Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
 исследовать правоохранительную деятельность таможенных органов на современном этапе;
 представить общую характеристику правоохранительной деятельности и систему органов ее осуществляющих в Республике Беларусь;

Содержание

Введение……………………………………………………………..….……...…2
Глава 1 Понятие и общая характеристика правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь ……………………………………………………………………...….5
1.1 Понятие и содержание правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов…...…………………………........................................5
1.2 Основные формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………………..……..…………………..................8 Глава 2 Административно-правовые формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………..10
2.1Понятие содержание административно-правовых форм правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………………………10
2.2 Порядок и особенности ведения административного процесса по делам об административных таможенных правонарушениях………………………..…13
Глава 3 Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты борьбы с преступлениями в таможенной сфере …………………...………21
3.1 Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в таможенной сфере ………………………………………………………………21
3.2 Преступления в таможенной сфере и их характеристика………………27
Глава 4 Оперативно-розыскная деятельность должностных лиц таможенных органов…………………………………………………………44
4.1 Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………...44
4.2 Понятие, цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов………………………………………..45
4.3 Силы и средства оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………49
4.4 Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами…………....…50
Заключение…..…………….…………………………………………..….…….53
Список использованных источников………………………………………..55

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ.docx

— 112.91 Кб (Скачать)

Возбуждение дела об административном правонарушении – начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная часть стадии – «административное расследование» – имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно – протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении является документом, фиксирующим результаты расследования по делу. Он составляется о каждом правонарушении, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством. Протокол играет роль обвинительного документа. Поэтому желательно, чтобы до его составления были произведены все или большинство процессуальных действий: опрошены свидетели, проведены экспертизы, запрошены документы и т. д. В протоколе подводятся итоги расследования, в результате которого полномочное лицо пришло к выводу о необходимости привлечения нарушителя к административной ответственности; содержатся доказательства, подтверждающие сформулированное обвинение; обосновывается юридическая квалификация содеянного. От того, насколько грамотно и мотивированно он составлен, зависят правильность рассмотрения дела и обоснованность применения взыскания.

Протокол подписывается  лицом, его составившим, правонарушителем и свидетелями. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от подписания. Копия протокола вручается правонарушителю под расписку либо высылается почтой.

При составлении протокола  нарушителю должны быть разъяснены его  процессуальные обязанности и права.

На стадии возбуждения  дела в необходимых случаях осуществляются процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В частности, административно-процессуальные меры принуждения.

Административное задержание – одна из важных мер принудительного  воздействия с целью надлежащей реализации норм административно-деликтного права. В общем понимании задержание –это принудительное воспрепятствование движению кого-нибудь или чего-нибудь.

Анализ действующего законодательства и практики свидетельствует о  том, что административное задержание может применяться как к физическим лицам, так и к товарам, вещам, транспортным средствам.

В части 1 ст. 8.2 ПИКоАП административное задержание физического лица определяется как фактическое кратковременное ограничение свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения и доставление его в орган, ведущий административный процесс.

В данном определении выражена цель административного задержания и основание его применения. По сути, административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, принудительное воздействие, состоящее в препятствии правонарушителю на самом деле, в действительности продолжать совершение нарушения и иных поступков (действий) по своему желанию.

Кратковременное ограничение  свободы состоит из:

1) фактического удержания  лица на месте совершения административного  правонарушения или

вблизи его;

2) доставления лица в  орган, ведущий административный  процесс;

3) изоляции в специальном  помещении в виде содержания  под стражей (замком) (заключения  под стражу).

Административное задержание также осуществляется в целях установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам. Производится до составления административного протокола о совершенном правонарушении. Об административном задержании составляется протокол. Применительно к административным таможенным правонарушениям административное задержание может длиться не более трех часов. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления.

Доставление – это принудительное препровождение лица в указанное (предусмотренное) место(помещение). В части 1 ст. 8.2 ПИКоАП вместо термина “помещение” употребляется термин “орган,ведущий административный процесс”. На мой взгляд, это не совсем точное название места,поскольку под органом понимается организация (см., напр., ст. 3 Закона Республики Беларусь“О государственной службе в Республике Беларусь”) [2], коллектив людей. Неверной является и регламентация, согласно которой фактическое кратковременное ограничение свободы всегда сопровождается доставлением. Следует отметить, что доставление нередко осуществляется добровольно, но по требованию уполномоченного лица и при препровождении им правонарушителя.

Доставление может являться продолжением удержания лица на месте  совершения административного правонарушения и определяется в каждом конкретном случае соответствующими обстоятельствами. В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях 1984 г. (далее – КоАП 1984 г.) в качестве таких обстоятельств указывались: составление протокола, установление личности, пресечение правонарушения, изъятие вещей и документов, являющихся непосредственными объектами правонарушения, для производства личного досмотра лица, совершившего административное таможенное правонарушение (ст. 238). Целесообразно было бы закрепить подобный перечень и в ПИКоАП, поскольку доставление нельзя исключить из административного задержания.

Доставления может и не быть, несмотря на наличие первого  вида задержания, если его задачи реализованы и цели достигнуты. Таким образом, доставление – не обязательный вид фактического административного задержания. Однако в части 1 ст. 8.2 ПИКоАП записью: “и в доставлении его в орган” утверждается противоположное.

Доставление выступает в  качестве отдельного вида административного  задержания в том случае, если его применение необходимо для выполнения собственных задач (целей).

В ПИКоАП, в отличие от КоАП 1984 г. (ст. 238), не определены также  должностные лица, уполномоченные осуществлять доставление. Работникам органов внутренних дел справиться с этим самостоятельно невозможно.

В целом ряде случаев доставление  способствует осуществлению третьего вида административного задержания – кратковременной изоляции в специальном месте (помещении), то есть заключения под стражу.

Лицо, задержанное в административном порядке за совершение АТП, в ходе административного задержания может  быть подвергнуто личному досмотру (ст. 8.6 ПИКоАП), который проводится при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о намерении нарушителя незаконно переместить через таможенную границу Республики Беларусь предметы, относящиеся к контрабанде или объектам АТП (оружие, взрывчатые и отравляющие вещества, наркотики, иностранную валюту и т. д.).

На проведение личного  досмотра как меры обеспечения по делам об административных правонарушениях  дополнительного разрешения начальника таможенного органа не требуется, так  как досмотр проводится после  выявления в ходе таможенного  оформления в действиях лица признаков  АТП, а также в ходе осуществления  проверки сообщения, заявления или  иной информации о нарушении таможенного  законодательства либо производства по делу об АТП. Осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности; обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и дальнейшего исполнения постановления по делу об АТП.

Перед началом личного  досмотра должностное лицо таможенного  органа Республики Беларусь обязано  ознакомить физическое лицо с его  правами и обязанностями при  проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрытые товары.

Личный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа Республики Беларусь одного пола с  досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном  помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником.

О проведении личного досмотра и досмотра вещей составляется протокол по форме, установленной Государственным  таможенным комитетом Республики Беларусь, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе  об административном задержании.

Протокол подписывается  должностным лицом таможенного  органа Республики Беларусь, проводившим  личный досмотр, физическим лицом, в  отношении которого был проведен личный досмотр, понятыми, а при обследовании тела досматриваемого – и медицинским  работником. Физическое лицо, в отношении  которого был проведен личный досмотр, вправе сделать заявление в протоколе.

Личный досмотр как  исключительная форма таможенного  контроля осуществляется по письменному  разрешению начальника таможенного  органа или лица, его замещающего.

Стадия рассмотрения дела – главная в производстве по делам об административных правонарушениях.

Здесь принимается акт, в  котором компетентный орган официально признает гражданина виновным или невиновным и определяет меру воздействия. Процессуальным основанием для рассмотрения дела является надлежащим образом оформленный  протокол о нарушении.

Рассмотрим вопрос принятия постановления по делу. В постановлении дается оценка поведения лица, привлеченного к административной ответственности, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия.

В зависимости от результатов  рассмотрения дела принимается одно из следующих постановлений (Статья 11.10 ПИКоАП):

1) о наложении административного  взыскания;

2) о наложении административного  взыскания с прекращением дела  об административном правонарушении  в части;

3) о прекращении дела  об административном правонарушении;

4) о передаче материалов  дела об административном правонарушении  по месту работы (службы) физического  лица, привлекаемого к административной  ответственности, для привлечения  его к дисциплинарной ответственности. 

При определении меры взыскания  должны учитываться тяжесть совершенного проступка, положительные и отрицательные  стороны нарушителя, степень его  вины, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, а также имущественное  положение виновного.

Постановление представляет собой юридически властный акт, обязательный как для правонарушителя, так  и для государственных органов, призванных его исполнять. Оно должно быть надлежащим образом оформлено  и содержать установленные законом  реквизиты. Постановление подписывается  должностным лицом, рассматривающим  дело. Копия постановления вручается  под роспись нарушителю или направляется ему по почте, если дело рассматривалось  в его отсутствие.

Административное  взыскание – мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях:

а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в  духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;

б) предупреждения совершения им новых правонарушений;

в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

За административные таможенные правонарушения могут быть применены  следующие административные взыскания:

  • штраф;
  • конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
  • исправительные работы;
  • административный арест;
  • взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения.

Административное взыскание  может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении –  двух месяцев со дня его обнаружения.

В дополнение к мерам, предусмотренным  Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, должностные лица таможенных органов вправе применять  следующие меры обеспечения производства по делам об АТП:

  • экспертиза;
  • поручение о производстве отдельных действий по делу об АТП;
  • опрос лиц по делу об АТП;
  • истребование документов, необходимых для производства по делу об АТП или его рассмотрения;
  • проведение таможенного обследования;
  • осмотр;
  • предъявление товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов для опознания;
  • получение необходимой для производства по делу об АТП или его рассмотрения информации от государственных органов и лиц;
  • проведение ревизий, проверки, инвентаризации по делу об АТП;
  • наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество.

 

 

ГЛАВА 3 УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов