Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:43, курсовая работа
В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь.
Когда товары вывозятся с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь или в Российскую Федерацию, они помещаются под таможенный режим выпуска для свободного обращения.
Известно, что одним из условий помещения товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения является уплата таможенных платежей: таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных пошлин, акцизов и НДС.
Для резидентов СЭЗ помещение товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения не всегда будет сопровождаться уплатой этих платежей. Все зависит от продукции, которую предприятие - резидент СЭЗ произвело. В частности, необходимо определить:
относится ли вывозимая продукция к продукции собственного производства резидентов СЭЗ;
является ли продукция происходящей с территории Республики Беларусь;
относятся ли вывозимые товары к импортозамещающим.
Условия и критерии, при соблюдении которых произведенная продукция считается продукцией собственного производства, определены Положением об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2001 г. № 1817, с последующими изменениями и дополнениями.[44]
Например, к продукции собственного производства относится продукция, при изготовлении которой резидентами СЭЗ были соблюдены следующие условия:
изготовлена непосредственно резидентом СЭЗ с использованием собственных, арендованных или находящихся в безвозмездном пользовании основных фондов, необходимых материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, приобретенных за счет собственных или заемных средств этого производителя. Продукция изготовлена работниками, находящимися в трудовых отношениях с производителем;
полностью изготовлена резидентом СЭЗ или подвергнута им достаточной переработке на территории Республики Беларусь.
При этом если в процессе изготовления продукции резидентом СЭЗ выполнялась одна или несколько операций: по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки; по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, разборка и сборка партий грузов, сортировка, переупаковка, прикрепление маркировки, этикеток или иных отличительных знаков на продукцию или ее упаковку); простые операции, включающие удаление пыли, просеивание или отсеивание, сортировку, классификацию, подбор (в т.ч. составление комплектов изделий), промывку, окраску, разрезку на куски; простая упаковка в бутылки, флаконы, мешки, ящики и другую тару, крепление на платах или различного рода основаниях; простое соединение частей (узлов) в целях получения готового изделия; смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих; убой скота, — изготовленная продукция не будет относится к продукции собственного производства.
Однако таможенные органы не проверяют исполнение приведенных выше условий для того, чтобы определить, относится вывозимая продукция к продукции собственного производства резидентов СЭЗ или нет.
Такие действия производят Белорусская торгово-промышленная палата, унитарные предприятия Белорусской торгово-промышленной палаты, их представители и филиалы. По результатам проверки они выдают соответствующий сертификат, который представляется резидентами СЭЗ таможенному органу и подтверждает принадлежность продукции, подлежащей вывозу, к продукции собственного производства.
Порядок определения страны происхождения товаров установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 1743 «Об определении страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь».
В частности, известно, что если в производстве товаров используются материалы и комплектующие, происходящие из других государств, происхождение изготовленных из них товаров определяется в соответствии с одним из следующих критериев достаточной переработки:[45]
изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН ВЭД Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июня 2002 г. № 791, с последующими изменениями и дополнениями на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
выполнение производственных или иных технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, в которой эти операции имели место. При определении таких операций для товаров, происходящих из Республики Беларусь, применяется приложение 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, утвержденным Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 г., с последующими изменениями и дополнениями;
правило адвалорной доли — изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов, происходящих из других государств, не превышает 50 % цены поставляемого товара на условиях EXW («франко-завод») в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс).
Кроме того, существуют особые требования к определению страны происхождения частей, принадлежностей и инструмента.
Происхождение товара из Республики Беларусь удостоверяется сертификатом о происхождении товаров, выдаваемым Белорусской торгово-промышленной палатой.
Перечень импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон Республики Беларусь и реализуемых на внутреннем рынке республики, устанавливается Правительством Республики Беларусь на каждый год.
Итак, если вывозимые товары являются продукцией собственного производства резидентов СЭЗ, признаны происходящими с территории Республики Беларусь, относятся к импортозамещающим товарам и подлежат таможенному оформлению, то таможенные пошлины и налоги не взимаются. При этом не имеет значения, куда вывозятся товары — на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь или в Российскую Федерацию.
В ГТД в графе «В» указываются сведения об уплаченных таможенных сборах за таможенное оформление. Кроме того, факт освобождения рассматриваемых товаров от обложения таможенными пошлинами и налогами отражается в графе 36 «Преференции» ГТД путем указания буквенного кода преференции «Я» — «Другие преференции, льготы и особенности уплаты таможенной пошлины (акциза, НДС)» для тех платежей, в отношении которых ставка установлена.
Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, таможенные платежи необходимо уплачивать.
Рассмотрим случай, когда вывозимые товары являются продукцией собственного производства резидентов СЭЗ, признаны происходящими с территории Республики Беларусь, однако не относятся к импортозамещающим товарам.
Взимание таможенных пошлин и налогов в данной ситуации производится только в отношении иностранных товаров, которые вошли в состав готовой продукции, вывозимой с территории СТЗ.
Таким образом, на момент таможенного оформления таможенные органы должны владеть информацией о товарах, вывозимых в территории СТЗ, и иностранных товарах, вошедших в их состав.
Декларирование вывозимых товаров осуществляется в ГТД на помещение товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения. В ней также отражаются сведения об уплаченных суммах таможенных сборов за таможенное оформление.
Для исчисления таможенных пошлин и налогов в отношении иностранных товаров предназначен специальный документ — бланк уплаты таможенных пошлин и налогов, который является неотъемлемой частью ГТД. В качестве бланка уплаты также используется ГТД.
В ней отражаются лишь самые необходимые для расчета таможенных платежей сведения. Во-первых, сведения, непосредственно связанные с характеристиками иностранных товаров:[46]
наименование иностранных товаров;
код ТН ВЭД иностранных товаров;
единица измерения иностранного товара; я количество иностранного товара в указанных выше единицах измерения;
страна происхождения иностранного товара;
таможенная стоимость иностранного товара.
Во-вторых, непосредственно исчисленные в отношении иностранного товара суммы таможенной пошлины, НДС и акцизов.
В-третьих, сведения, которые позволили бы установить, когда иностранные товары, вошедшие в состав вывозимой готовой продукции, ранее были ввезены на таможенную территорию Республики Беларусь и помещены под таможенный режим СТЗ:[47]
1) номер и дата таможенного разрешения на использование иностранных товаров в таможенном режиме СТЗ;
2) порядковый номер иностранного товара, а также соответствующий ему порядковый номер товара согласно графе 32 таможенного разрешения на помещение товаров, вывозимых с территории СТЗ, под таможенный режим свободного обращения.
Наряду с изложенным для того чтобы правильно рассчитать таможенные пошлины и налоги, а значит, обеспечить полноту их уплаты, следует знать, что:
при исчислении таможенных платежей применяются акты законодательства Республики Беларусь и официальный курс иностранных валют, действующие на день принятия ГТД для целей таможенного оформления товаров, вывозимых с территории СТЗ, в таможенном режиме свободного обращения;
исчисление сумм таможенных пошлин и налогов производится в белорусских рублях с округлением результатов такого исчисления по правилам арифметики до одного рубля;
налоговая база для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов определяется применительно к каждому налогу (пошлине) исходя из таможенной стоимости иностранных товаров, принятой таможней при ввозе таких товаров на территорию СТЗ и их помещении под таможенный режим СТЗ, и (или) количества (иных показателей) таких товаров в натуральном выражении в зависимости от видов ставок таможенных пошлин и налогов.
Как показывают статистические данные, наибольший интерес у инвесторов вызывает российский рынок, поэтому деятельность СЭЗ основывается на сохранении условий поставки продукции их резидентами в Россию. На развитие торговли с Российской Федерацией направлено и законодательство Республики Беларусь.
В частности, если готовая продукция вывозится в Российскую Федерацию, то исчисленный платеж по импортной составляющей не нужно уплачивать до принятия таможенной декларации, как это требуется во всех остальных случаях. Одновременно с выдачей таможенного разрешения срок уплаты таможенных пошлин и налогов переносится на 100 дней с момента помещения готовой продукции под таможенный режим выпуска для свободного обращения. Другими словами, предоставляется отсрочка платежа на 100 дней.
Плательщику в данной ситуации достаточно только заявить свое намерение относительно использования отсрочки и выбрать порядок ее получения. Дело в том, что для резидентов СЭЗ одну и ту же отсрочку можно предоставить двумя способами. Исключительно по их желанию и определяется порядок ее предоставления.
Отсрочка уплаты таможенных пошлин и налогов может быть предоставлена либо в размере сумм таможенных пошлин и налогов, предусмотренных в отношении иностранных товаров, либо в размере сумм таможенных пошлин и налогов, предусмотренных для товаров, вывозимых с территории свободной таможенной зоны.
Если резидент СЭЗ изъявил желание получить отсрочку уплаты таможенных пошлин и налогов в размере сумм, предусмотренных в отношении иностранных товаров, он обязан:
совместно с ГТД предоставить три заполненных экземпляра бланка уплаты и его электронную копию, а также выписку из технологического процесса (промышленного регламента) изготовления товаров, вывозимых с территории СТЗ, с указанием норм расхода иностранных товаров при производстве товаров, вывозимых с территории СТЗ;
в ГТД отразить сведения об уплате таможенных сборов за таможенное оформление, а в бланке уплаты правильно заполнить графу 48 «Отсрочка платежа» и «В» и отразить в них информацию об отсрочке в отношении иностранных товаров.
В графе 48 «Отсрочка платежей» указываются код платежа и дата, до которой плательщик обязуется исполнить условия по предоставленной отсрочке в отношении иностранных товаров.
В графе «В» заполняется только одна строка, в которой указываются:
1) код вида платежа;
2) сумма предоставленной отсрочки в отношении иностранных товаров;
3) код валюты платежа;
4) код способа платежа — «37», означающий, что предоставлена отсрочка по уплате таможенных платежей в соответствии с Указом № 262.[48]
Поскольку при предоставлении отсрочки в отношении иностранных товаров заявление о ее предоставлении в таможню не представляется, то невозможно указать в графе «В» такие сведения, как входящий регистрационный номер заявления на предоставление отсрочки, поступившего в таможню, а также дату принятия таможней такого заявления. Следовательно, такая информация в графе «В» не указывается.
Если резидент СЭЗ изъявил желание воспользоваться альтернативным, упрощенным порядком получения отсрочки уплаты таможенных платежей в размере сумм таможенных пошлин и налогов, предусмотренных для товаров, вывозимых с территории СТЗ, он обязан:
1) одновременно с подачей ГТД подать письменное заявление;
2) в ГТД отразить сведения об уплате таможенных сборов за таможенное оформление, а также заполнить графы 48 «Отсрочка платежа», 50 «Гарант», 52 «Гарантия» и «В» и отразить в них информацию об отсрочке в отношении товаров, вывозимых с территории СТЗ. При этом бланк уплаты при таможенном оформлении не представляется.