Правовые и практические аспекты применения таможенных режимов "свободная таможенная зона" и "свободный склад"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Курсач(4 курс).doc

— 342.50 Кб (Скачать)

Следует отметить, что товары, помещенные под таможенный режим свободного склада, могут быть вывезены с территории свободного склада в случаях:[32]

       физическими лицами – при условии таможенного оформления в упрощенном, льготном порядке, предусмотренном законодательством, в качестве товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности;

       юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – при условии помещения под соответствующий таможенный режим в порядке, установленном законодательством.

С товарами, помещенными под таможенный режим свободного склада, при условии обеспечения их сохранности могут быть произведены следующие операции:[33]

       продажа, в том числе розничная, товаров физическим и юридическим лицам в порядке, установленном законодательством, с учетом особенностей, определенных Положением, без необходимости получения специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;

       хранение товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, отдельно от оборудования, машин, инструментов, комплектующих изделий, сырья и расходуемых материалов, предназначенных для проведения операций с товарами на свободных складах, в том числе используемых для содержания и эксплуатации свободного склада;

       предпродажная подготовка товаров в целях сохранения качества этих товаров на период их нахождения на территории свободного склада, которая может включать[34]:

-          мойку, чистку, полировку;

-          проветривание;

-          сушку, в том числе с созданием притока тепла;

-          создание оптимального температурного режима хранения;

-          нанесение защитной смазки;

-          введение предохранительных присадок и консервантов;

-          нанесение антикоррозийного покрытия;

-          перемещение товаров в пределах свободного склада для обеспечения их сохранности;

-          вскрытие упаковки и переупаковку, взвешивание и определение количества, если это необходимо для обеспечения сохранности;

-          иные операции, связанные с предпродажной подготовкой товаров;

       проверка и оценка технического состояния товаров и их составных частей (поверка, испытание и тестирование на стендах и другом оборудовании);

       ремонт товаров.

Товары, не помещенные под таможенный режим свободного склада в указанный срок, должны быть вывезены под таможенным контролем с территории свободного склада за пределы таможенной территории Республики Беларусь либо помещены на СВХ.

Налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим свободного склада, возникает:[35]

а)    у декларанта - со дня принятия таможней таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим свободного склада;

б)    у владельца свободного склада, в случае если он не является декларантом, - со дня размещения товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, на свободном складе.

Налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении следующих обстоятельств и в следующие сроки:[36]

б)    декларантом при неразмещении товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, на свободном складе - в день истечения срока представления уведомления о размещении товаров на свободном складе;

в)    владельцем свободного склада, в случае если он не является декларантом, при:

       утрате товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, за исключением утраты указанных товаров вследствие уничтожения при аварии или действия непреодолимой силы, - в день их утраты, а если этот день не установлен, - в день выдачи таможней свидетельства о помещении товаров под таможенный режим свободного склада;

       выдаче товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, без представления документов на данные товары, подтверждающих помещение их под иной таможенный режим или таможенную процедуру либо их таможенное оформление в упрощенном порядке, предусмотренном законодательством в отношении товаров для личного пользования, - в день выдачи товаров, а если этот день не установлен, - в день выдачи таможней свидетельства о помещении товаров под таможенный режим свободного склада.

Налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенный режим свободного склада, прекращается:[37]

а)    у декларанта - со дня размещения таких товаров на свободном складе;

б)    у владельца свободного склада, в случае если он не является декларантом:

       при выдаче товаров со свободного склада в связи с помещением их под иной таможенный режим или таможенную процедуру либо при таможенном оформлении в упрощенном порядке, предусмотренном законодательством в отношении товаров для личного пользования;

       при задержании товаров таможней;

 и иных случаях, таких как:[38]

10)  исполнения в виде:

       уплаты таможенных пошлин, налогов;

       взыскания таможенных пошлин, налогов таможенным органом;

11)  использования налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот;

12)  использования тарифных преференций;

13)  отказа таможенного органа в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим в отношении налогового обязательства, возникшего при принятии таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под этот таможенный режим;

14)  принудительного безвозмездного обращения товаров в собственность государства;

15)  помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства, если это налоговое обязательство подлежало исполнению до представления таких товаров к таможенному оформлению в целях помещения под такой таможенный режим;

16)  утраты товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения - в отношении товаров, которые утрачены, в том числе товаров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот;

17)  взыскания неуплаченных таможенных платежей, процентов, пеней - в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, за счет этих товаров;

18)  если размер неисполненного в установленный срок налогового обязательства составляет эквивалент менее 0,25 базовой величины. Размер базовой величины определяется на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в иных случаях - на день истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов.

Действие таможенного режима свободного склада прекращается в случае:[39]

1)      помещения товаров под иной таможенный режим или таможенную процедуру;

2)      таможенного оформления в упрощенном порядке, предусмотренном законодательством в отношении товаров для личного пользования;

3)      задержания товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада;

4)      снятия товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, с таможенного контроля в связи с наступлением обстоятельств, допускающих снятие их с таможенного контроля в соответствии с ТК Республики Беларусь.

Глава 3. Практические аспекты применения таможенных режимов «свободная таможенная зона» и «свободный склад»

3.1 Таможенный режим «свободная таможенная зона»

В основу концепции создания свободных экономических зон в Республике Беларусь был положен не только международный опыт организации и развития этих территориальных образований с особым налоговым и таможенным режимом, но и совместные разработки отечественных и зарубежных специалистов.

Практическая реализация планов по созданию СЭЗ в нашей стране началась в 1996 г. 20 марта 1996 г., когда был издан Указ Президента Республики Беларусь № 114 «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь» и принят ряд нормативных актов, касающихся СЭЗ «Брест». Сейчас в республике создана полноценная нормативная правовая база, регламентирующая вопросы создания СЭЗ, определяющая их цели и задачи, порядок регистрации новых резидентов, оговорены таможенные и налоговые льготы, правительственные гарантии. 7 декабря 1998 г. был принят ключевой акт в данной сфере — Закон Республики Беларусь № 213-З «О свободных экономических зонах», который определяет правовые и организационные аспекты создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон на территории Республики Беларусь.[40]

Следует различать два потока движения товаров: ввозимых на территорию СТЗ и вывозимых с терри­тории СТЗ.

На территорию СТЗ могут ввозиться товары:[41]

1)      из стран, находящихся за пределами терри­тории Республики Беларусь, но иных, чем Российская Федерация;

2)      из Российской Федерации;

3)      с остальной части территории Республики Беларусь.

Если товары ввозятся из стран, находящихся за пределами территории Республики Беларусь, но иных, чем Российская Федерация, то в отношении них Та­моженным кодексом Республики Беларусь, предусмотрен особый таможенный режим. Он заключается в том, что при ввозе товаров (в т.ч. оборудо­вания, сырья, материалов) на территорию СТЗ заявляется таможенный режим свободной таможенной зоны без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики. В данном случае необходимо уплатить лишь таможенные сборы за таможенное оформление.

Резиденты СЭЗ также уплачивают только тамо­женные сборы за таможенное оформление, если из Российской Федерации ввозятся товары, проис­ходящие из стран иных, чем Республика Беларусь или Российская Федерация, выпущенные в свобод­ное обращение в Российской Федерации, или же товары, происходящие из Российской Федерации и ввозимые из Российской Федерации по внешне­экономическим сделкам, участником которых яв­ляется нерезидент одной из стран СНГ. Такие то­вары подлежат таможенному оформлению в таможенном режиме СТЗ.

Если на территорию СТЗ ввозятся товары с остальной части таможенной территории Республики Беларусь, находящиеся в свободном обращении на территории Республики Беларусь, или же из Российской Федерации, которые не подлежат таможенному оформлению, то в отношении таких товаров, во-первых, не производится таможенное оформление, а во-вторых, не уплачиваются таможенные платежи.

Товары, ввезенные на территорию СТЗ и заяв­ленные в таможенном режиме свободной тамо­женной зоны, как правило, являются иностранны­ми товарами и в от­ношении них допускается совершение производ­ственных и иных коммерческих операций в тече­ние срока функционирования территории СТЗ.

Льготный режим, применяемый при ввозе ино­странного сырья и материалов, делает продукцию резидентов СЭЗ более дешевой по сравнению с аналогичной продукцией остальных хозяйствую­щих субъектов Республики Беларусь. В данной си­туации логично взимание таможенных платежей при реализации продукции собственного произ­водства, изготовленной из иностранного сырья и материалов, на внутреннем рынке.

Исключение составляет импортозамещающая продукция и продукция, отнесенная к новой и вы­сокотехнологичной, поскольку в Республике Бела­русь в качестве целей и задач, поставленных перед действующими СЭЗ, важное место отводится при­влечению иностранных инвестиций для развития производств, основанных на новых и высоких техно­логиях, расширения экспорта, создания благоприятных условий для экономического роста регионов.

Именно такая концепция взимания таможенных платежей отражена в Указе Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» (далее — Указ № 262).[42]

В процессе совершения производственных операций из ввезенных иностранных товаров, как пра­вило, производится готовая продукция. Такая готовая продукция, а также, возможно, и ранее ввезен­ные иностранные товары могут быть вывезены:[43]

1)      за пределы таможенной территории Респуб­лики Беларусь и Российской Федерации;

2)      на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь или в Российскую Федерацию.

В первом случае резиденты СЭЗ заявляют тамо­женный режим экспорта.

Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты таможенных сборов за таможенное оформ­ление и вывозных таможенных пошлин.

Однако если вывозимые с территории СТЗ това­ры являются продукцией собственного производ­ства резидентов СЭЗ, признанной происходящей с территории Республики Беларусь, вывозные тамо­женные пошлины не взимаются.

Информация о работе Правовые и практические аспекты применения таможенных режимов "свободная таможенная зона" и "свободный склад"