Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать положение дел в денежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач. Раскрыть понятие и сущность банковской системы. Проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы. Дать развернутую оценку советской банковской системе. Проанализировать переход в 1991 году к двухуровневой системе и её развитие с 1991 по 2001 год.

Содержание

Введение 3
1.Общая характеристика банковской системы. 7
1.1.Понятие и сущность банковской системы 7
1.2.Функции и задачи Национального банка и его взаимоотношения с коммерческими банками 18
2. Анализ процессов становления и развития банковской системы в Республике Беларусь28
2.1.Зарождение банковской системы 28
2.2. Советская банковская система 37
2.3. Переход в 1991 году к двухуровневой банковской системе и ее дальнейшее развитие с 1991 года по настоящее время в Республике Беларусь 45
3. Пути совершенствования и дальнейшего развития банковской системы 52
3.1. Пути повышения стабильности банковской системы 52
3.2. Новые технологии в банковском деле 66
3.3. Сценарии дальнейшего развития и проблемы глобализации банковской системы 74
Заключение 81
Список литературы 85

Работа содержит 1 файл

банковская система.docx

— 136.49 Кб (Скачать)

 Ликвидация Торгбанка,  Цекомбанка и Сельхозбанка и  передача их операций в основном  Госбанку снова позволили говорить  о превращении Госбанка в "единый  банк". Таким образом, в стране  осталось три банка -Госбанк  СССР, Стройбанк и Внешторгбанк  СССР. Госбанк и Стройбанк совершали  операции на внутреннем рынке,  Внешторгбанк - на внешнем.

 В 1962 г. Государственному  банку СССР были переданы сберегательные  кассы, которые до того находились  в системе Министерства финансов  СССР (4,с.157). Благодаря этому значительные  ресурсы в форме вкладов населения  перешли в распоряжение Госбанка  и стали использоваться им  в интересах кредитования народного  хозяйства.

 Каждый из оставшихся  трех банков представлял собой  сложную централизованную систему  с разветвленной сетью учреждений  на местах. К началу 1986 с. их  количественные характеристики  выглядели следующим образом.

 Самым крупным был  Госбанк СССР. Он включал правление,  конторы и отделения (филиалы). Центральным звеном являлось  правление, которое руководило  всей системой через конторы  - республиканские, городские, областные  и краевые. Таких контор насчитывалось  185. Им непосредственно подчинялись  4274 отделения, функционировавшие  практически в каждом административном  районе страны. Они обслуживали  предприятия и организации, расположенные  на территории данного района  и имевшие в этом отделении  свой расчетный или текущий  счет.

 Государственные трудовые  сберегательные кассы имели к  началу 1986 г. довольно разветвленную  сеть -- 78,5 тыс. сберкасс. Общее руководство  их деятельностью осуществлял  Госбанк СССР (22,с.117). В свою очередь  система Гострудсберкасс возглавлялась  правлением, которому были подчинены  главные управления союзных республик.  На территории автономных республик,  областей и краев руководство  работой сберкасс осуществляли  соответственно республиканские,  областные и краевые управления. Непосредственным рабочим звеном  в этой системе являлись сберегательные  кассы - центральные, кассы 1 -го  и 2-го разрядов и агентства.  Центральные сберегательные кассы  руководили работой сберкасс  на территории города или района  и совершали все виды операций, возложенных на сберкассы. Сберкассы  1-го и 2-го разрядов, а также  агентства различались по количеству  штатных работников.

 Внешторгбанк СССР  имел небольшую сеть учреждений - 17 отделений на территории страны  и одно - в Швейцарии, В своей  работе Внешторгбанк широко использовал  корреспондентские отношения: в  131 стране он поддерживал связи  с 1835 банками-корреспондентами (11,с.237).

 Советская банковская  система включала в себя также  банки за границей с участием  капитала советских организаций.  Совзагранбанки и их отделения  работали во Франции - Коммерческий  банк для Северной Европы (Париж); Великобритании - Московский народный  банк (Лондон с отделениями в  Ливане (Бейрут) и Сингапуре); ФРГ  -Ост-Вест Хандельсбанк (Франкфурт-на-Майне); Люксембурге - Ист-Вест Юнайтед  бэнк; Австрии - Донау банк (Вена). Они были созданы для расчетно-кредитного  обслуживания предприятий и организаций  СССР и других социалистических  стран. Основной задачей этих  банков была поддержка развития  внешнеэкономических связей страны. Банки выполняли депозитные, кредитные,  расчетные, валютные и прочие  операции на международных финансовых  рынках.

 Так как приспособленные  к потребностям административно-командной  системы правила оформления банковских  операций строго регламентировались  подробными инструкциями и циркулярами,  вся деятельность банков превратилась  в мелочную опеку, сковывающую  любую инициативу обслуживаемых  предприятий и организаций. В  итоге банковская система оказалась  крайне неповоротливой, мало учитывала  специфику тех или иных отраслей  и сфер экономики. Крайне неэластичная, лишенная необходимой оперативности,  банковская система служила "зеркалом" функционировавшего в стране  хозяйственного механизма. Длительное  господство командно-административной  системы вызывало все большее  отставание экономики страны  от стран с развитой рыночной  экономикой. Отчетливо вырисовывалась  неутешительная перспектива превращения  СССР во второ- и даже третьеразрядное  государство.

 В середине 80-х годов  в обстановке поиска путей  более интенсивного развития  экономики стали предприниматься  попытки реорганизации банковской  системы. После длительных дискуссий  в 1987 г. было решено провести  в стране радикальную экономическую  реформу, стержнем которой предполагалось  сделать идею полного хозрасчета  и самофинансирования (4,с.159). В свою  очередь это требовало перестройки  банковской системы. В целях  усиления воздействия банков  на ускорение экономического  развития страны было решено  реорганизовать действующие и  образовать новые специализированные  банки с учетом особенностей  деятельности народнохозяйственных  комплексов.

 В результате была  создана система, включающая в  себя Государственный банк СССР, Агропромышленный банк (Агропромбанк), Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), Банк жилищно-коммунального хозяйства  и социального развития (Жилсоцбанк), Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Банк трудовых  сбережений и кредитования населения  (Сберегательный банк).

 Вновь созданные специализированные  банки (Промстройбанк, Агропромбанк  и Жилсоцбанк) в центре образовали  правления, в союзных республиках  - соответствующие республиканские  банки, а в областях, краях и  автономных республиках, как и  Госбанк, - управления. Каждое из  управлений снецбанков получило  в свое подчинение ряд бывших  отделений Госбанка, причем прикрепление  отделений к тому или иному  управлению осуществлялось в  зависимости от того, клиентура  какого банка преобладала в  данном отделении - Промстройбанка, Агропромбанка или Жилсоцбанка.

 На рубеже 80-х и 90-х  годов в общественном мнении  стала утверждаться мысль о  необходимости перехода к рыночной  экономике. На фоне ожесточенной  идеологической дискуссии вокруг  данной проблемы стали создаваться  первые негосударственные коммерческие  и кооперативные банки, т.е.  возникло качественно новое направление  формирования банковской системы.  Идеологически и экономически  была подготовлена почва для  возрождения коммерческих банков, судьба которых, казалось бы, бесповоротно  определилась в момент их полной  ликвидации при переходе к  командным методам управления  экономикой. Численность вновь созданных  коммерческих и кооперативных  банков быстро возрастала. Если  на 1 января 1989 г. в СССР их насчитывалось  всего 43, то уже через два  года - 1357 (в России,- 1215). В дальнейшем  количество коммерческих банков  продолжало быстро увеличиваться,  в том числе за счет образовавшихся  на базе не оправдавших себя  государственных специализированных  банков. К этому времени Госбанк  СССР стал выполнять функции  Центрального банка. Одновременно  те же функции постепенно обретал  Центральный банк РСФСР (Банк  России). В стране началось формирование  двухуровневой банковской системы.

 В этих условиях  возникла необходимость в соответствующей  законодательной базе, юридически  закрепляющей статус как центрального, так и коммерческих банков. На  союзном уровне Верховным Советом  СССР были приняты законы "О  Государственном банке СССР" и  "О банках и банковской деятельности" (11 декабря 1990 г.); в Российской  Федерации - законы "О Центральном  банке РСФСР (Банке России)" и "О банках и банковской  деятельности в РСФСР" (2 декабря  1990 г.). С принятием этих законов  развитие сети коммерческих банков  характеризовалась еще более  быстрыми темпами и определенной  уверенностью.

 

2.3. Переход в 1991 году  к двухуровневой банковской системе  и ее дальнейшее развитие с  1991 года по настоящее время  в Республике Беларусь

 В Республике Беларусь  с 1991 г. начала складываться  двухуровневая банковская система,  состоящая из:

1) Национального банка  Республики Беларусь;

2) коммерческих банков.

 Национальный банк  Республики Беларусь был образован  в 1991 г. В частности, Верховный  Совет Белорусской ССР, руководствуясь  Декларацией о государственном  суверенитете Белорусской Советской  Социалистической Республики, постановлением  от 21 декабря 1990 г. объявил собственностью  Белорусской Советской Социалистической  Республики Белорусский республиканский  банк Госбанка СССР и республиканские  специализированные банки и постановил: "Создать на базе Белорусского  республиканского банка Госбанка  СССР и республиканских специализированных  банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка  СССР, Промстройбанка СССР Национальный  банк Белорусской ССР. Завершить  формирование Национального банка  Белорусской ССР до 1 апреля 1991 года" (20,с.262).

 Национальный банк  Республики Беларусь является  Центральным банком республики  и подотчетен Верховному Совету  Республики Беларусь. Он имеет  право законодательной инициативы. Председатель правления Нацбанка  назначается Верховным Советом,  его заместители и члены правления  — Президиумом Верховного Совета.

 Национальный банк  Республики Беларусь самостоятелен  в своей деятельности в пределах  полномочий, предоставленных законом  и своим Уставом, утверждаемым  Верховным Советом Республики  Беларусь. Он ежегодно представляет  Верховному Совету отчет о  своей работе.

 Государственные органы  не имеют права вмешиваться  в деятельность Нацбанка, осуществляемую  в рамках его полномочий. Он  не несет ответственности по  обязательствам правительства так  же, как и правительство — по  обязательствам Нацбанка, за исключением  случаев, предусмотренных действующим  законодательством.

 Национальный банк  имеет уставный, резервный и другие  фонды, которые служат обеспечением  его обязательств. На январь 1994 г.  Нацбанк располагал собственным  капиталом в размере около  300 млрд. рублей (данные приведены  до деноминации в августе 1994 г.).

 Председатель правления  Национального банка участвует  в заседаниях Кабинета Министров  Республики Беларусь с правом  совещательного голоса. Нацбанк  совместно с правительством ежегодно разрабатывает и представляет в Верховный Совет основные направления денежно-кредитной политики на очередной год, а также отчет о ее реализации за истекший год.

 Национальный банк  предпринимает меры по ограничению  темпов инфляции. Воздействие на  монетарные факторы инфляции  он осуществляет, с помощью экономических  регуляторов, используемых в мировой  практике. Национальный банк Республики  Беларусь выступает в роли:

 

 а) банкира;

 б) экономического советника  правительства;

 в) финансового агента  правительства;

 г) представляет Республику  Беларусь во всех организациях, в том числе международных,  по вопросам денежно-кредитной  политики и лицензирования банковской  деятельности.

 Национальный банк  оказывает банковские услуги  иностранным правительствам, зарубежным  банкам и финансовым органам.  В качестве представителя Республики  Беларусь может брать на себя  обязательства и осуществлять  операции, связанные с участием  Беларуси в работе международных  организаций.

 Предприятие-поставщик  предоставляет отсрочку платежа  за свой товар (услуги), предприятие-покупатель  передает кредитору вексель как  долговое свидетельство и обязательство  платежа. Однако, эта форма кредита  не получила широкого распространения  в республике.

 Национальный банк  имеет исключительное право и  несет исключительную ответственность  за выработку и проведение  политики в области обменных  курсов, в частности, в его задачу  входит:

1) издание нормативных  активов в отношении операций  с иностранной валютой;

2) поддержание резервов  иностранной валюты и распоряжение  ими;

3) выдача и отмена лицензий  на проведение банковских операций  с иностранной валютой;

4) надзор и регулирование  деятельности дилеров, включая  банки.

 Национальный банк  имеет право выдавать гарантии-поручительства, в том числе гарантии от  имени Республики Беларусь по  внешним займам.

 Он не осуществляет  непосредственно кредитование субъектов  хозяйствования, но ему принадлежит  исключительное право предоставления  кредита правительству и местным  органам власти.

 При этом законодательно  установлено, что совокупная сумма  кредитов правительству и местным  органам не должна превышать  пяти процентов от размера  валового национального продукта  данного финансового года.

 Национальный банк  издает обязательные для исполнения  всеми банками нормативные акты  и определяет объем статистической  отчетности. В целях обеспечения  нормального функционирования коммерческих  банков Национальный банк устанавливает:

 а) минимальный размер  уставного фонда; 

Информация о работе Банковская система