Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
 исследовать правоохранительную деятельность таможенных органов на современном этапе;
 представить общую характеристику правоохранительной деятельности и систему органов ее осуществляющих в Республике Беларусь;

Содержание

Введение……………………………………………………………..….……...…2
Глава 1 Понятие и общая характеристика правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь ……………………………………………………………………...….5
1.1 Понятие и содержание правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов…...…………………………........................................5
1.2 Основные формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………………..……..…………………..................8 Глава 2 Административно-правовые формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………..10
2.1Понятие содержание административно-правовых форм правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………………………10
2.2 Порядок и особенности ведения административного процесса по делам об административных таможенных правонарушениях………………………..…13
Глава 3 Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты борьбы с преступлениями в таможенной сфере …………………...………21
3.1 Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в таможенной сфере ………………………………………………………………21
3.2 Преступления в таможенной сфере и их характеристика………………27
Глава 4 Оперативно-розыскная деятельность должностных лиц таможенных органов…………………………………………………………44
4.1 Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………...44
4.2 Понятие, цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов………………………………………..45
4.3 Силы и средства оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………49
4.4 Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами…………....…50
Заключение…..…………….…………………………………………..….…….53
Список использованных источников………………………………………..55

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ.docx

— 112.91 Кб (Скачать)

 

3.1 Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела

Дознание – один из двух видов предварительного расследования в белорусском уголовном процессе. Дознание представляет собой деятельность, которая практически регламентируется теми же нормами уголовно-процессуального права, что и предварительное следствие, однако в отличие от последнего осуществляется по несколько упрощенной схеме и в более короткие сроки.

Таможенные органы в соответствии с п. 6 ст. 37 УПК Республики Беларусь отнесены к числу органов дознания. Их компетенция ограничена конкретной категорией дел, имеющих непосредственное отношение к сфере таможенного  дела.

 Согласно ст. 321 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенные органы Республики Беларусь являются органами дознания по делам о контрабанде (ст. 228 УК), о незаконном экспорте объектов экспортного контроля (ст. 229 УК), о невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК) и об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК Республики Беларусь), а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым может быть отнесено к ведению таможенных органов.. Дознание по указанным делам ведется таможенными органами в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

 Органами дознания  в системе таможенных органов  Республики Беларусь являются  Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни. Начальниками органов дознания в системе таможенных органов Республики Беларусь являются: Председатель ГТК Республики Беларусь; начальники таможен. Первый заместитель Председателя ГТК Республики Беларусь, заместители Председателя ГТК Республики Беларусь, заместители начальников таможен также наделены правами и обязанностями начальников органов дознания.

 В соответствии с  уголовно-процессуальным законодательством деятельность таможенных органов в качестве органов дознания подразделяется на два вида: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Согласно ст. 187 УПК Республики Беларусь порядок деятельности таможенных органов в качестве органов дознания по уголовным делам (ч. 1 ст. 231 УК Республики Беларусь), по которым производство предварительного следствия необязательно, определяется общими правилами, предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Дознание по таким делам должно быть закончено не позднее 1 месяца со дня возбуждения дела (ст. 188 УПК Республики Беларусь). Материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела судом.

Дознание по делам о  преступлениях в сфере таможенного дела осуществляют должностные лица отделов таможенных расследований и отделов по борьбе с контрабандой и административными таможенными правонарушениями таможенных органов (дознаватели), имеющие высшее юридическое образование, уполномоченные на то руководителем соответствующего таможенного органа, на основании должностной инструкции, утвержденной в установленном порядке.

Условно стадию расследования  можно разделить на ряд следующих  этапов: возбуждение дела; установление (выяснение) фактических обстоятельств; процессуальное оформление (закрепление) результатов расследования; направление материалов уголовного дела по подследственности и в суд.

Возбуждение дела.Для возбуждения уголовного дела необходимо наличие конкретных поводов и оснований. Поводами к возбуждению уголовного дела являются: заявления и письма граждан; сообщения должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений; сообщения общественных организаций о преступлениях; сообщения в средствах массовой информации; явка с повинной; непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.

Основаниями к возбуждению  уголовного дела являются: 1) наличие  достаточных данных, указывающих на признаки преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу; 2) исчезновение лица, если в течение десяти суток с момента подачи заявления оперативно-розыскными мероприятиями, проведенными в этот срок, установить местонахождение лица не представляется возможным.

При наличии поводов и  оснований, предусмотренных ст.ст. 166 и 167 УПК Республики Беларусь, орган дознания, следователь, прокурор выносят постановление о возбуждении уголовного дела. Уголовное дело возбуждается по факту совершенного преступления либо в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления. В постановлении указываются время и место его вынесения, кем оно составлено, повод и основание к возбуждению дела, статья Уголовного Кодекса Республики Беларусь, по признакам которой дело возбуждается, данные о лице, в отношении которого возбуждено уголовное дело, а также дальнейшее направление дела. Копия постановления о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется прокурору. О принятом решении сообщается заявителю. После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела: прокурор направляет дело следователю или органу дознания для производства предварительного следствия или дознания либо сам приступает к производству предварительного следствия; следователь приступает к производству предварительного следствия; орган дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, после выполнения неотложных следственных действий направляет дело для производства предварительного следствия, а по делам о преступлениях, указанных в ч. 12 ст. 182 УПК Республики Беларусь, производит дознание.

Установление (выяснение) фактических обстоятельств. В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного преступления, обстоятельства, влияющие на степень вины преступника, причины и условия, способствующие совершению преступления. Необходимо выяснить, имело ли место деяние и какова его направленность, общественная опасность и др. обстоятельства, т.е. является ли совершенное деяние преступлением, нет ли в нем признаков административного правонарушения. Установление времени, места и способа совершения деяния обязательно по каждому делу, поскольку вне этих обстоятельств невозможно и само преступление.

Доказательствами по уголовному делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие состава преступления, виновность конкретного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколами, первоначальными объяснениями лица (имеют значение для выбора направления расследования, для организации и проведения в дальнейшем ряда процессуальных действий), привлекаемого к уголовной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетеля, заключением эксперта, вещественными доказательствами, протоколами об изъятии вещей и документов, а также иными документами. Предметы и документы, изъятые должностными лицами уполномоченных на то органов в ходе задержания или личного досмотра задержанного на месте совершения преступления, оформленные надлежащим образом, признаются вещественными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.

Источниками доказательств  являются показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля; заключения эксперта; вещественные доказательства; протоколы следственных действий, судебного заседания и оперативно-розыскных мероприятий, иные документы и другие носители информации, полученные в порядке, предусмотренном УПК Республики Беларусь. Источниками доказательств являются составленные в порядке, предусмотренном УПК Республики Беларусь, протоколы следственных действий, удостоверяющие обстоятельства и факты, установленные при осмотре, освидетельствовании, выемке, обыске, предъявлении для опознания, проверке показаний на месте, следственном эксперименте, эксгумации; протоколы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий о прослушивании и записи переговоров, осуществляемых с использованием технических средств связи, и иных переговоров, составленные в установленном законом порядке и с приложением соответствующей записи прослушивания, а также протокол судебного заседания, отражающий ход судебных действий и их результаты.

Выяснение фактических обстоятельств  дела, собирание доказательств осуществляется различными способами. Основным на первоначальном этапе является опрос и получение объяснений у виновных лиц, потерпевших, свидетелей, при необходимости у экспертов, назначение и производство экспертиз, исследование вещественных доказательств и документов, получаемых в результате задержания, личного досмотра виновного лица, досмотра его вещей, изъятия предметов, а также процессуальное закрепление всех выявленных сведений.

Расследование производится по месту совершения преступления, а в случае, если его невозможно определить, по месту его обнаружения или выявления.

По возбужденному уголовному делу орган дознания, руководствуясь требованиями уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия, которые направлены на установление и закрепление следов преступления и которые независимо от конкретных задач в совокупности направлены на всестороннее, объективное, полное расследование уголовного дела.

Неотложные следственные действия являются одновременно и первоначальными, так как орган дознания обязан выполнить их не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Неотложность следственных действий обуславливается необходимостью действовать по горячим следам, то есть в условиях, когда лицо, совершившее преступление, может скрыться или перейти на нелегальное положение, а доказательства могут быть уничтожены или перепрятаны. Производство дознания работниками таможни, например, по делу о контрабанде фактически является раскрытием преступления по горячим следам. Применительно к деятельности таможенных органов Республики Беларусь, среди предусмотренных законом поводов к возбуждению уголовного дела, особое место занимает непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления. Например, большинство таких преступлений, как контрабанда, выявляется работниками таможни в процессе осуществления таможенного контроля и проведения специальных мероприятий по пресечению незаконного перемещения через таможенную границу республики предметов контрабанды помимо таможенного контроля. Таможенный контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения государственными органами, предприятиями и их должностными лицами, а также гражданами порядка перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и иных предметов. Такой контроль осуществляется должностными лицами таможни путем проверки документов, таможенного досмотра (досмотра транспортных средств, товаров и иных предметов, личного досмотра), учета количества предметов, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, а также в других формах. Во всех указанных случаях соответствующее должностное лицо таможенного органа составляет протокол о совершении противоправного деяния в соответствии с требованиями Таможенного Кодекса Республики Беларусь.

В качестве первоначальных неотложных следственных действий по рассматриваемой категории дел  на первоначальном этапе расследования (при производстве дознания) могут проводиться: следственный осмотр, задержание, допрос подозреваемого, допрос свидетеля, обыск, выемка, назначение и проведение экспертизы, освидетельствование, наложение ареста на имущество подозреваемого, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию.

Привлечение в  качестве обвиняемого и его допрос. Таможенные органы как органы дознания правомочны привлекать в качестве обвиняемого лишь по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 231 УК Республики Беларусь (уклонение от уплаты таможенных платежей), так как по этим преступлениям не обязательно проведение предварительного следствия и расследование производится в форме дознания. По остальным преступлениям, совершенным в сфере таможенного дела, по которым предварительное следствие является обязательным, процессуальными полномочиями по привлечению лица в качестве обвиняемого таможенные органы как органы дознания не обладают, и эти функции отнесены к компетенции следователя.

Процессуальное  оформление (закрепление) результатов  расследования. Уголовно-процессуальный закон устанавливает порядок не только проведения следственных действий и расследования преступлений. Законодательство предусматривает и обязательное процессуальное закрепление всех осуществляемых действий и получаемых в процессе расследования результатов.

При производстве следственных действий во время дознания и следствия  по делу ведутся протоколы. Протокол состоит из трех частей: вводной, описательной, заключительной. Его содержание зависит  от характера следственного действия и порядка его выполнения. В протоколе обязательно должны быть указаны: место и дата его составления; должность и фамилия лиц, производящих действие; фамилии лиц, принимавших участие в производстве следственного действия, их адреса; разъяснение их прав и обязанностей; содержание произведенного следственного действия; время его начала и окончания; все существенные для дела обстоятельства, выявленные при исполнении данного следственного действия. Протокол зачитывается всем лицам, принимавшим участие в производстве следственного действия, при этом им разъясняется их право делать замечания. Вставки и поправки должны быть оговорены в протоколе перед подписями. Ряд процессуальных действий сопровождается вынесением по уголовному делу различного характера постановлений, которые в ряде случаев являются как бы подведением итога работы на конкретном этапе.

Направление материалов уголовного дела по подследственности  и в суд.На конечном этапе расследования по уголовному делу дознаватель таможенных органов (в случаях определенных законом) составляет постановление о передаче уголовного дела следователю.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов