Ликвидация Торгбанка,
Цекомбанка и Сельхозбанка и
передача их операций в основном
Госбанку снова позволили говорить
о превращении Госбанка в "единый
банк". Таким образом, в стране
осталось три банка -Госбанк
СССР, Стройбанк и Внешторгбанк
СССР. Госбанк и Стройбанк совершали
операции на внутреннем рынке,
Внешторгбанк - на внешнем.
В 1962 г. Государственному
банку СССР были переданы сберегательные
кассы, которые до того находились
в системе Министерства финансов
СССР (4,с.157). Благодаря этому значительные
ресурсы в форме вкладов населения
перешли в распоряжение Госбанка
и стали использоваться им
в интересах кредитования народного
хозяйства.
Каждый из оставшихся
трех банков представлял собой
сложную централизованную систему
с разветвленной сетью учреждений
на местах. К началу 1986 с. их
количественные характеристики
выглядели следующим образом.
Самым крупным был
Госбанк СССР. Он включал правление,
конторы и отделения (филиалы).
Центральным звеном являлось
правление, которое руководило
всей системой через конторы
- республиканские, городские, областные
и краевые. Таких контор насчитывалось
185. Им непосредственно подчинялись
4274 отделения, функционировавшие
практически в каждом административном
районе страны. Они обслуживали
предприятия и организации, расположенные
на территории данного района
и имевшие в этом отделении
свой расчетный или текущий
счет.
Государственные трудовые
сберегательные кассы имели к
началу 1986 г. довольно разветвленную
сеть -- 78,5 тыс. сберкасс. Общее руководство
их деятельностью осуществлял
Госбанк СССР (22,с.117). В свою очередь
система Гострудсберкасс возглавлялась
правлением, которому были подчинены
главные управления союзных республик.
На территории автономных республик,
областей и краев руководство
работой сберкасс осуществляли
соответственно республиканские,
областные и краевые управления.
Непосредственным рабочим звеном
в этой системе являлись сберегательные
кассы - центральные, кассы 1 -го
и 2-го разрядов и агентства.
Центральные сберегательные кассы
руководили работой сберкасс
на территории города или района
и совершали все виды операций,
возложенных на сберкассы. Сберкассы
1-го и 2-го разрядов, а также
агентства различались по количеству
штатных работников.
Внешторгбанк СССР
имел небольшую сеть учреждений
- 17 отделений на территории страны
и одно - в Швейцарии, В своей
работе Внешторгбанк широко использовал
корреспондентские отношения: в
131 стране он поддерживал связи
с 1835 банками-корреспондентами (11,с.237).
Советская банковская
система включала в себя также
банки за границей с участием
капитала советских организаций.
Совзагранбанки и их отделения
работали во Франции - Коммерческий
банк для Северной Европы (Париж);
Великобритании - Московский народный
банк (Лондон с отделениями в
Ливане (Бейрут) и Сингапуре); ФРГ
-Ост-Вест Хандельсбанк (Франкфурт-на-Майне);
Люксембурге - Ист-Вест Юнайтед
бэнк; Австрии - Донау банк (Вена).
Они были созданы для расчетно-кредитного
обслуживания предприятий и организаций
СССР и других социалистических
стран. Основной задачей этих
банков была поддержка развития
внешнеэкономических связей страны.
Банки выполняли депозитные, кредитные,
расчетные, валютные и прочие
операции на международных финансовых
рынках.
Так как приспособленные
к потребностям административно-командной
системы правила оформления банковских
операций строго регламентировались
подробными инструкциями и циркулярами,
вся деятельность банков превратилась
в мелочную опеку, сковывающую
любую инициативу обслуживаемых
предприятий и организаций. В
итоге банковская система оказалась
крайне неповоротливой, мало учитывала
специфику тех или иных отраслей
и сфер экономики. Крайне неэластичная,
лишенная необходимой оперативности,
банковская система служила "зеркалом"
функционировавшего в стране
хозяйственного механизма. Длительное
господство командно-административной
системы вызывало все большее
отставание экономики страны
от стран с развитой рыночной
экономикой. Отчетливо вырисовывалась
неутешительная перспектива превращения
СССР во второ- и даже третьеразрядное
государство.
В середине 80-х годов
в обстановке поиска путей
более интенсивного развития
экономики стали предприниматься
попытки реорганизации банковской
системы. После длительных дискуссий
в 1987 г. было решено провести
в стране радикальную экономическую
реформу, стержнем которой предполагалось
сделать идею полного хозрасчета
и самофинансирования (4,с.159). В свою
очередь это требовало перестройки
банковской системы. В целях
усиления воздействия банков
на ускорение экономического
развития страны было решено
реорганизовать действующие и
образовать новые специализированные
банки с учетом особенностей
деятельности народнохозяйственных
комплексов.
В результате была
создана система, включающая в
себя Государственный банк СССР,
Агропромышленный банк (Агропромбанк),
Промышленно-строительный банк (Промстройбанк),
Банк жилищно-коммунального хозяйства
и социального развития (Жилсоцбанк),
Банк внешнеэкономической деятельности
(Внешэкономбанк), Банк трудовых
сбережений и кредитования населения
(Сберегательный банк).
Вновь созданные специализированные
банки (Промстройбанк, Агропромбанк
и Жилсоцбанк) в центре образовали
правления, в союзных республиках
- соответствующие республиканские
банки, а в областях, краях и
автономных республиках, как и
Госбанк, - управления. Каждое из
управлений снецбанков получило
в свое подчинение ряд бывших
отделений Госбанка, причем прикрепление
отделений к тому или иному
управлению осуществлялось в
зависимости от того, клиентура
какого банка преобладала в
данном отделении - Промстройбанка,
Агропромбанка или Жилсоцбанка.
На рубеже 80-х и 90-х
годов в общественном мнении
стала утверждаться мысль о
необходимости перехода к рыночной
экономике. На фоне ожесточенной
идеологической дискуссии вокруг
данной проблемы стали создаваться
первые негосударственные коммерческие
и кооперативные банки, т.е.
возникло качественно новое направление
формирования банковской системы.
Идеологически и экономически
была подготовлена почва для
возрождения коммерческих банков,
судьба которых, казалось бы, бесповоротно
определилась в момент их полной
ликвидации при переходе к
командным методам управления
экономикой. Численность вновь созданных
коммерческих и кооперативных
банков быстро возрастала. Если
на 1 января 1989 г. в СССР их насчитывалось
всего 43, то уже через два
года - 1357 (в России,- 1215). В дальнейшем
количество коммерческих банков
продолжало быстро увеличиваться,
в том числе за счет образовавшихся
на базе не оправдавших себя
государственных специализированных
банков. К этому времени Госбанк
СССР стал выполнять функции
Центрального банка. Одновременно
те же функции постепенно обретал
Центральный банк РСФСР (Банк
России). В стране началось формирование
двухуровневой банковской системы.
В этих условиях
возникла необходимость в соответствующей
законодательной базе, юридически
закрепляющей статус как центрального,
так и коммерческих банков. На
союзном уровне Верховным Советом
СССР были приняты законы "О
Государственном банке СССР" и
"О банках и банковской деятельности"
(11 декабря 1990 г.); в Российской
Федерации - законы "О Центральном
банке РСФСР (Банке России)"
и "О банках и банковской
деятельности в РСФСР" (2 декабря
1990 г.). С принятием этих законов
развитие сети коммерческих банков
характеризовалась еще более
быстрыми темпами и определенной
уверенностью.
2.3. Переход в 1991 году
к двухуровневой банковской системе
и ее дальнейшее развитие с
1991 года по настоящее время
в Республике Беларусь
В Республике Беларусь
с 1991 г. начала складываться
двухуровневая банковская система,
состоящая из:
1) Национального банка
Республики Беларусь;
2) коммерческих банков.
Национальный банк
Республики Беларусь был образован
в 1991 г. В частности, Верховный
Совет Белорусской ССР, руководствуясь
Декларацией о государственном
суверенитете Белорусской Советской
Социалистической Республики, постановлением
от 21 декабря 1990 г. объявил собственностью
Белорусской Советской Социалистической
Республики Белорусский республиканский
банк Госбанка СССР и республиканские
специализированные банки и постановил:
"Создать на базе Белорусского
республиканского банка Госбанка
СССР и республиканских специализированных
банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка
СССР, Промстройбанка СССР Национальный
банк Белорусской ССР. Завершить
формирование Национального банка
Белорусской ССР до 1 апреля 1991 года"
(20,с.262).
Национальный банк
Республики Беларусь является
Центральным банком республики
и подотчетен Верховному Совету
Республики Беларусь. Он имеет
право законодательной инициативы.
Председатель правления Нацбанка
назначается Верховным Советом,
его заместители и члены правления
— Президиумом Верховного Совета.
Национальный банк
Республики Беларусь самостоятелен
в своей деятельности в пределах
полномочий, предоставленных законом
и своим Уставом, утверждаемым
Верховным Советом Республики
Беларусь. Он ежегодно представляет
Верховному Совету отчет о
своей работе.
Государственные органы
не имеют права вмешиваться
в деятельность Нацбанка, осуществляемую
в рамках его полномочий. Он
не несет ответственности по
обязательствам правительства так
же, как и правительство — по
обязательствам Нацбанка, за исключением
случаев, предусмотренных действующим
законодательством.
Национальный банк
имеет уставный, резервный и другие
фонды, которые служат обеспечением
его обязательств. На январь 1994 г.
Нацбанк располагал собственным
капиталом в размере около
300 млрд. рублей (данные приведены
до деноминации в августе 1994
г.).
Председатель правления
Национального банка участвует
в заседаниях Кабинета Министров
Республики Беларусь с правом
совещательного голоса. Нацбанк
совместно с правительством ежегодно
разрабатывает и представляет в Верховный
Совет основные направления денежно-кредитной
политики на очередной год, а также отчет
о ее реализации за истекший год.
Национальный банк
предпринимает меры по ограничению
темпов инфляции. Воздействие на
монетарные факторы инфляции
он осуществляет, с помощью экономических
регуляторов, используемых в мировой
практике. Национальный банк Республики
Беларусь выступает в роли:
а) банкира;
б) экономического советника
правительства;
в) финансового агента
правительства;
г) представляет Республику
Беларусь во всех организациях,
в том числе международных,
по вопросам денежно-кредитной
политики и лицензирования банковской
деятельности.
Национальный банк
оказывает банковские услуги
иностранным правительствам, зарубежным
банкам и финансовым органам.
В качестве представителя Республики
Беларусь может брать на себя
обязательства и осуществлять
операции, связанные с участием
Беларуси в работе международных
организаций.
Предприятие-поставщик
предоставляет отсрочку платежа
за свой товар (услуги), предприятие-покупатель
передает кредитору вексель как
долговое свидетельство и обязательство
платежа. Однако, эта форма кредита
не получила широкого распространения
в республике.
Национальный банк
имеет исключительное право и
несет исключительную ответственность
за выработку и проведение
политики в области обменных
курсов, в частности, в его задачу
входит:
1) издание нормативных
активов в отношении операций
с иностранной валютой;
2) поддержание резервов
иностранной валюты и распоряжение
ими;
3) выдача и отмена лицензий
на проведение банковских операций
с иностранной валютой;
4) надзор и регулирование
деятельности дилеров, включая
банки.
Национальный банк
имеет право выдавать гарантии-поручительства,
в том числе гарантии от
имени Республики Беларусь по
внешним займам.
Он не осуществляет
непосредственно кредитование субъектов
хозяйствования, но ему принадлежит
исключительное право предоставления
кредита правительству и местным
органам власти.
При этом законодательно
установлено, что совокупная сумма
кредитов правительству и местным
органам не должна превышать
пяти процентов от размера
валового национального продукта
данного финансового года.
Национальный банк
издает обязательные для исполнения
всеми банками нормативные акты
и определяет объем статистической
отчетности. В целях обеспечения
нормального функционирования коммерческих
банков Национальный банк устанавливает:
а) минимальный размер
уставного фонда;