Правовые и практические аспекты применения таможенных режимов "свободная таможенная зона" и "свободный склад"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Курсач(4 курс).doc

— 342.50 Кб (Скачать)

Владелец СТЗ обязан:[8]

1)      соблюдать условия функционирования СТЗ, порядок использования товаров, находящихся в СТЗ;

2)      обеспечивать сохранность средств идентификации, наложенных таможенными органами на помещения, в которых находятся товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, и товары, образовавшиеся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны;

3)      создавать необходимые условия для осуществления операций таможенного контроля в отношении товаров, находящихся в СТЗ, в том числе оказывать таможенным органам содействие в их осуществлении, обеспечивать уполномоченным должностным лицам таможенных органов доступ к товарам, находящимся в СТЗ, и выполнять их законные требования;

4)      исключить возможность размещения товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, вне СТЗ без разрешения таможенных органов.

Функционирование СТЗ прекращается в следующих случаях:[9]

 при ликвидации СЭЗ, в том числе в связи с истечением срока ее функционирования;

 при упразднении СТЗ решением администрации СЭЗ по согласованию с Государственным таможенным комитетом, принятым:

 по заявлению владельца СТЗ, в том числе после реализации им его инвестиционного проекта;

 в связи с лишением владельца СТЗ статуса резидента СЭЗ в порядке, определенном законодательством;

 по ходатайству Государственного таможенного комитета, направленному в администрацию СЭЗ, в случае выявления фактов неоднократного совершения владельцем СТЗ нарушений таможенного законодательства;

 в иных случаях невозможности сохранения СТЗ в соответствии с законодательными актами.

Функционирование СТЗ прекращается по истечении двух месяцев со дня согласования Государственным таможенным комитетом решения об упразднении СТЗ, принятого администрацией СЭЗ.[10]

Со дня, следующего за днем согласования ГТК решения об упразднении СТЗ, принятого администрацией СЭЗ, помещение товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны для размещения в этой СТЗ не допускается.

1.3 Таможенный режим «свободная таможенная зона»

Таможенный режим свободной таможенной зоны - таможенный режим, допускающий хранение, использование иностранных товаров, а также совершение операций переработки таких товаров, в том числе с использованием при таких операциях отечественных товаров, резидентом свободной экономической зоны в определенной для такого резидента свободной таможенной зоне в течение срока ее функционирования.[11]

Под таможенный режим свободной таможенной зоны могут помещаться иностранные товары, находящиеся на таможенной территории, которые после ввоза на таможенную территорию не помещались под иные таможенные режимы, за исключением таможенных режимов таможенного склада и свободной таможенной зоны, а также товары, образовавшиеся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Президент Республики Беларусь или по его поручению Правительство Республики Беларусь могут определять перечни товаров, помещение которых под таможенный режим свободной таможенной зоны не допускается, а также устанавливать запреты и ограничения на отдельные виды операций с товарами в свободных таможенных зонах.

Товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, образовавшиеся при совершении операций переработки таких товаров, приобретают статус иностранных товаров.

Декларантом таможенного режима свободной таможенной зоны может выступать только резидент свободной экономической зоны, который будет осуществлять хранение, использование и (или) операции переработки иностранных товаров в определенной для такого резидента свободной таможенной зоне.[12]

Для помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны декларант дополнительно представляет в таможенный орган документы, свидетельствующие, что он является резидентом свободной экономической зоны и для него определена свободная таможенная зона, в которой будут осуществляться хранение, использование и (или) операции переработки иностранных товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

При этом операции переработки товаров могут включать[13]:

       собственно переработку или обработку товаров, при которых товары для переработки теряют свои индивидуальные характеристики (отличительные признаки);

       изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку, разборку и подгонку, при котором товары для переработки сохраняют свои индивидуальные характеристики (отличительные признаки);

       ремонт либо техническое обслуживание товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств;

       использование товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки, за исключением средств производства (оборудование, станки, приспособления и др.).

Налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим СТЗ, возникает у декларанта при принятии таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим СТЗ.

Прекращается налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенный режим СТЗ:[14]

а)    при прекращении действия таможенного режима СТЗ;

б)    при задержании товаров таможенными органами;

в)    в случаях, таких как:

1)      исполнения в виде:

       уплаты таможенных пошлин, налогов;

       взыскания таможенных пошлин, налогов таможенным органом;

2)      использования налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот;

3)      использования тарифных преференций;

4)      отказа таможенного органа в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим в отношении налогового обязательства, возникшего при принятии таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под этот таможенный режим;

5)      принудительного безвозмездного обращения товаров в собственность государства;

6)      помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства, если это налоговое обязательство подлежало исполнению до представления таких товаров к таможенному оформлению в целях помещения под такой таможенный режим;

7)      утраты товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения - в отношении товаров, которые утрачены, в том числе товаров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот;

8)      взыскания неуплаченных таможенных платежей, процентов, пеней - в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, за счет этих товаров;

9)      если размер неисполненного в установленный срок налогового обязательства составляет эквивалент менее 0,25 базовой величины. Размер базовой величины определяется на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в иных случаях - на день истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов.

Налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенный режим СТЗ, подлежит исполнению в следующие сроки:[15]

1)      в день вывоза товаров за пределы свободной таможенной зоны, а если этот день не установлен, - в день выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим;

2)      в день совершения действий, нарушающих установленные требования (размещение, хранение, использование товаров на свободной таможенной зоне), а если этот день не установлен, - в день выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим;

3)      - в день утраты товаров, за исключением утраты таких товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения, а если этот день не установлен, - в день выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим СТЗ.

Действие таможенного режима свободной таможенной зоны прекращается:[16]

1)      при помещении:

       товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, под иной таможенный режим, в том числе таможенный режим СТЗ с целью размещения в иной свободной таможенной зоне, либо под таможенную процедуру с соблюдением требований и условий, установленных ТК Республики Беларусь.

       товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ, под таможенные режимы реэкспорта, свободного обращения, уничтожения, отказа в пользу государства, а также под таможенный режим с СТЗ с целью размещения в иной свободной таможенной зоне с соблюдением требований и условий, установленных ТК Республики Беларусь;

2)      при задержании товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ, и (или) товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ, в случае если товары не были помещены под иной таможенный режим, в том числе таможенный режим СТЗ для размещения в иной свободной таможенной зоне, либо под таможенную процедуру с соблюдением требований и условий, установленных ТК Республики Беларусь;

3)      при снятии товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ, с таможенного контроля в связи с:

       помещением под таможенный режим свободного обращения, реимпорта, отказа в пользу государства либо уничтожения с соблюдением требований и условий, установленных ТК Республики Беларусь и (или) иными актами таможенного законодательства;

       конфискацией или обращением в государственную собственность в соответствии с законодательством;

       фактическим вывозом с таможенной территории;

       обращением взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, в счет исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей;

       утратой вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения на таможенной территории либо за ее пределами;

       наступлением иных обстоятельств, допускающих снятие таких товаров с таможенного контроля, в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь.

1.4 Проблемы и перспективы применения таможенного режима «свободная таможенная зона»

Наиболее четко содержание таможенного режима свободной таможенной зоны, с его преимуществами и спецификой, отражены в Указе главы государства от 9 июня 2005 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь». В соответствии с данным Указом не требуется таможенное оформление:[17]

  1. при ввозе на территорию свободной таможенной зоны с остальной части таможенной территории Республики Беларусь товаров, находящихся в свободном обращении на территории Республики Беларусь, и из Российской Федерации товаров, не подлежащих таможенному оформлению в соответствии с законодательством;
  2. при вывозе таких товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь или в Российскую Федерацию, а также полностью произведенных из них товаров.

В Указе содержится оговорка о том, что поставка товаров резидентами СЭЗ между свободными таможенными зонами не является ввозом на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь.

Однако, несмотря на принятие Указа № 262, отношения, связанные с функционированием свободных таможенных зон, созданных на территориях свободных экономических зон, нуждались в более подробной регламентации. Поэтому был принят Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 66 «Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территории свободных экономических зон»[18].

В нем имеется ряд новых положений, которые не содержатся в Таможенном кодексе и о которых следует упомянуть особо.

Прежде всего, свободная таможенная зона в соответствии с названным Указом - это территория, в границах которой владельцу этой зоны разрешается размещать и использовать, в том числе путем совершения операций переработки, иностранные товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Республики Беларусь. При этом владельцем СТЗ может являться резидент СЭЗ, для которого администрацией СЭЗ по согласованию с ГТК определены границы свободной таможенной зоны.

Информация о работе Правовые и практические аспекты применения таможенных режимов "свободная таможенная зона" и "свободный склад"