Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
 исследовать правоохранительную деятельность таможенных органов на современном этапе;
 представить общую характеристику правоохранительной деятельности и систему органов ее осуществляющих в Республике Беларусь;

Содержание

Введение……………………………………………………………..….……...…2
Глава 1 Понятие и общая характеристика правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь ……………………………………………………………………...….5
1.1 Понятие и содержание правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов…...…………………………........................................5
1.2 Основные формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………………..……..…………………..................8 Глава 2 Административно-правовые формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………..10
2.1Понятие содержание административно-правовых форм правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………………………10
2.2 Порядок и особенности ведения административного процесса по делам об административных таможенных правонарушениях………………………..…13
Глава 3 Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты борьбы с преступлениями в таможенной сфере …………………...………21
3.1 Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в таможенной сфере ………………………………………………………………21
3.2 Преступления в таможенной сфере и их характеристика………………27
Глава 4 Оперативно-розыскная деятельность должностных лиц таможенных органов…………………………………………………………44
4.1 Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………...44
4.2 Понятие, цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов………………………………………..45
4.3 Силы и средства оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………49
4.4 Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами…………....…50
Заключение…..…………….…………………………………………..….…….53
Список использованных источников………………………………………..55

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ.docx

— 112.91 Кб (Скачать)

Ценности делятся на следующие  виды:

  1. движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и включенные в соответствии с действующим законодательством в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь либо представленные для включения в этот список;
  2. культурные ценности, составляющие музейный, библиотечный или архивный фонды Республики Беларусь.

Статус историко-культурной ценности придается Комитетом по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь наиболее отличительным итогам и свидетельствам исторического  и духовного развития народа Беларуси.

Материальные объекты  и нематериальные проявления человеческого  творчества, которым в соответствии с законом «Об охране историко-культурного  наследия» придан статус ценности, вносятся в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Установление принадлежности обнаруженных таможенными органами культурных ценностей к историко-культурным ценностям Республики Беларусь осуществляется специалистами Комитета по охране историко-культурного  наследия.

Вывоз материальных движимых ценностей за пределы Беларуси на постоянное хранение запрещается.

Вывоз иных отличительных  итогов и свидетельств исторического  и духовного развития народа Беларуси, не получивших статус ценностей, регулируется соответствующим таможенным законодательством  Республики Беларусь.

Временный вывоз за пределы  Республики Беларусь материальных движимых ценностей в целях развития международного культурного обмена производится с письменного разрешения Комитета по охране историко-культурного наследия при выполнении правил и условий, специально установленных ею для каждого случая, и в соответствии с правилами таможенного законодательства Республики Беларусь.

Под уважительными причинами  невозвращения историко-культурных ценностей понимается наличие обстоятельств, не зависящих от воли лица, взявшего на себя обязательство об обратном вывозе в Беларусь в установленные  сроки историко-культурных ценностей, которые лишили данное лицо возможности  реально исполнить его. Такими обстоятельствами могут быть заболевание или увечье, требующее госпитализации за пределами  Беларуси, стихийное бедствие, катастрофа, похищение историко-культурных ценностей  у лица, принявшего на себя обязательство  об их обратном вывозе в Беларусь, и  т. д.

Данное преступление может  быть совершено только с прямым умыслом. Виновный сознает, что умышленно  не возвращает в установленный срок на территорию Республики Беларусь доверенные ему художественные ценности, и желает так поступать.

В случаях, если в процессе расследования будет установлено, что лицо, не вернувшее в указанный  срок на территорию Республики Беларусь предметы, указанные в ст. 230 УК, стоимость  которых составляет крупный размер, в момент вывоза этих предметов уже  имело умысел оставить их за рубежом, а обязательство об обратном ввозе  таких предметов на территорию Беларуси им было представлено в таможенные органы без намерения его исполнить, то такие противоправные действия подлежат квалификации по ст. 228 УК по признакам перемещения товаров через таможенную границу Республики Беларусь с обманным использованием документов. При таких обстоятельствах дополнительной квалификации по ст. 230 УК не требуется.

Доказательством намерений  вывоза предметов культурного достояния  за рубеж с целью их оставления там могут служить обнаруженные в ходе расследования экземпляр  контракта о продаже подозреваемым (обвиняемым) таких предметов зарубежному  покупателю, датированный до их вывоза за пределы Республики Беларусь, переписка  правонарушителя с зарубежным партнером-покупателем, или показания свидетелей, которые  подтверждают то обстоятельство, что  лицо в момент перемещения предметов  культурного достояния и дачи таможенному органу Беларуси обязательства (в письменной декларации) об их обратном ввозе к установленному сроку уже имело умысел оставить такие предметы за рубежом.

Статья 231 УК Республики Беларусь «Уклонение от уплаты таможенных платежей» предусматривает наказание за уклонение от таможенных платежей в крупных размерах и то же деяние, совершенное по предварительному сговору группой лиц либо лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты таможенных платежей.

Примечание. Под уклонением от уплаты таможенных платежей в крупных  размерах следует понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 2 тыс. установленных  минимальных заработных плат на момент совершения преступления.

Уклонение от уплаты таможенных платежей – это совершение следующих  действий:

  • неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение;
  • необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей;
  • неуплата таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты;
  • обращение в таможенные органы о представлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей без намерений исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам;
  • заведомое представление ложных гарантий  третьих лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей.

Таким образом, объективная  сторона преступления, предусмотренного ст. 231УК выражается:

  • в совершении действий, направленных на необоснованное освобождение от таможенных платежей  или их занижение путем заявления в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств, или заявление иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера;
  • в совершении действий, направленных на возврат уже уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений, или их невозвращение либо возвращение не в полном объеме без надлежащих оснований путем предоставления таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения;
  • в неуплате таможенных платежей таможенному органу Республики Беларусь в порядке, размерах и в сроки, определяемые законодательством Республики Беларусь или таможенными органами Республики Беларусь в пределах полномочий, представленных им законодательством, если такая неуплата произошла без уважительной причины, то есть при реальной возможности их уплаты. (Неуплата таможенных платежей по не зависящим от воли плательщика обстоятельствам, лишившим его возможности внести таможенные платежи в установленный срок, объективной стороны преступления не образует.)

В частности уклонение  от уплаты таможенных платежей может  выражаться:

  • в заявлении таможенным органам ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей;
  • в представлении таможенным органам подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;
  • в отзыве плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов;
  • в нарушении сроков уплаты таможенных платежей, установленных Таможенным кодексом Республики Беларусь, при реальной возможности их уплаты; и т. д.

К таможенным платежам в  соответствии с п. 24 ст. 18 и ст. 110 Таможенного  кодекса Республики Беларусь относятся  таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензии, плата  и другие платежи, взимаемые таможенными  органами в порядке, предусмотренном  законодательством Республики Беларусь.

Для квалификации противоправных деяний по ст. 231 УК не имеет значения, юридическое или физическое лицо было необоснованно освобождено  от таможенных платежей либо не уплатило их в установленный срок.

Субъектом данного преступления могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы либо лица без гражданства, достигшие 16-летнего  возраста, вменяемые. К ним могут  относиться должностные лица и иные работники белорусских и иностранных  юридических лиц, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, иные физические лица, которые в  силу требований Таможенного кодекса (глава 19) и другого законодательства Республики Беларусь обязаны в установленные  сроки уплачивать таможенные платежи  соответствующему таможенному органу.

Данное преступление может  совершаться только с прямым умыслом, то есть лицо сознает, что в результате его действий оно либо юридическое лицо, чьи интересы оно представляет по должности, доверенности, договору, уклоняется от уплаты таможенных платежей и желает действовать подобным образом.

В случаях, если для уклонения  от уплаты таможенных платежей совершаются  контрабанда, должностной подлог, злоупотребление  властью или служебным положением, подделка документов и другие преступления, такие действия, помимо ст. 231, подлежат дополнительной квалификации по соответствующим  статьям Уголовного кодекса Республики Беларусь.

 

 

ГЛАВА 4. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

 

4.1. Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности

В последние годы преступления в сфере таможенного дела стали  одним из распространенных видов  уголовно наказуемых деяний, наносящих  существенный ущерб экономическим  и политическим интересам Республики Беларусь.

Наиболее опасным преступлением  в сфере таможенного дела является контрабанда. Контрабандные операции в последнее время совершаются преимущественно организованными преступными группами, которые тщательно маскируют свою деятельность. Следовательно, и борьба с этим злом стала требовать адекватных мер. Так, 9 июля 1999 года принят новый Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно этому закону таможенные органы Республики Беларусь впервые за время своего существования приобрели новый статус: они наравне с другими правоохранительными органами стали субъектом оперативно-розыскной деятельности.

Перечень оперативных  подразделений таможенных органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную  деятельность, компетенцию и организацию  работы этих подразделений определяет Председатель Государственного таможенного  комитета Республики Беларусь. Оперативно-розыскную  деятельность в таможенных органах  осуществляют сотрудники подразделений  по борьбе с контрабандой и подразделений  собственной безопасности ГТК и  таможен.

Подразделения по борьбе с  контрабандой и административными  таможенными правонарушениями решают задачи предупреждения, выявления и  пресечения правонарушений, относящихся  к компетенции таможенных органов. Эти подразделения собирают, обобщают и анализируют информацию о готовящихся, совершаемых и совершившихся  таможенных правонарушениях. Именно в  эти подразделения из различных  источников стекается основной поток  оперативной информации о совершении или подготовке различных правонарушений в сфере таможенного дела, посягающих на экономическую безопасность республики. На основании анализа текущих  оперативных материалов сотрудники этих подразделений выделяют признаки готовящихся и совершающихся  противоправных деяний, организуют первичную  проверку полученных материалов и, в случае подтверждения оперативной информации, пресекают преступную деятельность.

Подразделения собственной  безопасности противодействуют проникновению  в ряды сотрудников таможенных органов  пособников криминалитета, обеспечивают безопасность сотрудников таможенных органов и членов их семей, информационную безопасность. В основном с помощью  подразделений собственной безопасности решаются задачи очищения таможенных рядов от проникших в них случайных  лиц и, в немалой степени, профилактики правонарушений среди сотрудников  таможенных органов.

Деятельность оперативных  подразделений таможенных органов  регламентируется законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной  деятельности», а также внутриведомственными нормативными актами, которые носят, как правило, секретный характер.

 

4.2. Понятие, цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов

Одной из функций любого государства является защита от нарушений  установленных законодательными органами правовых норм. Для этого в государственном  аппарате создаются правоохранительные органы. К их числу в Республике Беларусь относятся и таможенные органы. Для того чтобы правоохранительные органы могли эффективно бороться с  преступностью, государство наделяет их правом осуществлять особый вид  деятельности, а именно оперативно-розыскную  деятельность.

Оперативно-розыскная  деятельность (ОРД) – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом, в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования при этом специальных сил, средств и методов в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов