Анализ активов кредитной организации на примере ОАО КБ ОО №1 "Иваново"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:32, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ активных операций банка и выработка на этой основе предложений по улучшению управления активами объекта исследования.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления активами кредитной организации. 6
1.1. Сущность управления активами кредитной организации 6
1.2. Информационная основа и методы управления активами банка 17
Глава 2. Анализ управления активами ОАО КБ «ИВАНОВО» 30
2.1. Общая характеристика ОАО КБ «ИВАНОВО» 30
2.2. Анализ экономической деятельности 35
2.3. Анализ активных операций и управления активами 46
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию управления активами ОАО КБ «ИВАНОВО» 55
3.1. Новые формы финансирования активов банка 55
3.2. Рекомендации по совершенствованию управления активами и снижению рисков банка 60
Заключение 69
Список использованных источников 74

Работа содержит 1 файл

основная глава.doc

— 493.00 Кб (Скачать)

      Продажа займов является одной из форм инвестиционной деятельности банка, в которой банкир продает свой опыт и умение оценивать  кредитоспособность заемщиков другому  инвестору. Инвесторы хотят получать займы банка, потому, что уверены в его способности находить первоклассных заемщиков. Однако, покупателю необходимо быть крайне осторожным, так как часто займы сами по себе не продаются. Вместо этого банк продает требования к ожидаемому потоку денежной наличности от займа, а покупающий права на этот поток не может взыскивать средства ни с банка, ни с его клиента-заемщика в случае неуплаты долга в срок.

      Менеджерам  банка-продавца займов необходимо крайне осторожно относится к продаже  надежных займов, чтобы не оставить свой портфель перегруженным низкоклассными займами, что может привести к повышенной изменчивости доходов банка.

      Одним из наиболее быстроразвивающихся в  последние годы является рынок финансовых гарантий, который используется для  укрепления репутации заемщика с помощью страхования кредитов от неплатежей по займам для снижения его финансовых затрат. Финансовые гарантии предназначены для временной оплаты основной суммы долга и процентов по займу, даже если должник становится банкротом или не может выполнить обязательства по контракту. Хотя существует много форм финансовых гарантий, одной из наиболее распространенных форм в банковских кругах является гарантийное кредитное письмо.

      Гарантийное кредитное письмо - это согласие за плату гарантировать кредит своего клиента или выполнение условий контракта, заключенного между клиентом банка и третьей стороной.

      Основными достоинствами гарантийного кредитного письма являются следующие:

1. Кредитные  письма приносят банку доход  в виде комиссионных за услуги

2. Они  помогают клиенту сделать более  дешевый займ, не прибегая к  ограниченным резервам банка.

3. Такие  гарантии обычно могут быть  выпущены по относительно низкой  стоимости, так как банк может  знать финансовое положение своего  клиента, выдавая ему кредитные гарантии (например, клиент уже пользовался займом).

4. Невелика  вероятность того, что банк, выпускающий  гарантийные кредитные письма, будет  когда-нибудь платить по ним.

      Выпуск  гарантийного кредитного письма последние годы быстро расширяется по следующим причинам:

1. Быстрый  рост прямого финансирования, когда  заемщики напрямую продают свои  ценные бумаги инвесторам, вместо  того, чтобы занимать деньги в  банке, усиливая тревогу инвесторов  в отношении неплатежеспособности  заемщиков, что, в свою очередь, повысило спрос на гарантийного кредитного письма.

2. Взаимопонимание  между банками и их клиентами  в том, что повышение риска  экономических флуктуаций (спад  экономики, инфляция и т.п.) приводит  к возрастанию спроса на средства, уменьшающие такой риск.

3. Банкам, предлагающим гарантийного кредитного  письма, предоставляется удобный случай использовать свою способность оценки кредитов для получения дополнительных доходов в виде комиссионных за страхование от кредитного риска без немедленного привлечения собственных средств.

4. Низкая  относительно некоторых депозитов стоимость гарантийного кредитного письма сводит к нулю резервные расходы по ним.

      Тем не менее, гарантийные кредитные  письма не лишены недостатков. Во-первых, не всегда удается собрать платежи по гарантийному кредитному письму, особенно в тех случаях, когда это связано с законами о банкротстве или если соглашение о кредитном гарантировании неправильно документировано. Более того, некоторые банки при сборе денег со своих должников по гарантийному кредитному письму сильно ущемлены в правах нормами банковского регулирования или страховым законодательством

3.2. Рекомендации  по совершенствованию управления  активами банка и снижению рисков 

     Один  из наиболее продуктивных подходов управления активными операции состоит в анализе его финансовых потоков. В его рамках рассматриваются потоки доходов и инвестиций, наращивание активов и распределение прибылей, отдельные инвестиционные операции и их серии. Инвестиции и кредитные операции удобно представить как потоки финансовых вложений и встречные поступления доходов от них.

     Планирование  кредитных операций - одна из актуальных задач, стоящих перед сотрудниками кредитного управления любого коммерческого  банка. Задачи планирования кредитных  операций с успехом могут быть решены при помощью «потоковых» методов. Кредитную деятельность банка представляют в виде серий кредитных операций и финансовых потоков, циркулирующих между банком и его клиентами. В случае использования потоковых моделей задача управления кредитной деятельностью сводится к определению параметров и конфигурации кредитных потоков и серий кредитных операций.

     Поскольку одними из основных активных операций ОАО КБ ОО № 1 «ИВАНОВО» является кредитование, в целях повышения качества организации кредитного процесса предстоит осуществить разработку процедур и регламентов, регулирующих совершение кредитных сделок, оценивающих уровень рисков, определяющих этапность и содержание контроля.

     Внедрение системы установления рейтинга клиента, определения кредитоспособной и заемщика и вероятности выполнения им своих финансовых обязательств должны стать основой кредитной работы банка.

     Портфель  банковских ссуд подвержен, всем основным видам риска, которые сопутствуют  финансовой деятельности: риску ликвидности, риску неплатежей. Управление кредитным риском требует от банка постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом.

     Применение  ростовщических процентных ставок является источником такого дополнительного  вида риска как риск моральный (moral hazard). Ненадежный заемщик, уплачивая неадекватно высокие проценты, при наступлении тех или иных, неблагоприятных для него событий, склонен считать, что имеет некое моральное право не возвращать ссуду полностью или частично или перестать уплачивать проценты.

     Не следует упускать из виду также и проблему «неблагоприятного отбора» (adverse selection). В данном случае, источником является недифференцированность ценовых условий при предоставлении кредита. Все заемщики получают кредит по единым ставкам, которые отличаются только в зависимости от срока кредитования. Совершенно не дифференцируется рискованность заемщиков. Такие действия кредитора могут привести к накоплению в его портфеле «плохих» ссуд в связи с тем, что на условия «под одну гребенку» преимущественно соглашаются малоопытные заемщики, которые «сегодня, здесь и сейчас» решают свою задачу (получить деньги во что бы то ни стало) и зачастую склонны приукрашивать свою платежеспособность.

     Следует отметить, что разумный компромисс может быть достигнут на пути комплексного подхода к оценке рисков, как основания для принятия решения о кредитовании. Этот подход должен включать в себя:

  • разработку автоматизированных скоринговых методик, которые позволяют делегировать право принятия решения о предоставлении кредита на уровень кредитного инспектора, который оценивает качество заемщика по формальным задокументированным признакам и принимает решение на основании четко сформулированных критериев;
  • мониторинг, сбор и обработку статистических данных о результатах свершившихся «кредитных экспериментов» и корректировку статистической скоринговой модели на уровне подразделения.

     Кратко  коснемся сущности скорингового подхода  при оценке кредитных рисков.

     Скоринг представляет собой статистическую модель, с помощью которой, на основании анализа состоявшихся ранее кредитных «экспериментов», формируется один или несколько «триггерных» (пороговых) числовых уровней, с помощью которых потенциальные заемщики делятся на два или несколько классов (рейтингов).

     В самом упрощенном виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных показателей (как качественных, так и количественных, например, финансовых коэффициентов или их конгломератов, а также доходов заемщика). В результате получается интегральный показатель (score); чем он выше, тем выше надежность клиента, и кредитор имеет возможность упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности.

     Интегральный  показатель для каждого клиента  сравнивается с некоторым числовым порогом. Если интегральный показатель превышает пороговое значение, то принимается положительное решение о предоставлении кредита. В противном случае кредитная заявка не удовлетворяется.

     Входящие  в оценку показатели, если рассматривать  только кредитование физических лиц, можно  разбить на несколько групп:

  • характеризующие правоспособность и дееспособность клиента (например, его возраст, гражданство, наличие регистрации по месту получения кредита, семейный статус, наличие иждивенцев и т.д., а также отсутствие каких-либо ограничений дееспособности);
  • характеризующие платежеспособность клиента (социальный статус, квалификация, наличие постоянного места работы или другого источника доходов, величина доходов, их регулярность, наличие автомобиля, квартиры, другой недвижимости);
  • характеризующие его этичность в деловых вопросах (наличие положительной кредитной истории, отсутствие судимости и прочее); при достаточной квалификации кредитного инспектора могут применяться также и субъективно-психологические характеристики, полученные в результате так называемого лай-контроля (lie - ложь [англ.]).

     Кредитный риск зависит от внешних (связанных  с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных  ошибочными действиями самого банка) факторов. Возможности управления внешними факторами  ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политика банка.

     Современный отечественный опыт кредитования в  условиях рыночной экономики во многом еще не сложился вследствие небольшого срока развития системы коммерческих банков и, поэтому не может быть в достаточной степени обобщен. Кроме того, изучение зарубежного опыта и использование его в современной отечественной банковской практике поможет снять многие проблемы наших банкиров, многие из которых испытывают элементарный недостаток знаний.

     Выявлению на ранней стадии кредитов с высокой  степенью риска в портфеле ссуд банка  поможет изучение пяти групп факторов, которые практикуются в американских коммерческих банках:

     Данные  из истории заемщика:

  • факты недавней финансовой несостоятельности заемщика;
  • расхождения и противоречия в информации о заемщике.

     Данные, касающиеся руководства и управления деятельностью заемщика:

  • заемщик ищет партнера, на чьи связи можно рассчитывать;
  • невысокие моральные качества руководителя;
  • борьба за власть в руководстве, между партнерами - владельцами компании;
  • частые смены в руководстве.

     Информация, отражающая производственную деятельность заемщика;

  • круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован;
  • ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами;
  • заемщик работает в отрасли, которая испытывает трудности;
  • упрощенное ведение заемщиком баланса, то есть активы и пассивы не детализируются по статьям.

     Информация, относящаяся к организации кредитования:

  • заемщик не представляет четко цели, на которые предоставлен кредит;
  • у заемщика нет четкой программы погашения ссуд;
  • отсутствие резервных источников погашения кредита;
  • кредитная заявка заемщика плохо обоснована;
  • недостаточно обоснованы сроки погашения кредита. Факты отклонения от установленных норм:
  • нарушение в периодичности представления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности;
  • отклонения от порядка ведения банковских счетов;
  • пересмотр условий кредитования, изменения схемы погашения кредита, просьба о его пролонгации:
  • отклонения в системе учета и контроля заемщика.

Информация о работе Анализ активов кредитной организации на примере ОАО КБ ОО №1 "Иваново"