Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:25, курсовая работа
Цели курсовой работы:
исследовать правоохранительную деятельность таможенных органов на современном этапе;
представить общую характеристику правоохранительной деятельности и систему органов ее осуществляющих в Республике Беларусь;
Введение……………………………………………………………..….……...…2
Глава 1 Понятие и общая характеристика правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь ……………………………………………………………………...….5
1.1 Понятие и содержание правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов…...…………………………........................................5
1.2 Основные формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………………..……..…………………..................8 Глава 2 Административно-правовые формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………..10
2.1Понятие содержание административно-правовых форм правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………………………10
2.2 Порядок и особенности ведения административного процесса по делам об административных таможенных правонарушениях………………………..…13
Глава 3 Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты борьбы с преступлениями в таможенной сфере …………………...………21
3.1 Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в таможенной сфере ………………………………………………………………21
3.2 Преступления в таможенной сфере и их характеристика………………27
Глава 4 Оперативно-розыскная деятельность должностных лиц таможенных органов…………………………………………………………44
4.1 Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………...44
4.2 Понятие, цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов………………………………………..45
4.3 Силы и средства оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………49
4.4 Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами…………....…50
Заключение…..…………….…………………………………………..….…….53
Список использованных источников………………………………………..55
Возбуждение дела об административном правонарушении – начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная часть стадии – «административное расследование» – имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно – протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении является документом, фиксирующим результаты расследования по делу. Он составляется о каждом правонарушении, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством. Протокол играет роль обвинительного документа. Поэтому желательно, чтобы до его составления были произведены все или большинство процессуальных действий: опрошены свидетели, проведены экспертизы, запрошены документы и т. д. В протоколе подводятся итоги расследования, в результате которого полномочное лицо пришло к выводу о необходимости привлечения нарушителя к административной ответственности; содержатся доказательства, подтверждающие сформулированное обвинение; обосновывается юридическая квалификация содеянного. От того, насколько грамотно и мотивированно он составлен, зависят правильность рассмотрения дела и обоснованность применения взыскания.
Протокол подписывается лицом, его составившим, правонарушителем и свидетелями. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от подписания. Копия протокола вручается правонарушителю под расписку либо высылается почтой.
При составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его процессуальные обязанности и права.
На стадии возбуждения
дела в необходимых случаях
Административное задержание – одна из важных мер принудительного воздействия с целью надлежащей реализации норм административно-деликтного права. В общем понимании задержание –это принудительное воспрепятствование движению кого-нибудь или чего-нибудь.
Анализ действующего законодательства и практики свидетельствует о том, что административное задержание может применяться как к физическим лицам, так и к товарам, вещам, транспортным средствам.
В части 1 ст. 8.2 ПИКоАП административное задержание физического лица определяется как фактическое кратковременное ограничение свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения и доставление его в орган, ведущий административный процесс.
В данном определении выражена цель административного задержания и основание его применения. По сути, административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, принудительное воздействие, состоящее в препятствии правонарушителю на самом деле, в действительности продолжать совершение нарушения и иных поступков (действий) по своему желанию.
Кратковременное ограничение свободы состоит из:
1) фактического удержания
лица на месте совершения
вблизи его;
2) доставления лица в
орган, ведущий
3) изоляции в специальном помещении в виде содержания под стражей (замком) (заключения под стражу).
Административное задержание также осуществляется в целях установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам. Производится до составления административного протокола о совершенном правонарушении. Об административном задержании составляется протокол. Применительно к административным таможенным правонарушениям административное задержание может длиться не более трех часов. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления.
Доставление – это принудительное препровождение лица в указанное (предусмотренное) место(помещение). В части 1 ст. 8.2 ПИКоАП вместо термина “помещение” употребляется термин “орган,ведущий административный процесс”. На мой взгляд, это не совсем точное название места,поскольку под органом понимается организация (см., напр., ст. 3 Закона Республики Беларусь“О государственной службе в Республике Беларусь”) [2], коллектив людей. Неверной является и регламентация, согласно которой фактическое кратковременное ограничение свободы всегда сопровождается доставлением. Следует отметить, что доставление нередко осуществляется добровольно, но по требованию уполномоченного лица и при препровождении им правонарушителя.
Доставление может являться продолжением удержания лица на месте совершения административного правонарушения и определяется в каждом конкретном случае соответствующими обстоятельствами. В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях 1984 г. (далее – КоАП 1984 г.) в качестве таких обстоятельств указывались: составление протокола, установление личности, пресечение правонарушения, изъятие вещей и документов, являющихся непосредственными объектами правонарушения, для производства личного досмотра лица, совершившего административное таможенное правонарушение (ст. 238). Целесообразно было бы закрепить подобный перечень и в ПИКоАП, поскольку доставление нельзя исключить из административного задержания.
Доставления может и не быть, несмотря на наличие первого вида задержания, если его задачи реализованы и цели достигнуты. Таким образом, доставление – не обязательный вид фактического административного задержания. Однако в части 1 ст. 8.2 ПИКоАП записью: “и в доставлении его в орган” утверждается противоположное.
Доставление выступает в качестве отдельного вида административного задержания в том случае, если его применение необходимо для выполнения собственных задач (целей).
В ПИКоАП, в отличие от КоАП 1984 г. (ст. 238), не определены также должностные лица, уполномоченные осуществлять доставление. Работникам органов внутренних дел справиться с этим самостоятельно невозможно.
В целом ряде случаев доставление способствует осуществлению третьего вида административного задержания – кратковременной изоляции в специальном месте (помещении), то есть заключения под стражу.
Лицо, задержанное в административном порядке за совершение АТП, в ходе административного задержания может быть подвергнуто личному досмотру (ст. 8.6 ПИКоАП), который проводится при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о намерении нарушителя незаконно переместить через таможенную границу Республики Беларусь предметы, относящиеся к контрабанде или объектам АТП (оружие, взрывчатые и отравляющие вещества, наркотики, иностранную валюту и т. д.).
На проведение личного досмотра как меры обеспечения по делам об административных правонарушениях дополнительного разрешения начальника таможенного органа не требуется, так как досмотр проводится после выявления в ходе таможенного оформления в действиях лица признаков АТП, а также в ходе осуществления проверки сообщения, заявления или иной информации о нарушении таможенного законодательства либо производства по делу об АТП. Осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности; обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и дальнейшего исполнения постановления по делу об АТП.
Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа Республики Беларусь обязано ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрытые товары.
Личный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа Республики Беларусь одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником.
О проведении личного досмотра и досмотра вещей составляется протокол по форме, установленной Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
Протокол подписывается
должностным лицом таможенного
органа Республики Беларусь, проводившим
личный досмотр, физическим лицом, в
отношении которого был проведен
личный досмотр, понятыми, а при обследовании
тела досматриваемого – и
Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля осуществляется по письменному разрешению начальника таможенного органа или лица, его замещающего.
Стадия рассмотрения дела – главная в производстве по делам об административных правонарушениях.
Здесь принимается акт, в котором компетентный орган официально признает гражданина виновным или невиновным и определяет меру воздействия. Процессуальным основанием для рассмотрения дела является надлежащим образом оформленный протокол о нарушении.
Рассмотрим вопрос принятия постановления по делу. В постановлении дается оценка поведения лица, привлеченного к административной ответственности, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия.
В зависимости от результатов рассмотрения дела принимается одно из следующих постановлений (Статья 11.10 ПИКоАП):
1) о наложении административного взыскания;
2) о наложении административного
взыскания с прекращением дела
об административном
3) о прекращении дела
об административном
4) о передаче материалов
дела об административном
При определении меры взыскания
должны учитываться тяжесть
Постановление представляет
собой юридически властный акт, обязательный
как для правонарушителя, так
и для государственных органов,
призванных его исполнять. Оно должно
быть надлежащим образом оформлено
и содержать установленные
Административное взыскание – мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях:
а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;
б) предупреждения совершения им новых правонарушений;
в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами.
За административные таможенные правонарушения могут быть применены следующие административные взыскания:
Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения.
В дополнение к мерам, предусмотренным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, должностные лица таможенных органов вправе применять следующие меры обеспечения производства по делам об АТП:
ГЛАВА 3 УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов