Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:43, курсовая работа
В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь.
Территория СТЗ должна быть обозначена, а также оборудована инженерно-техническими средствами, ее обустройство должно обеспечивать возможность проведения операций таможенного контроля, в том числе таможенного досмотра.
Таможенные органы вправе не только осуществлять операции таможенного контроля с товарами, находящимися в СТЗ, но и запрещать осуществление тех или иных операций с товарами в данной зоне при выявлении фактов нарушения таможенного законодательства.
Однако особое значение рассматриваемого Указа заключается в описании правоотношений, складывающихся при упразднении СТЗ, поскольку данные вопросы в Таможенном кодексе не затронуты.
Так, Указом определены случаи, когда может производиться упразднение территории СТЗ:[19]
при ликвидации СЭЗ;
в случае отмены Президентом решения о создании СЭЗ;
решением администрации СЭЗ по согласованию с ГТК;
по заявлению владельца СТЗ, в том числе после реализации им его инвестиционного проекта;
при лишении владельца СТЗ статуса резидента СЭЗ;
по ходатайству ГТК, направленному в администрацию СЭЗ, в случае выявления фактов неоднократного совершения владельцем СТЗ нарушений таможенного законодательства;
в иных случаях невозможности сохранения СТЗ в соответствии с законодательными актами.
Если упразднение СТЗ произошло в связи с принятием соответствующего решения администрацией СЭЗ по согласованию с ГТК, с даты такого согласования товары, помещенные в СТЗ, рассматриваются как находящиеся на временном хранении под таможенным контролем. До истечения срока временного хранения такие товары должны быть оформлены в одном из таможенных режимов, предусмотренных таможенным законодательством.
При упразднении СТЗ в связи с ликвидацией СЭЗ по причине истечения срока ее функционирования либо в связи с реализацией владельцем СТЗ его инвестиционного проекта, а также в связи с изменением границ СЭЗ по решению главы государства, в отношении введенного в эксплуатацию технологического оборудования, товаров, использованных для производства строительно-монтажных и (или) ремонтных работ, помещенных в СТЗ, ввозные таможенные пошлины и налоги не уплачиваются. Такие товары считаются выпущенными для свободного обращения и подлежат снятию с таможенного контроля. В остальных случаях упразднения территории СТЗ данная категория товаров подлежит обложению таможенными пошлинами и налогами в размерах, соответствующих суммам таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при помещении их под таможенный режим свободного обращения.
Свободный склад – сооружение, которое использует владелец свободного склада для размещения и временного хранения товаров, предназначенных для помещения под таможенный режим свободного склада, и проведения иных операций с товарами, помещенными под данный режим, а также размещения и использования оборудования, машин, инструментов, комплектующих изделий, сырья и расходуемых материалов, предназначенных для проведения операций с товарами на свободных складах, в том числе используемых для содержания и эксплуатации свободного склада.[20]
Территория свободного склада является зоной таможенного контроля, а его периметр – таможенной границей Республики Беларусь.
Основные требования, предъявляемые к обустройству и оборудованию свободного склада:[21]
1) территория свободного склада должна быть огорожена, обозначена и оборудована контрольно-пропускной системой, обеспечивающей контроль за доступом лиц на территорию свободного склада либо к товарам, размещенным на ней;
2) при обустройстве свободного склада необходимо исключить возможность поступления товаров и изъятия их со свободного склада помимо таможенного контроля, а также обеспечить сохранность товаров, находящихся на свободном складе. Сохранность товаров, размещенных на территории свободного склада, обеспечивается их круглосуточной охраной и инженерно-техническими средствами. Элементы, входящие в состав сооружения, должны быть обозначены;
3) при размещении товаров следует обеспечить свободный доступ к ним должностных лиц таможенных органов в целях производства операций таможенного контроля;
4) помещения свободного склада должны быть приспособлены для наложения средств идентификации. При необходимости свободный склад оборудуется двумя запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможни.
Сооружение, в котором учреждается свободный склад, должно иметь следующие элементы:[22]
площадку для размещения товаров, находящихся в транспортных средствах, достаточную для маневрирования этих транспортных средств, с обязательным указанием стояночных мест;
площадку или помещение для размещения и демонстрации товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада;
площадку для проведения досмотра товаров;
помещение или площадку для осуществления диагностики технического состояния, проведения предпродажной подготовки, а также ремонта товаров, оборудованные необходимыми техническими средствами;
помещение или площадку для размещения товаров, требующих изолированного хранения по решению таможни;
помещение, предназначенное для размещения должностных лиц таможенных органов, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и оборудованное за счет средств владельца свободного склада необходимыми для работы мебелью, оргтехникой, вычислительной техникой, средствами связи и системного программного обеспечения;
помещение для представителей подразделений Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел и организаций страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.
Свободный склад учреждается на основании лицензии, выдаваемой ГТК по решению Президента Республики Беларусь о согласии на выдачу такой лицензии.
Основные требования, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:[23]
1) наличие в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основных средств балансовой стоимостью не менее 100000 базовых величин на дату подачи в Государственный таможенный комитет заявления о выдаче лицензии;
2) наличие в его собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении либо во временном владении и (или) пользовании сооружения общей площадью не менее 1000 квадратных метров, оборудованного и оснащенного в соответствии с требованиями законодательства.
Для получения лицензии ее соискатель должен представить в Государственный таможенный комитет[24]:
1) документы, определенные законодательством о лицензировании деятельности в области таможенного дела с составляющей данный вид деятельности работой, услугой - деятельность в качестве владельца свободного склада;
2) документ о наличии у соискателя лицензии в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основных средств балансовой стоимостью не менее 100000 базовых величин, выданный аудиторской организацией;
3) план-схему сооружения, предназначенного для учреждения свободного склада, с указанием его размеров, общей площади и подъездных путей, согласованную с таможней;
4) копии документов, подтверждающих, что сооружение находится у соискателя лицензии на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо во временном владении и (или) пользовании сроком не менее срока действия лицензии. К таким документам относятся договоры купли-продажи либо аренды, регистрационное удостоверение сооружения, выданное в установленном порядке, свидетельство о праве собственности, государственный акт на право постоянного (временного) пользования землей (в отношении оборудованных площадок). Копии этих документов представляются по каждому объекту, входящему в состав сооружения;
5) заключение Министерства торговли о соответствии сооружения требованиям, предъявляемым к свободным складам, о наличии:
системного кассового суммирующего аппарата и (или) специальной компьютерной системы, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь;
платежного терминала для регистрации операций с использованием банковских пластиковых карточек;
помещений для представителей подразделений Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел и организаций страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Владелец свободного склада обязан:[25]
1) выполнять установленные законодательством порядок учреждения свободного склада, а также порядок использования товаров, размещенных на его территории;
2) выдавать товары, размещенные на территории свободного склада, только с разрешения таможни;
3) исключать возможность изъятия со свободного склада товаров, размещенных на его территории, помимо таможенного контроля;
4) обеспечивать сохранность средств таможенной идентификации товаров, размещенных на территории свободного склада;
5) выполнять законные распоряжения должностных лиц таможенных органов и создавать необходимые условия для осуществления операций таможенного контроля в отношении товаров, размещенных на территории свободного склада;
6) вести учет товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, а также представлять таможне отчетность об этих товарах в порядке, определяемом законодательством.
7) осуществлять по требованию таможни транспортировку, взвешивание или определение количества товаров, их погрузку, выгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному оформлению и находящихся под таможенным контролем, а также вскрытие емкостей, помещений и других мест, где могут находиться такие товары;
8) проводить перед выставлением товаров для продажи:
проверку в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел на наличие транспортного средства в базах данных похищенных или угнанных транспортных средств, а также идентификацию транспортного средства для установления фактов изменения, уничтожения его номерных агрегатов;
диагностику технического состояния транспортных средств и запасных частей к ним с составлением соответствующего заключения;
9) создавать государственным органам условия для обеспечения правопорядка и охраны товаров, размещенных на территории свободного склада, в соответствии с требованиями Декрета Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. N 24 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности в Республике Беларусь».[26]
Свободный склад ликвидируется при прекращении действия лицензии, на основании которой он был учрежден. Действие лицензии прекращается в случаях и порядке, определенных законодательством, а также по решению Президента Республики Беларусь.[27]
При ликвидации свободного склада его владелец в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия лицензии обязан известить лиц, поместивших товары на свободный склад, об этом решении, а также подать полный отчет о товарах, хранящихся на свободном складе, путем представления в таможню книг складского учета и других документов, предусмотренных в соответствии с порядком учета товаров на складе.[28]
После принятия у владельца свободного склада отчета о товарах, хранящихся на свободном складе, таможня в течение семи рабочих дней производит их инвентаризацию.
С даты прекращения действия лицензии помещение новых партий товаров на ликвидируемый склад не допускается.
Таможенный режим свободного склада - это таможенный режим, при котором допускаются размещение иностранных товаров и их использование путем совершения с ними операций в пределах территории свободного склада.[29]
Под таможенный режим свободного склада могут помещаться транспортные средства товарных позиций 8702, 8703, 8704, 8711 ТН ВЭД Республики Беларусь, кузова и двигатели к ним, а также прицепы товарной позиции 8716, которые после ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь не помещались под таможенные режимы, за исключением таможенных режимов временного ввоза, таможенного склада или свободного склада.[30]
Все остальные товары могут помещаться под таможенный режим свободного склада по решению Президента Республики Беларусь и находиться на свободном складе в течение срока действия лицензии.
Товары, ввезенные на территорию свободного склада, находятся на временном хранении. При этом данные товары могут осматриваться владельцем свободного склада, а также подвергаться операциям для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии. Совершение иных действий с этими товарами не допускается. Таможенная декларация на помещение таких товаров под таможенный режим свободного склада должна быть подана не позднее 15 дней с даты представления товаров таможенному органу Республики Беларусь.[31]