Правовые и практические аспекты применения таможенных режимов "свободная таможенная зона" и "свободный склад"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Курсач(4 курс).doc

— 342.50 Кб (Скачать)

Когда товары вывозятся с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Респуб­лики Беларусь или в Российскую Федерацию, они помещаются под таможенный режим выпуска для свободного обращения.

Известно, что одним из условий помещения то­варов под таможенный режим выпуска для свободного обращения является уплата таможенных пла­тежей: таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных пошлин, акцизов и НДС.

Для резидентов СЭЗ помещение товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения не всегда будет сопровождаться уплатой этих платежей. Все зависит от продукции, которую предприятие - резидент СЭЗ произвело. В частности, необходимо определить:

       относится ли вывозимая продукция к продукции собственного производства резидентов СЭЗ;

       является ли продукция происходящей с территории Республики Беларусь;

       относятся ли вывозимые товары к импортозамещающим.

Условия и критерии, при соблюдении которых произведенная продукция считается продукцией собственного производства, определены Положением об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2001 г. № 1817, с последующими изменениями и дополнениями.[44]

Например, к продукции собственного производства относится продукция, при изготовлении которой резидентами СЭЗ были соблюдены следующие условия:

       изготовлена непосредственно резидентом СЭЗ с использованием собственных, арендованных или находящихся в безвозмездном пользовании основных фондов, необходимых материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, приобретенных за счет собственных или заемных средств этого производителя. Продукция изготов­лена работниками, находящимися в трудовых отношениях с производителем;

       полностью изготовлена резидентом СЭЗ или подвергнута им достаточной переработке на территории Республики Беларусь.

При этом если в процессе изготовления продукции резидентом СЭЗ выполнялась одна или несколько операций: по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки; по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, разборка и сборка партий грузов, сортировка, переупаковка, прикрепление маркировки, этикеток или иных отличительных знаков на продукцию или ее упаковку); простые операции, включающие удаление пыли, просеивание или отсеивание, сортиров­ку, классификацию, подбор (в т.ч. составление комплектов изделий), промывку, окраску, разрезку на куски; простая упаковка в бутылки, флаконы, мешки, ящики и другую тару, крепление на платах или различного рода основаниях; простое соединение частей (узлов) в целях получения готового изделия; смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих; убой скота, — изготовленная продукция не будет относится к продукции собственного производства.

Однако таможенные органы не проверяют исполнение приведенных выше условий для того, чтобы определить, относится вывозимая продук­ция к продукции собственного производства рези­дентов СЭЗ или нет.

Такие действия производят Белорусская торгово-промышленная палата, унитарные предприятия Белорусской торгово-промышленной палаты, их представители и филиалы. По результатам проверки они выдают соответствующий сертификат, который представляется резидентами СЭЗ таможенному органу и подтверждает принадлежность продукции, подлежащей вывозу, к продукции собственного производства.

Порядок определения страны происхождения товаров установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 1743 «Об определении страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь».

В частности, известно, что если в производстве товаров используются материалы и комплектую­щие, происходящие из других государств, происхождение изготовленных из них товаров опреде­ляется в соответствии с одним из следующих критериев достаточной переработки:[45]

       изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН ВЭД Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июня 2002 г. № 791, с последующими изменениями и дополне­ниями на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;

       выполнение производственных или иных технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, в которой эти операции имели место. При определении таких операций для товаров, происходящих из Республики Беларусь, применяется при­ложение 1 к Правилам определения страны проис­хождения товаров, утвержденным Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 г., с последующими изменениями и дополнениями;

       правило адвалорной доли — изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимо­сти использованных материалов, происходящих из других государств, не превышает 50 % цены поставляемого товара на условиях EXW («франко-завод») в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс).

Кроме того, существуют особые требования к определению страны происхождения частей, при­надлежностей и инструмента.

Происхождение товара из Республики Беларусь удостоверяется сертификатом о происхождении товаров, выдаваемым Белорусской торгово-про­мышленной палатой.

Перечень импортозамещающих товаров, про­изводимых резидентами свободных экономических зон Республики Беларусь и реализуемых на внут­реннем рынке республики, устанавливается Прави­тельством Республики Беларусь на каждый год.

Итак, если вывозимые товары являются продук­цией собственного производства резидентов СЭЗ, признаны происходящими с территории Республи­ки Беларусь, относятся к импортозамещающим то­варам и подлежат таможенному оформлению, то таможенные пошлины и налоги не взимаются. При этом не имеет значения, куда вывозятся товары — на остальную часть таможенной территории Рес­публики Беларусь или в Российскую Федерацию.

В ГТД в графе «В» указываются сведения об уплаченных та­моженных сборах за таможенное оформление. Кроме того, факт освобождения рассматриваемых товаров от обложения таможенными пошлинами и налогами отражается в графе 36 «Преференции» ГТД путем указания буквенного кода преференции «Я» — «Другие преференции, льготы и особенности уплаты таможенной пошлины (акциза, НДС)» для тех плате­жей, в отношении которых ставка установлена.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, таможенные платежи необходимо уплачивать.

Рассмотрим случай, когда вывозимые товары являются продукцией собственного производства резидентов СЭЗ, признаны происходящими с территории Республики Беларусь, однако не относятся к импортозамещающим товарам.

Взимание таможенных пошлин и налогов в данной ситуации производится только в отношении иностранных товаров, которые вошли в состав готовой продукции, вывозимой с территории СТЗ.

Таким образом, на момент таможенного оформления таможенные органы должны владеть информацией о товарах, вывозимых в территории СТЗ, и иностранных товарах, вошедших в их состав.

Декларирование вывозимых товаров осуществ­ляется в ГТД на помещение товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения. В ней также отражаются сведения об уплаченных суммах таможенных сборов за таможенное оформление.

Для исчисления таможенных пошлин и налогов в отношении иностранных товаров предназначен специальный документ — бланк уплаты таможенных по­шлин и налогов, который является неотъемлемой частью ГТД. В качестве бланка уплаты также использу­ется ГТД.

В ней отражаются лишь самые необходимые для расчета таможенных платежей сведения. Во-первых, сведения, непосредственно связанные с характеристиками иностранных товаров:[46]

       наименование иностранных товаров;

       код ТН ВЭД иностранных товаров;

       единица измерения иностранного товара; я  количество иностранного товара в указанных выше единицах измерения;

       страна происхождения иностранного товара;

       таможенная стоимость иностранного товара.

Во-вторых, непосредственно исчисленные в отношении иностранного товара суммы таможенной пошлины, НДС и акцизов.

В-третьих, сведения, которые позволили бы установить, когда иностранные товары, вошедшие в состав вывозимой готовой продукции, ранее были ввезены на таможенную территорию Республики Беларусь и помещены под таможенный режим СТЗ:[47]

1)      номер и дата таможенного разрешения на использование иностранных товаров в таможенном режиме СТЗ;

2)      порядковый номер иностранного товара, а также соответствующий ему порядковый номер товара согласно графе 32 таможенного разрешения на помещение товаров, вывозимых с территории СТЗ, под таможенный режим свободного обращения.

Наряду с изложенным для того чтобы правильно рассчитать таможенные пошлины и налоги, а значит, обеспечить полноту их уплаты, следует знать, что:

       при исчислении таможенных платежей при­меняются акты законодательства Республики Бела­русь и официальный курс иностранных валют, действующие на день принятия ГТД для целей таможенного оформления товаров, вывозимых с территории СТЗ, в таможенном режиме свободного обращения;

       исчисление сумм таможенных пошлин и на­логов производится в белорусских рублях с окру­глением результатов такого исчисления по прави­лам арифметики до одного рубля;

       налоговая база для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов определяется применительно к каждому налогу (пошлине) исхо­дя из таможенной стоимости иностранных товаров, принятой таможней при ввозе таких товаров на территорию СТЗ и их помещении под таможенный режим СТЗ, и (или) количества (иных показателей) таких товаров в натуральном выражении в зависимости от видов ставок таможенных пошлин и налогов.

Как показывают статистические данные, наибольший интерес у инвесторов вызывает российский рынок, поэтому деятельность СЭЗ основывается на сохранении условий поставки продукции их резидентами в Россию. На развитие торговли с Российской Федерацией направлено и законодательство Республики Беларусь.

В частности, если готовая продукция вывозится в Российскую Федерацию, то исчисленный платеж по импортной составляющей не нужно уплачи­вать до принятия таможенной декларации, как это требуется во всех остальных случаях. Одновремен­но с выдачей таможенного разрешения срок упла­ты таможенных пошлин и налогов переносится на 100 дней с момента помещения готовой продук­ции под таможенный режим выпуска для свобод­ного обращения. Другими словами, предоставля­ется отсрочка платежа на 100 дней.

Плательщику в данной ситуации достаточно только заявить свое намерение относительно ис­пользования отсрочки и выбрать порядок ее полу­чения. Дело в том, что для резидентов СЭЗ одну и ту же отсрочку можно предоставить двумя спосо­бами. Исключительно по их желанию и определя­ется порядок ее предоставления.

Отсрочка уплаты таможенных пошлин и нало­гов может быть предоставлена либо в размере сумм таможенных пошлин и налогов, предусмот­ренных в отношении иностранных товаров, либо в размере сумм таможенных пошлин и налогов, предусмотренных для товаров, вывозимых с тер­ритории свободной таможенной зоны.

Если резидент СЭЗ изъявил желание получить отсрочку уплаты таможенных пошлин и налогов в размере сумм, предусмотренных в отношении иностранных товаров, он обязан:

       совместно с ГТД предоставить три заполнен­ных экземпляра бланка уплаты и его электронную копию, а также выписку из технологического про­цесса (промышленного регламента) изготовления товаров, вывозимых с территории СТЗ, с указани­ем норм расхода иностранных товаров при произ­водстве товаров, вывозимых с территории СТЗ;

       в ГТД отразить сведения об уплате таможен­ных сборов за таможенное оформление, а в блан­ке уплаты правильно заполнить графу 48 «Отсроч­ка платежа» и «В» и отразить в них информацию об отсрочке в отношении иностранных товаров.

В графе 48 «Отсрочка платежей» указываются код платежа и дата, до которой плательщик обязуется исполнить условия по предоставленной от­срочке в отношении иностранных товаров.

В графе «В» заполняется только одна строка, в которой указываются:

1)      код вида платежа;

2)      сумма предоставленной отсрочки в отношении иностранных товаров;

3)      код валюты платежа;

4)      код способа платежа — «37», означающий, что предоставлена отсрочка по уплате таможен­ных платежей в соответствии с Указом № 262.[48]

Поскольку при предоставлении отсрочки в отно­шении иностранных товаров заявление о ее предоставлении в таможню не представляется, то невозможно указать в графе «В» такие сведения, как входящий регистрационный номер заявления на предоставление отсрочки, поступившего в таможню, а также дату принятия таможней такого заявления. Следователь­но, такая информация в графе «В» не указывается.

Если резидент СЭЗ изъявил желание воспользоваться альтернативным, упрощенным порядком получения отсрочки уплаты таможенных платежей в размере сумм таможенных пошлин и налогов, предусмотренных для товаров, вывозимых с территории СТЗ, он обязан:

1)      одновременно с подачей ГТД подать письменное заявление;

2)      в ГТД отразить сведения об уплате таможенных сборов за таможенное оформление, а также заполнить графы 48 «Отсрочка платежа», 50 «Гарант», 52 «Гарантия» и «В» и отразить в них информацию об отсрочке в отношении товаров, вывозимых с территории СТЗ. При этом бланк уплаты при таможенном оформлении не представляется.

Информация о работе Правовые и практические аспекты применения таможенных режимов "свободная таможенная зона" и "свободный склад"