Сущность, формы и основные направления нарушения таможенных правил в таможенном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов Российской Федерации принадлежит Федеральной таможенной службе - одному из базовых институтов экономики.
Участвуя в государственном регулировании внешнеторговой деятельности и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует подъему экономики страны и повышению благосостояния населения.
В соответствии с пунктом ж) статьи 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.1

Содержание

Введение 3
Глава I. Сущность нарушения таможенных правил
1.1 Понятие административного правонарушения в области таможенного дела 5
1.2 Административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного дела 8
Глава II. Формы нарушения таможенных правил.
2.1 Административная ответственность за нарушение таможенных правил 10
2.2 Уголовная ответственность за нарушение таможенных правил 23

Глава III. Основные направления борьбы с НТП.

3.1 Борьба с НТП, отнесенными к компетенции таможенных органов 28
3.2 Понятие состава правонарушения 29
3.3 Производство по делам об административных правонарушениях 36

3.4 Производство по уголовным делам в области таможенного дела 41

Заключение 43
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 
Кафедра «Таможенное дело и коммерция»
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Тема: «Сущность, формы и основные направления нарушения таможенных правил в таможенном деле»   

Специальность: 080115 «Таможенное дело»

Дисциплина: «Экономика таможенного дела»

Выполнила: студентка

группа Э-3777

                                               

Руководитель: полковник таможенной службы,

доцент  
 

Дата защиты

Оценка ____________________ 
 
 
 

Самара  2010

Содержание

 
 

Введение                                                                                                                   3

    Глава I. Сущность нарушения таможенных правил                                      

    1.1 Понятие административного правонарушения в области таможенного дела                                                                                                                      5

    1.2 Административно-правовой  статус субъектов административной      ответственности в области таможенного дела                                                8                               

    Глава II. Формы нарушения таможенных правил.

    2.1 Административная ответственность за нарушение таможенных             правил                                                                                                                10

    2.2 Уголовная ответственность за нарушение таможенных правил           23 

                                                                                                                 

    Глава III. Основные направления борьбы с НТП.

     

      3.1 Борьба с НТП, отнесенными к компетенции таможенных органов    28           

      3.2 Понятие состава правонарушения                                                           29 

      3.3 Производство по делам об административных правонарушениях       36

  

      3.4 Производство по уголовным  делам в области таможенного  дела        41 
 

Заключение                                                                                                             43 

Список  использованных источников                                                                   45                 
 
 
 
 

Введение 

     Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов Российской Федерации  принадлежит Федеральной таможенной службе - одному из базовых институтов экономики.

     Участвуя  в государственном регулировании  внешнеторговой деятельности и осуществляя  фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный  бюджет и тем самым способствует подъему экономики страны и повышению благосостояния населения.

     В соответствии с пунктом ж) статьи 71 Конституции Российской Федерации  таможенное регулирование находится  в ведении Российской Федерации.1

     Пунктом 1 “Положения о Федеральной таможенной службе”, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 “О Федеральной таможенной службе” закреплено, что “Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.2

     В связи с введением в действие с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса Российской Федерации3 (далее – ТК РФ), и введением в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях4 (далее – КоАП РФ) вопросы возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела до сих пор является актуальными.

     “Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения  соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.”5

     В 2005 году в целом ФТС России было возбуждено 64 852 дела об АП. Из них по статье 16.1 КоАП РФ – 19 657 дел об АП, что составляет около 30% от общего числа возбужденных дел об АП в 2005 году. Из 64 852 дел об АП было закончено производство и назначено наказание по 50 251 делу об АП на сумму 11,3 млрд. рублей, что является немаловажным вкладом в пополнение Федерального бюджета Российской Федерации6.

     Целью курсовой работы явилось освящение  правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с одним из основных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации – борьбе с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России, понятие и виды административных правонарушений в данной сфере.

     Задачей курсовой работы является изучение правовых основ административной ответственности за нарушение норм в области таможенного права и административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного права, а также рассмотрение основ уголовной ответственности за преступления в области таможенного дела. 

     Глава I. Сущность нарушения таможенных правил.

     1.1 Понятие административного правонарушения в области таможенного дела 

     В ст.2.1 п.1 Кодекса об административных правонарушениях сформулировано официальное определение административного правонарушения: “Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.”7

     Из  статьи следует, что это, во-первых, действие или бездействие (т.е. деяние, хотя самого такого термина в Кодексе  нет), во-вторых, оно противоправно, в-третьих, совершенное виновно, в-четвертых, влечет по закону именно административную ответственность. В отличие от преступлений административные правонарушения не охарактеризованы в Кодексе о них как общественно опасные деяния, хотя их вредность констатирована указанием на то, что они посягают на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.

     Обычно  отличить преступление от административного  правонарушения не столь трудно. Есть противоправные деяния, которые заведомо не могут быть отнесены к числу преступлений (например, безбилетный проезд на транспорте).

     Есть  и такие преступные деяния, которые  никак не могут быть отнесены к  числу административных правонарушений (измена Родине, убийство и т.д.). Но применительно  к некоторым нежелательным для  общества деяниям уловить ту черту, где “вредоносность” перерастает в общественную опасность, нелегко, тем более что точные границы между преступлениями и административными правонарушениями не являются чем-то раз навсегда данным, застывшим.

     Законодатель  с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот.

     Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений и преступлений общие, вопрос об их размежевании в “пограничных зонах” порой довольно сложен. Для  его решения приходится сопоставлять нормы уголовного и административного права. При этом учитывается общее правило о том, что за нарушение обязательных правил виновные несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

     Для определения степени общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой критерии, как  наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет, то — как административное правонарушение.

     Законодательство  различает посягательства в сфере таможенного дела в зависимости от различных степеней тяжести на преступления и проступки. По существу и те, и другие, являются нарушениями таможенных правил, но критерием их разграничения служит вред, причиняемый охраняемым интересам.

     Составов преступлений в сфере таможенного дела (их принято называть таможенными преступлениями) всего пять: контрабанда (ст. 188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического, археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

     Под административными правонарушениями в области таможенного дела (нарушениями таможенных правил) понимаются именно проступки8.

     Кодексом  Российской Федерации об административных правонарушениях введен институт вины юридического лица.

     Согласно  ч. 2 ст. 2.1 КоАП «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность  для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению»9.

     Таким образом, разработчиками КоАП России создана  совершенно новая концепция вины, что, не смотря на ее расхождение с устоявшейся точкой зрения (вина юридического лица не является его психической позицией), позволило привести понятие административного правонарушения в соответствие с положениями теории права о составе правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) и исключить возможность привлечения на основании закона лиц за совершение объективно-противоправных деяний. 

     1.2 Административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного дела 

     Субъектом административного правонарушения является лицо, способное нести ответственность  за совершенное им противоправное действие или бездействие, посягающее на охраняемые таможенным законодательством объекты.

     Как следует из главы 2 КоАП России, субъектами административного правонарушения могут быть физические лица, должностные  лица как особая разновидность физического  лица и юридические лица, при этом, в соответствии со ст. 2.4 КоАП России, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность отнесены к категории должностных лиц10.

     В главе 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлен так  называемый принцип "двусубъектной" ответственности. Заключается он в  том, что назначение административного  наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо11. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.

Информация о работе Сущность, формы и основные направления нарушения таможенных правил в таможенном деле