона и Парижа (58,с.166).
На парижской бирже перед первой
мировой войной котировались
акции крупнейших петербургских
банков, в том числе Азовско-Донского
и Международного.
Итак, накануне Октябрьской
революции в России сложилась
следующая кредитно-банковская система:
Государственный банк; банки краткосрочного
коммерческого кредита (акционерные
и городские банки, общества
взаимного кредита); банки долгосрочного
кредита (государственные дворянские
земельные банки, городские кредитные
общества); сберегательные кассы,
кассы городского и земского
кредита, учреждения мелкого кредита
и др.
Впоследствии было
принято еще несколько законодательных
актов, решивших судьбу остальных
звеньев банковской системы страны.
В октябре 1918 г. ликвидируются
общества взаимного кредита (4,с.150).
В декабре того же года национализируется
Московский народный (кооперативный)
банк, который был слит с Народным
банком республики. Одновременно
ликвидируются городские общественные
банки и. частные земельные
банки. Наконец, в апреле 1919 г.
Совнарком прекратил деятельность
функционировавших в пределах
РСФСР иностранных банков. В итоге
страна получила своеобразный "единый
банк" в лице Народного банка
РСФСР, который основное внимание
вынужден был уделять организационным
вопросам, таким, как принятие
на баланс активов и пассивов
национализированных банков. В ряде
случаев эта работа нарушалась
из-за того, что то или иное
учреждение банка, оказавшись
на территории, контролируемой белым
движением, подвергалось денационализации.
Что касается выполнения
сугубо банковских операций, то
Народный банк РСФСР не успел
как следует развернуть свою
деятельность. Это произошло вследствие
усилившейся инфляции, а еще больше
из-за политики "военного коммунизма".
Подрыв и свертывание товарно-денежных
отношений в государственном
секторе народного хозяйства
привели к резкому сужению
сферы кредитования и расчетов.
К концу 1919 г. Народный банк
РСФСР фактически прекратил свои
операции. Декретом СНК от 19 января
1920 г. он был упразднен (4, с.151).
Многие считали это важным
этапом перехода к безденежным
отношениям.
Однако жизнь опровергла
ожидания. Уже в ходе гражданской
войны обнаружилась несостоятельность
политики "военного коммунизма",
и в начале 1921 г. было объявлено
о переходе к новой экономической
политике (нэпу), включая замену продразверстки
продналогом, после введения которого
крестьянин мог свободно распоряжаться
своей продукцией. Практически это
означало необходимость восстановления
товарно-денежных отношений, создания
рынка, укрепления рубля, а
также воссоздания банковской
системы. Иными словами, речь
шла о переходе к рыночной
экономике. И естественно, что
одним из первых шагов на
этом пути стало (в октябре
1921*г.) решение об учреждении Государственного
банка.
К октябрю 1925 г. в
стране насчитывалось 1211 банковских
учреждений (без кредитных кооперативов).
Из них на долю спецбанков
приходилось 752 учреждения (62%); тогда
как Госбанк имел 459 учреждений (38%).
Таким образом, в
восстановительный период идея "единого
банка" оказалась забытой. Возникшие
наряду с Госбанком СССР специальные
банки оказались, по сути дела,
коммерческими. Необходимость в
такой структуре банковской системы
была обусловлена особенностями
рыночных отношений периода нэпа.
Однако во второй
половине 20-х годов в связи
с отказом от нэпа и переходом
к формированию командно-административной
системы управления экономикой
вновь была реанимирована идея
"единого банка". Но на данном
этапе она реализовывалась уже
с иной целью, нежели в послереволюционный
период: не для создания предпосылок
перехода к безденежным отношениям,
а для централизации управления
экономикой командно-административными
методами. Новый вариант "единого
банка" потребовал прежде всего
коренной перестройки сложившейся
в период нэпа системы специальных
банков. Она была проведена в
период с 1927 по 1932 г. (20, с.118). Начало
было положено постановлением
ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927
г. "О принципах построения
кредитной системы", которым предусматривалось
ограничение круга деятельности
специальных банков и усиление
централизованного руководства
ими со стороны Госбанка СССР.
Был реализован принцип
"один клиент - один банк". Это
означало, что клиенты, как правило,
должны были пользоваться краткосрочным
кредитом и сосредоточивать свои
свободные средства в одном
определенном банке в соответствии
с характером своей организации
и хозяйственной деятельности. Краткосрочные
операции спецбанков постепенно
свертывались. Спецбанки становились
преимущественно банками долгосрочного
кредитования. Как это происходило,
можно показать на примере
Промбанка. Сначала (1926 г.) при
нем был создан отдел долгосрочного
кредитования. Затем (февраль 1928
г.) банк реорганизуется в специальный
Банк долгосрочного кредитования
промышленности и электрохозяйства
(БДК). При этом Электробанк ликвидируется,
а его долгосрочные операции
передаются БДК. Одновременно
к БДК перешли долгосрочные
операции, ранее совершавшиеся Госбанком.
В отношении же долгосрочного
кредитования и финансирования
предприятий местной" промышленности
сохранялся прежний порядок: они
продолжали обслуживаться коммунальными
банками.
Значительная часть
долгосрочных операций совершалась
за счет бюджетных ассигнований.
На 1 октября 1928 г. их доля в
ресурсах БДК составила 60% (4,с.153).
Принимая во внимание столь
высокий уровень бюджетных ассигнований
в источниках долгосрочного кредита,
правительство возложило на БДК
осуществление контроля не только
за расходованием бюджетных средств,
но и за ходом строительства.
Таким образом закладывались
организационные основы централизованной
банковской системы, включавшей,
с одной стороны, Госбанк, сложившийся
как эмиссионный и расчетно-кассовый
центр и формировавшийся в
качестве центра краткосрочного
кредитования народного хозяйства,
с другой стороны, - специальные
банки, все более превращавшиеся
в банки долгосрочного кредитования
и финансирования капитальных
вложений.
Началом коренной реформы
банковской деятельности послужило
постановление СНК СССР от 30 января
1930 г. "О кредитной реформе",
которым был запрещен коммерческий
кредит (получивший широкое распространение
в годы нэпа). Он заменялся прямым
банковским кредитованием. Постановлением
был завершен начатый в 1927-1928
гг. процесс сосредоточения краткосрочного
кредитования в Госбанке. Отныне
последнему передавались все
краткосрочные кредитные операции,
сохранившиеся к тому времени
в других банках. Помимо этого,
постановлением ликвидировались
все филиалы Всероссийского и
Всеукраинского кооперативных банков,
а их клиентура передавалась
Госбанку.
В итоге в лице
Госбанка был создан единый
центр краткосрочного кредитования.
Правда, было сделано одно временное
отступление, коснувшееся сельскохозяйственного
кредита. Вследствие высоких темпов
коллективизации действовавшая
до той поры система сельскохозяйственного
кредита потребовала существенных
преобразований, главным образом
переориентирования на обслуживание
крупных коллективных хозяйств.
Реорганизация сводилась к следующему.
Постановлением от 30 января 1930 г.
Центральный сельскохозяйственный
банк преобразуется во Всесоюзный
сельскохозяйственный кооперативно-колхозный
банк (63,с.6). В филиалы последнего
превращаются республиканские, краевые
и областные сельскохозяйственные
банки. Низовым звеном системы
сельскохозяйственного, кредита
стали сельскохозяйственные кредитные
товарищества.
Однако период деятельности
кредитной кооперации оказался
непродолжительным. В условиях
массовой коллективизации индивидуальных
крестьянских хозяйств было решено
отказаться от услуг кредитной
кооперации. С начала 1931 г. кредитно-расчетное
обслуживание колхозов передали
государственной банковской системе.
На базе 1800 районных кредитных
товариществ были созданы филиалы Госбанка,
вследствие чего сеть низовых учреждений
Государственного банка значительно возросла.
Заключительным аккордом
реорганизации банков под командно-административную
систему явилось постановление
ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932
г. "Об организации специальных
банков долгосрочных вложений".
Им был завершен начатый в
1927-1928 гг. и продолженный в 1930 г.
процесс превращения специальных
банков в банки долгосрочных
вложений. При этом они сохраняли
ведомственную подчиненность. Так,
БДК был подчинен ВСНХ, Всекобанк
- Центросоюзу и т.д. Каждый
специальный банк в индивидуальном
порядке разрабатывал свою систему
финансирования и контроля. Между
тем крепнувшая командно-административная
система требовала максимально
высокой степени концентрации
в одних руках процесса управления
финансовыми ресурсами государства.Во
второй половине 50-х годов серьезные
преобразования коснулись специальных
банков. Суть преобразований сводилась
к сокращению количества банков.
С января 1957 г. прекратил операции
Торгбанк, что было вызвано прежде
всего тем, что несколько ранее
была ликвидирована промысловая
кооперация, предприятия которой
составляли значительную часть
клиентуры данного банка. Оставшуюся
клиентуру передали Цекомбанку
и Сельхозбанку.
Спустя некоторое время
Сельхозбанк и Цекомбанк с
системой коммунальных банков
также были упразднены (указом
Президиума Верховного Совета
СССР от 7 апреля 1959 г. "О реорганизации
системы банков долгосрочных
вложений"(38,с.214). Функции упраздненных
банков были переданы Госбанку
и Промбанку, причем последний
был реорганизован во всесоюзный
банк финансирования капитальных
вложений - Стройбанк СССР. Все долгосрочные
операции, выполнявшиеся Цекомбанком
и местными коммунальными банками,
перешли к Стройбанку, а операции
по краткосрочному кредитованию
и осуществление расчетно-кассовых
операций коммунальных предприятий
и организаций жилищного хозяйства
были переданы отделениям Госбанка.
Также Госбанку были
переданы практически все операции
ликвидированного Сельхозбанка. Исключение
составили операции но финансированию
капитальных вложений в хлебопродуктовые
предприятия и организации, перешедшие
к Стройбанку. Таким образом, Сельхозбанк,
длительное время являвшийся
отраслевым банком долгосрочных
вложений, оказался включенным в
состав Госбанка, который с конца
20-х годов формировался исключительно
в качестве центра краткосрочного
обслуживания народного хозяйства.
Подобный шаг, совершенный вопреки
ранее проводившейся политике
четкого разграничения между
Госбанком и спецбанками краткосрочных
и долгосрочных операций, обосновывался
необходимостью сосредоточения
в одном банке как краткосрочных,
таки долгосрочных операций по
обслуживанию сельскохозяйственных
предприятий и организаций.
Дело в том, что
работники Госбанка на практике
нередко решали проблемы взаимоотношений
с сельскохозяйственными предприятиями
независимо от состояния сферы
капитальных вложений. В свою
очередь работники Сельхозбанка
не обращали внимания на состояние
текущей деятельности сельскохозяйственных
предприятий и результаты их
взаимоотношений с Госбанком.
Такой узковедомственный подход
порождал формализм. Кроме того,
принималось во внимание то, что
Сельхозбанк, не имея достаточно
разветвленной сети своих низовых
филиалов, поручал учреждениям Госбанка
обслуживание сельскохозяйственных
предприятий в части финансирования
и кредитования капитальных вложений.
Следовательно, во многих районах
работники Госбанка в той или иной степени
уже совершали долгосрочные операции
с сельскохозяйственными предприятиями.