Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:15, курсовая работа
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов Российской Федерации принадлежит Федеральной таможенной службе - одному из базовых институтов экономики.
Участвуя в государственном регулировании внешнеторговой деятельности и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует подъему экономики страны и повышению благосостояния населения.
В соответствии с пунктом ж) статьи 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.1
Введение 3
Глава I. Сущность нарушения таможенных правил
1.1 Понятие административного правонарушения в области таможенного дела 5
1.2 Административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного дела 8
Глава II. Формы нарушения таможенных правил.
2.1 Административная ответственность за нарушение таможенных правил 10
2.2 Уголовная ответственность за нарушение таможенных правил 23
Глава III. Основные направления борьбы с НТП.
3.1 Борьба с НТП, отнесенными к компетенции таможенных органов 28
3.2 Понятие состава правонарушения 29
3.3 Производство по делам об административных правонарушениях 36
3.4 Производство по уголовным делам в области таможенного дела 41
Заключение 43
Список использованных источников 45
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Частью 3 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное правонарушении виновное физическое лицо, как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В субъективную сторону включаются компоненты психического характера, представляющие собой внутреннее отношение правонарушителя к своему противоправному деянию, к его результатам, к средствам достижения противоправных целей.
Субъективная сторона правонарушения выражается в вине.
Российское право исключает возможность объективного вменения, то есть привлечении к ответственности без вины.
Только за виновное противоправное деяние наступает юридическая ответственность. Что касается виновности юридических лиц, то она отражает психическое отношение лица к совершаемым действиям и их последствиям.
В ст. 2.2 КоАП РФ установлены две формы вины: умысел и неосторожность.
Вина в форме умысла присутствует тогда, когда лицо, совершившее деяние, осознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.
В некоторых статьях КоАП форма вины не указывается, но состав сформулирован таким образом, что дает возможность говорить об умышленной вине. Например, ст. 16.4 КоАП РФ содержит такой состав, как недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ, т.е. заведомо ложное заявление о количестве валюты, перемещаемой через таможенную границу РФ.
Большинство составов правонарушений, содержащихся в КоАП РФ, носят формальный характер, т.е. для признания вины в форме умысла достаточно совершения указанного в норме права противоправного действия или бездействия, независимо от того, какие наступили последствия. Например, ст. 16.21 КоАП РФ формулирует состав правонарушение как незаконное приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств. Иными словами, при формальном составе правонарушения умышленная вина состоит в сознании лицом противоправности совершаемого действия или бездействия.
В КоАП имеются и материальные составы, в которых вина не связана только с сознанием противоправности совершаемого действия или бездействия, но и с отношением правонарушителя к наступившим последствиям. Так, по ст. 16.17 КоАП РФ - представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, если сведения, содержащиеся в таких документах, влияют на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации.
В ч.2 с.2.2 КоАП РФ закрепляется форма вины в виде неосторожности. Правонарушение считается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В данной статье указаны два вида неосторожность вины: самонадеянность (непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы – ст. 16.6 КоАП РФ), когда лицо предвидело вредные последствия своих действий, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение; и небрежность (представление недействительных документов при таможенном оформлении – ст.16.7 КоАП РФ) – лицо не предвидело таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Из содержания статьи вытекает, что вина в форме неосторожности применима к материальным составам правонарушений, предусматривающим наступление вредных последствий, и предполагает психическое отношение нарушителя к ним. Что касается формальных составов правонарушений, то в них рассматриваемая форма вины выражается в том, что лицо, как правило, не осознало противоправности своего деяния, хотя должно было и могло сознавать.
Установление формы вины имеет важное значение для квалификации административного правонарушения и определения меры взыскания нарушителю.
Сложнее дело обстоит с установлением вины юридического лица. В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ для того, чтобы признать его виновным в совершении административного правонарушения, необходимо доказать, что юридическое лицо (его коллектив, администрация, должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для обеспечения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законом субъекта предусмотрена административная ответственность.
Цели
административного наказания
Никто не вправе выходить за пределы количественных и качественных характеристик административного наказания. Только в рамках наказания как меры административной ответственности судья, уполномоченные органы исполнительной власти и должностные лица применяют наказание к конкретному лицу.
Административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния административного правонарушения.
Наказание может быть назначено судьей, мировыми судьями, уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения. Это вытекает из смысла и содержания ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ.
Перечень мер административной ответственности, закрепленной в КоАП, является исчерпывающим.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Данная норма впервые находит свое закрепление в КоАП. Она вытекает из положения Международного пакта о гражданских и политических правах, Конституции РФ. Статья 10 пакта гласит: «Все лица имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности».
Но административное наказание по своей природе может причинить как физический, так и психологический дискомфорт.
В ст. 3.2 КоАП РФ определены виды административных наказаний (предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности).
Санкцией административно-правовой нормы может быть предусмотрено несколько вариантов назначения наказания. В зависимости от этого критерия в данной статье административные наказания делятся на основные и дополнительные.
Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Согласно п.1 рассматриваемой статьи предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
Дополнительными являются такие административные наказания, которые могут назначаться как самостоятельно, так и присоединятся к основным мерам наказания. В качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания законодатель указывает возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Необходимость применения дополнительного наказания обусловлена характером правонарушения, личностью виновного. Оно может быть назначено только в том случае, если это прямо предусмотрено в санкции применяемой нормы. В тех случаях, когда дополнительное наказание имеет альтернативный характер, назначение его является правом должностного лица, судьи. Так, за нарушение сроков временного хранения товаров по ст. 16.16 КоАП РФ налагается штраф на юридических лиц в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.
При этом за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.
Применение дополнительных наказаний должно быть продиктовано характером правонарушения, личностью, обстоятельствами дела.
Одним из административных наказаний, применяемых к лицам, виновным в совершении правонарушений, является предупреждение. Предупреждение как мера административного наказания характеризуется следующими чертами: оно находит свое выражение в официальном порицании; может применяться как к физическому, так и юридическому лицу; налагается за совершение малозначительного административного правонарушения и в том случае, если данная санкция держится на конкретных нормах Особенной части КоАП или закона субъекта РФ об административной ответственности и применяется в качестве основного наказания. К предупреждению может быть присоединено дополнительное взыскание, если таковое предусмотрено в санкции соответствующей нормы; лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершенное административное правонарушение, считается подвергнутым этому наказанию в течении одного года; предупреждение выносится всегда в письменной форме, что позволяет отличать его от устного замечания, которое применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего административного правонарушение.
Согласно ст. 28.6 КоАП РФ назначение административного наказания в виде предупреждения за совершение административного правонарушения может осуществляться в порядке упрощенного производства, т.е. без составления протокола.
Административный штраф как мера административного наказания является денежным взысканием. Юридическое содержание административного штрафа проявляется в следующем: административный штраф является основным наказанием (ст. 3.3 КоАП РФ); особенностью данного наказания является возможность его установления не только КоАП, другим федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ об административной ответственности (ст. 3.2 КоАП РФ); штраф, представляя собой административное наказание имущественного характера, в отличие от гражданско-правового не выполняет компенсационной функции.
Административный штраф может выражаться в величине, кратной:
а)
минимальному размеру оплаты труда
(без учета районных коэффициентов),
установленному федеральным законом
на момент окончания или пресечения
административного
Под минимальным размером оплаты труда понимается гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека;
б) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
в)
сумме неоплаченных и подлежащих
уплате на момент окончания или пресечения
административного
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.