Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
 исследовать правоохранительную деятельность таможенных органов на современном этапе;
 представить общую характеристику правоохранительной деятельности и систему органов ее осуществляющих в Республике Беларусь;

Содержание

Введение……………………………………………………………..….……...…2
Глава 1 Понятие и общая характеристика правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь ……………………………………………………………………...….5
1.1 Понятие и содержание правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов…...…………………………........................................5
1.2 Основные формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………………..……..…………………..................8 Глава 2 Административно-правовые формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов.………………..10
2.1Понятие содержание административно-правовых форм правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………………………10
2.2 Порядок и особенности ведения административного процесса по делам об административных таможенных правонарушениях………………………..…13
Глава 3 Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты борьбы с преступлениями в таможенной сфере …………………...………21
3.1 Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в таможенной сфере ………………………………………………………………21
3.2 Преступления в таможенной сфере и их характеристика………………27
Глава 4 Оперативно-розыскная деятельность должностных лиц таможенных органов…………………………………………………………44
4.1 Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………...44
4.2 Понятие, цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов………………………………………..45
4.3 Силы и средства оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов……………………………………………………………49
4.4 Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами…………....…50
Заключение…..…………….…………………………………………..….…….53
Список использованных источников………………………………………..55

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ.docx

— 112.91 Кб (Скачать)

Установление вины в форме  прямого умысла еще недостаточно для квалификации упомянутых действий как преступления, предусмотренного ст. 228 УК, по признакам недекларирования или недостоверного декларирования.

Для этого необходимо наличие  такого обязательного признака объективной  стороны состава преступления, как  причинная связь между противоправным деянием и наступившим общественно  опасными (вредными) последствиями  последних.

Применительно к объективной  стороне преступления, предусмотренного ст. 228 УК, этим обязательным признаком  является причинная связь между  недекларированием или недостоверным декларированием и самим перемещением товаров через таможенную границу.

Таким образом, если такое  противоправное деяние (недекларирование или недостоверное декларирование) находилось или могло находиться в причинной связи с решением таможенных органов о пропуске товаров  через таможенную границу либо сделало  или могло сделать возможным  их беспрепятственное перемещение  через таможенную границу, то только в таких случаях можно говорить о том, что в действиях правонарушителей усматриваются признаки объективной  стороны преступления.

Недекларирование товаров, подлежащих декларированию, либо заявление  правонарушителем в декларации о  товарах недостоверных сведений, которые не влияли или не могли  повлиять на принятие таможенным органом  решения об их пропуске через таможенную границу, состава преступления, предусмотренного ст. 228 УК, не образует.

Из этого следует, что  умышленное недекларирование или недостоверное  декларирование во внутренних таможнях физическими и должностными лицами или иными работниками юридических  лиц ввезенных ими ранее в  Республику Беларусь товаров, предъявленных  в установленном порядке при  перемещении их через таможенную границу пограничной таможне  для таможенного контроля, т.е. перемещенных через таможенную границу Республики Беларусь с соблюдением таможенных правил, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 228 УК.

В зависимости от обстоятельств  совершенного уже после ввоза  на таможенную территорию Республики Беларусь товаров правонарушения такие  противоправные действия могут квалифицироваться  по ст. 231 УК как уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере, если недекларирование товаров или недостоверное декларирование преследовало именно такие цели, а при отсутствии признаков указанного преступления – по ч. 4 ст. 14.1 КоАП.

Не могут квалифицироваться  по ст. 228 УК действия правонарушителя, которые по своей объективной  стороне совпадают с признаками административного таможенного  правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1.

В случаях перемещения (вывоза) в крупных размерах через таможенную границу Республики Беларусь иностранной  валюты, если такое перемещение совершено  помимо или с сокрытием от таможенного  контроля либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием либо недостоверным декларированием, такие противоправные действия, при наличии доказанности прямого умысла, подлежат квалификации по ст. 228 УК.

Квалификация действий по перемещению предметов через  таможенную границу как контрабанды зависит от характера применяемого способа такого перемещения (противоправный он или нет).

Таможенная граница определяется не только пределами территории Республики Беларусь, но и, кроме того, пределами  свободных таможенных зон и свободных  складов.

Контрабанда считается оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения предметов  контрабанды через таможенную границу. Действия лица, пытавшегося переместить  товары и ценности и другие предметы контрабандным путем за пределы  Республики Беларусь, следует квалифицировать  как покушение на контрабанду.

С субъективной стороны контрабанда – умышленное преступление, причем умысел в данном случае только прямой: лицо осознает, что оно незаконно перемещает через таможенную границу Республики Беларусь запрещенные или ограниченные к перемещению предметы и вещи, и желает совершения таких действий.

Неосторожная форма вины при перемещении товаров через  таможенную границу Республики Беларусь помимо таможенного контроля, а также  недекларирование или недостоверное  декларирование товаров, если оно было совершено лицом по неосторожности, не образует состава преступления. Такие противоправные деяния для лиц, их совершивших, в зависимости от обстоятельств правонарушения, подлежат квалификации как административные таможенные правонарушения.

Контрабандой, совершенной  по предварительному сговору группой  лиц, считается контрабанда, в которой  участвовали двое или более лиц, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Под лицом, ранее судимым  за контрабанду, понимается как лицо, ранее осуждавшееся за контрабанду, если судимость не погашена и не снята, так и лицо, ранее совершившее  это преступление, но не привлекавшееся за него к уголовной ответственности, если не истекли сроки давности привлечения  к уголовной ответственности.

Совершение контрабанды  должностным лицом с использованием служебного положения предполагает действия со стороны должностного лица, злоупотребляющего властью или служебным положением, в целях совершения контрабанды.

К насильственным действиям  относятся повлекшие причинение должностному лицу таможенного органа тяжких, менее тяжких и легких телесных повреждений, а также нанесение побоев.

Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно сорганизовавшимися в устойчивую управляемую группу для совершения преступлений, а равно участником организованной группы во исполнение ее задания.

Субъектом контрабанды является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 229 УК Республики Беларусь «Незаконный экспорт объектов экспортного контроля» предусматривает наказание за незаконный экспорт товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортного контроля, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.

Эта статья направлена на обеспечение  национальной безопасности и защиты экономических интересов Республики Беларусь, выполнения обязательств Республики Беларусь по международным договорам  и поддержания международных  усилий по нераспространению оружия массового поражения и обычных  средств вооружений.

Объективная сторона преступления заключается в незаконном экспорте, то есть вывозе за пределы Республики Беларусь в одно или несколько иностранных государств с целью постоянного нахождения на этой территории (свободного обращения) товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортного контроля, на базе которых там могут быть разработаны и созданы как аналоги существующих видов оружия массового поражения, средств его доставки, обычного вооружения или военной техники, так и принципиально новых средств ведения войны.

Обязательным условием уголовной  ответственности по ст. 229 является наличие экспортного контроля в  отношении предмета рассматриваемого преступления. Такой контроль установлен Законом Республики Беларусь от 6 января 1998 года «Об экспортном контроле»  и состоит в установлении и  осуществлении разрешительного  порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля.

Перечни объектов экспортного  контроля утверждаются Советом Министров  Республики Беларусь. Перечни являются открытыми и после их утверждения  подлежат публикации.

Предметом преступления являются объекты экспортного контроля под которыми понимаются:

  • товары, технологии и услуги, предусмотренные международными договорами и обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной безопасности;
  • химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия;
  • товары, технологии и услуги, связанные с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия и ядерных взрывных устройств;
  • товары, технологии и услуги, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового поражения;
  • оружие массового поражения и средства его доставки;
  • товары, технологии и услуги военного назначения;
  • товары двойного применения;
  • результаты научно-технической деятельности, включая информацию, документацию, средства программного обеспечения, материализованные любым способом, которые могут быть использованы при создании и производстве вооружения, военной техники и боеприпасов.

Под технологией понимается как определенная технологическая  документация, так и оборудование, которое позволяет воссоздать производственный процесс в целом либо какие-то его этапы (циклы) на базе выявленных закономерностей.

Научно-техническая информация представляет собой сведения о физических, химических и иных явлениях и процессах, которые зафиксированы на разного рода материальных носителях.

Под экспортируемыми услугами в данном случае понимается оказание организационной, научно-технической, методической и иной помощи заинтересованным зарубежным военно-экономическим партнерам  в проведении соответствующих исследовательских  работ. Например, участие в подготовке зарубежных специалистов, их консультирование, наладка оборудования, проведение технических  экспертиз, предоставление средств  доставки т. д.

Под материалами понимаются сплавы, композиты, химические продукты и другие предметы производственного  или опытно-конструкторского назначения.

Оборудование – это  механизмы, приспособления, контрольно-измерительная  аппаратура и другие средства, используемые при создании оружия, то есть для  его разработки, производства и испытания.

Преступление считается  оконченным с момента фактического перемещения через таможенную границу  товаров, технологий и иных объектов экспортного контроля либо с момента  оказания услуги соответствующего характера  за рубежом.

Данное преступление является виной в виде прямого умысла, то есть лицо сознает, что осуществляет незаконный экспорт, понимает, что делает это в обход установленных требований экспортного контроля, и желает такое деяние совершить.

Субъектами преступления, предусмотренного ст. 229 УК, могут быть должностные лица и представители  предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), уполномоченные на ведение внешнеэкономической  деятельности.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 228 УК, не поглощает  состав преступления, предусмотренный  ст. 229 УК. Диспозиция последней наряду с незаконным экспортом товаров  предусматривает незаконный экспорт  неовеществленной научно-технической информации и услуг (например, с использованием факсимильной связи и т. д.), которые не отнесены к предметам контрабанды.

Кроме того, ст. 229 УК, в отличие  от ст. 228 УК, не требует для квалификации таких действий, как незаконный экспорт товаров, наличия таких признаков контрабанды, как их перемещение через границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля.

Иногда предметы контрабанды  и предметы незаконного экспорта могут совпадать. Ситуация в данном случае должна разрешаться так, как  принято в уголовном праве, а  именно: при конкуренции составов противоправные действия квалифицируются  по ст. 228 УК, предусматривающей более  строгие меры наказания.

Из этого следует, что  перемещение товаров, используемых при создании оружия массового поражения, через границу помимо или с  сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием  или заведомо недостоверным декларированием, должно квалифицироваться по ст. 228 УК, а незаконное перемещение через  границу тех же товаров, однако без  вышеупомянутых признаков контрабанды  – по ст. 229 УК Республики Беларусь. Последнее может иметь место при недобросовестном отношении должностных лиц таможенных органов, осуществлявших пропуск оборудования через таможенную границу, к своим служебным обязанностям (халатность, соучастие таможенника в незаконном экспорте и т. д.).

При неустановлении в действиях правонарушителей прямого умысла на незаконный экспорт такие действия состава преступления, предусмотренного ст. 229, не образуют.

Статья 230 УК Республики Беларусь «Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей» предусматривает наказание за умышленное невозвращение в установленный срок на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Объективная сторона преступления выражается в невозвращении на территорию Республики Беларусь без уважительных причин, то есть при реальной возможности  их возврата, ранее вывезенных законным путем историко-культурных ценностей, если их возвращение к установленному сроку являлось обязательным.

Таким образом, в норме  ст. 230 УК предусмотрена криминализация случаев неисполнения таможенного  законодательства, связанных с нарушением таможенного режима временного вывоза товаров (ст. 68–74 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

Под историко-культурными  ценностями, являющимися объектом данного  состава преступления, понимаются наиболее отличительные материальные объекты  и нематериальные проявления человеческого  творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства в порядке, определенном законом Республики Беларусь «Об  охране историко-культурного наследия», не подлежащие вывозу из Республики Беларусь для свободного обращения за пределами  ее государственной территории.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов