Технология неразрывно
связана с машинизацией производственного
или непроизводственного, прежде
всего управленческого процесса
(76,с.52). Управленческие технологии
основываются на применении компьютеров
и телекоммуникационной техники.
Согласно определению,
принятому ЮНЕСКО, информационная
технология — это комплекс
взаимосвязанных, научных, технологических,
инженерных дисциплин, изучающих
методы эффективной организации
труда людей, занятых обработкой
и хранением информации; вычислительную
технику и методы организации
и взаимодействия с людьми
и производственным оборудованием,
их практические приложения, а
также связанные со всем этим
социальные, экономические и культурные
проблемы. Сами информационные технологии
требуют сложной подготовки, больших
первоначальных затрат и наукоемкой
техники. Их введение должно
начинаться с создания математического
обеспечения, формирования информационных
потоков в системах подготовки
специалистов.
Реинжиниринг - это использование
самых последних информационных
технологий для достижения совершенно
новых деловых целей. Современные
ИТ позволяют радикально изменить
бизнес-процессы и значительно
улучшить основные показатели
деятельности компании, что позволяет
опередить конкурентов.
Практически в любой
области люди используют тот
или иной вид моделей, чтобы
иметь более ясное понятие
о том, что они делают. Существует
два основных способа описания
моделей - статическое и динамическое.
Одна из наиболее
важных моделей - модель бизнеса,
с помощью которой проясняются
функции компании во внешнем
мире. Модель бизнеса показывает,
что является окружающей средой
компании и как компания взаимодействует
с этой средой. Под окружающей
средой понимают все, с чем
банк взаимодействует в ходе
выполнения своих бизнес-процессов,
в частности, клиентов, партнеров
и т.д. Модель бизнеса показывает
работникам всех уровней, что
должно быть сделано, когда
и как именно (85, с.205). В общем
случае необходима не одна, а
несколько интегрированных и
согласованных бизнес-моделей.
Планирование всегда
связано с будущим, а модель
является представлением ожидаемой
реальности. Таким образом представление
возможных будущих стратегий
может рассматриваться как моделирование
будущего. Развитие моделирования
в бизнесе идет по пути создания
моделей, способных все более
адекватно описывать реальность.
Бурное развитие информационных
технологий и вычислительной
техники предоставляет специалистам
широкие возможности в создании
все более эффективных бизнес-моделей.
Необходимость учета
влияния множества динамически
изменяемых во времени факторов
ограничивает применение статических
методов, которые могут быть
рекомендованы только для проведения
грубых, предварительных расчетов,
с целью ориентировочной оценки
эффективности проекта. Более
эффективными, позволяющими рассчитать
проект с учетом множества
указанных факторов, является динамические
методы, основанные на имитационном
моделировании (88,с.34). Имитационная
финансовая модель предприятия
обеспечивает генерацию стандартных
бухгалтерских процедур и отчетных
финансовых документов, как следствие
реализуемых во времени бизнес-операций.
Под бизнес-операциями понимаются
конкретные действия, осуществляемые
предприятием в процессе экономической
деятельности, следствием которых
являются изменения в объемах
и направлениях движения потоков
денежных средств. Эти модели
отражают реальную деятельность предприятия
через описание денежных потоков (поступлений
и выплат) как событий, происходящих в
различные периоды времени.
Принимая во внимание,
что в процессе расчетов используются
такие труднопрогнозируемые факторы,
как: показатели инфляции, планируемые
объемы сбыта и многие другие,
для разработки стратегического
плана и анализа эффективности
проекта применяется сценарный
подход. Сценарный подход подразумевает
проведение альтернативных расчетов
с данными, соответствующими различным
вариантам развития проекта (83,с.163).
Использование имитационных финансовых
моделей в процессе планирования
и анализа эффективности деятельности
банка или реализуемого инвестиционного
проекта, является очень сильным
и действенным средством, позволяющим
"проиграть" различные варианты
стратегий и принять обоснованное
управленческое решение, направленное
на достижение целей банка.
Реинжиниринг деловых
процессов - это системный подход,
ориентированный на достижение
существенного измеряемого увеличения
продуктивности и эффективности
деятельности предприятия посредством
кардинального пересмотра, переосмысления
и перепроектирования его ключевых
деловых процессов (87, с.46).
Основное назначение
описания бизнес архитектуры
банка состоит в том, чтобы
дать описание текущей бизнес
архитектуры банка. Полученное
описание будет активно использоваться
при решении задач совершенствования
деловых процессов. Описание бизнес
архитектуры банка позволяет
ответить на целый ряд вопросов:
- понять, как информация
распределяется между подразделениями
и деловыми процессами;
- описать взаимодействие
деловых процессов и информационных
систем; определить относительную
важность данных для различных
деловых процессов;
Результатом построенного
описания является:
- Уточненный список основных
деловых процессов банка.
- Матрица взаимосвязей
делового процесса и функциональных
подразделений, вовлеченных в
этот процесс.
- Информация о том,
какие системы автоматизации
при выполнении каких деловых
процессов используются, где, как
и какие данные используются
в организации, и т.п.
Целью построения функциональной
модели делового процесса является
точная спецификация всех операций
и действий, осуществляемых в
деловом процессе, а также характера
взаимосвязей между ними (89,с.62). Будучи
построенной, такая модель способна
обеспечить полное представление
как о функционировании обследуемого
процесса, так и о всех имеющих
в нем место потоках информации
и материалов.
Функционально-стоимостной
анализ (ФСА) является важным методом
совершенствования деловых процессов.
ФСА позволяет измерить эффективность
делового процесса, определить стоимость
выходных продуктов и возможности
для повышения их качества
и эффективности.
ФСА позволяет точно
посчитать, сколько стоит выполнение
каждой операции в деловом
процессе, а также сопоставить
стоимость операции с ее важностью
для создания продуктов или
услуг. В ФСА для определения
важности операций применяется
следующая классификация:
Операция добавляет
стоимость, если она изменяет
состояние услуги или ее частей.
Операция, которая не изменяет
состояние продукта, соответственно
не добавляет стоимость (72,с.84).
В то же время, выполнение
этих операций связано с затратами.
Остальные операции являются
вспомогательными. Например, операции,
связанные с принятием управленческих
решений, являются вспомогательными.
Операция является обязательной,
если ее выполнение регламентируется
вышестоящим руководством или
законодательными актами. Дискреционной
является операция, которая вводится
внутренним руководством как
результат решения некоторой
проблемы. Часто приходится сталкиваться
с ситуацией, когда проблема
уже исчезла, а мероприятия,
которые были введены для ее
решения, по-прежнему выполняются.
Целью проведения временного
анализа и является выявление
наиболее длительных операций
в деловом процессе, для того,
чтобы сконцентрировать усилия
на их совершенствовании.
3.3. Сценарии дальнейшего
развития и проблемы глобализации
банковской системы
Предпосылками процессов
глобализации явились информационная
революция, обеспечившая техническую
базу для создания глобальных
информационных систем, интернационализация
капитала и ужесточение конкурентной
борьбы на мировых рынках. В
области финансовых технологий
Беларусь не отстает от Запада.
Опробован и внедрен в Интернете
электронный бизнес. Система реального
времени расчетов Европейского
Союза понята и освоена, и
отличие — только в масштабах
операций. Многие расчеты осуществляются
час в час, а не день в
день, как это практикуется в
странах СНГ и Восточной Европы.
Белорусская банковская
система пока не интегрирована
в глобальную банковскую сеть.
Масштабы банковских операций
ограничены недоверием к белорусским
коммерческим банкам как со
стороны населения, так и со
стороны иностранных банков.
Социологические опросы
населения показали, что по уровню
доверия к социально-экономическим
институтам белорусские коммерческие
банки разделяют тридцать четвертое
место с милицией. Население не
доверяет ни банкам, ни милиции.
Иностранные банки
плохо знают финансовую и банковскую
систему Беларуси, но не доверяют
последней, поскольку белорусская
банковская система имеет низкий
мировой рейтинг. В мировых
рейтингах преобладает политический
и субъективный аспект. По объективному
макроэкономическому показателю
— отношению величины внешнего
долга к ВВП — Беларусь выглядит
лучше, чем Латвия, Литва и Россия
(62,с.46).
Положение белорусской
банковской системы усугубляет
ограниченность финансовых и
материальных ресурсов страны. В
результате белорусские банки
не имеют возможности выбирать
партнеров, принимают тех, кто
предлагает контакты. Контакты в
основном предлагают иностранные
банки, работающие по заданию
клиентов или осуществляющие
мониторинг экономической конъюнктуры.
Мониторинг, как правило,
начинается с оценки законодательства.
По этому поводу стоит процитировать
Конфуция, который говорил: «Когда
я приезжаю в страну, меня не
интересуют, какие в ней законы
— меня интересует, выполняются
ли они». Законов в Республике
Беларусь так много, что их просто
невозможно обозреть. И стране априорно
присваивается высокий экономический
риск. Необходим единый «Закон о валютном
регулировании». Закон должен быть унифицирован
с международным законодательством. Унифицированный
закон будет легче объяснить иностранным
партнерам.
Иностранные банки
часто отказываются от кредитования
проектов в Беларуси, поскольку
предварительный мониторинг и
экспертиза проектов занятие
очень дорогое. Например, из 2,2 млн.
USD, выделенных Всемирным Банком
на техническую помощь Беларуси
1,9 млн. USD пошло на оплату экспертов.
Средняя величина затрат на
эксперта составляла 1 тыс. USD в день.
Эксперты в Юго-Восточной Азии
получали уже 10 тыс. USD в день (62,с.47).
Что лучше — сразу кредит
и покупка техники или предварительно
дорогостоящая экспертиза? Для наглядности
можно привести такой пример:
Уже десять лет оборудование,
поставленное для ликвидации
последствий Чернобыля, стоит
без дела, поскольку предварительно
не было выявлено, какая нужна
техника. Кроме того, не были
подготовлены специалисты для
ее обслуживания.
В соответствии с
концепцией социально-экономического
развития Республики Беларусь
стратегической целью государства
на 2001 - 2005 годы является повышение
благосостояния народа путем
сбалансированного и устойчивого
экономического роста. В основу
экономической политики страны
положен принцип концентрации
материальных, финансовых и интеллектуальных
ресурсов государства на ограниченном
числе приоритетных направлений
(точек роста), определенных с
учетом геополитического и географического
положения Республики Беларусь.
Реализация данной
стратегии потребует от Правительства,
вероятнее всего, дальнейшего
сокращения темпов инфляции, повышения
инвестиционной активности, обеспечения
роста доходов населения.
При этом в зависимости
от степени активизации мер
по стимулированию внутреннего
спроса можно рассматривать два
варианта возможного развития
экономики до 2005 года.
По первому варианту
(наиболее вероятный) среднегодовой
уровень инфляции может составить
30%, а ВВП — возрасти реально
на 5-7% в среднем за год.
Изменение цен в
этих пределах позволит предприятиям
и государству увеличить свои
возможности по осуществлению
политики поддержания доходов
населения. Реальный рост производства
будет способствовать созданию
дополнительных рабочих мест, повышению
спроса на трудовые ресурсы.
Формирование отечественными товаропроизводителями
ценовой политики, ориентированной
на внутреннего потребителя и
позволяющей обеспечивать рентабельность
производства, будет способствовать
расширению объемов продаж внутри
страны. Указанная динамика инфляции
при проведении валютной политики,
обеспечивающей определенное укрепление
реального курса национальной
валюты, позволит предприятиям расширять
производственные программы для
поставок своей продукции на
внешние рынки. В секторе реального
производства сформируется устойчивый
спрос на долгосрочные кредиты.
Сфера прямого государственного
участия в инвестиционной деятельности
сузится.