Правоохранительные
цели направлены на обеспечение безопасности
страны (защиту безопасности государства,
общественного порядка, нравственности
населения, жизни и здоровья людей),
охрану животных и растений, окружающей
природной среды; на защиту интересов
российских потребителей ввозимых товаров;
пресечения незаконного оборота
наркотических средств, оружия, предметов
художественного, исторического и
археологического достояния и др.
В
условиях либерализации внешней
торговли значительно повышается роль
и значение оперативно-розыскной
деятельности как инструмента борьбы
с контрабандой и иными преступлениями
во внешнеэкономической сфере. В настоящее
время более 70 % преступлений в таможенной
сфере выявляется в результате осуществления
оперативно-розыскной деятельности, которая
ориентирована на повышение эффективности
мероприятий по предупреждению и раскрытию
контрабанды, уклонения от уплаты таможенных
платежей, незаконного перемещения технологий,
а также невозвращения культурных ценностей,
вывезенных с территории России и валютной
выручки от товаров, вывезенных за рубеж.
Особое
внимание оперативно-розыскных подразделений
при экспорте-импорте сосредоточено
на выявлении и пресечении возможных
каналов незаконного перемещения
товаров, борьбе с недостоверным
декларированием и контрабандой,
преступлениями в кредитно-финансовой
сфере. В основном, криминалитет сегодня
пытается незаконно перемещать через
российские границы автомобили, энергоресурсы,
товары народного потребления, электротехнику
и стройматериалы.
ФТС
России начала планомерную работу,
направленную на усиление контроля за
правильностью декларирования стоимости
бытовой техники и радиоэлектроники, пресечению
их незаконного импорта. О повышении качества
таможенного администрирования в данной
сфере свидетельствует отчетливая тенденция
к росту зарегистрированного импорта
в Россию электробытовой техники и радиоэлектроники.
Наиболее существенные изменения отмечаются
в импорте мобильных телефонов.
Существует
огромное количество схем ухода от
платежей, и наиболее серьезная из
них - использование подложных товаросопроводительных
документов. При такой схеме грузы
«идут» сразу с двумя комплектами
документов - настоящими и поддельными.
При выезде из сопредельного государства
предъявляются правильные документы,
после этого они меняются, и
на российской границе оформляются
уже по подложным документам. Например,
финские таможенники не скрывают,
что 60% грузов из этой страны «идут» по
подложным документам, то есть контрабандой.
Часть из этих документов делается
за границей, а часть в России.
И когда осуществляется контроль
на российской таможне, на этих поддельных
документах уже есть соответствующие
отметки о прохождении таможни
сопредельного государства.
При
импорте товаров предпринимаются
попытки занижения таможенной стоимости,
использования "фирм-однодневок"
и т.д. Как правило, в группу риска
входят такие высоко облагаемые налогами
товары, как обувь, одежда, мебель, электроника
и бытовая техника и т.п. При
экспорте товаров усилия правоохранительного
блока таможенной службы направлены
на пресечение правонарушений при вывозе
за пределы Российской Федерации
леса и лесоматериалов, черных и
цветных металлов, морских биоресурсов,
противодействие незаконному возврату
НДС при "ложном экспорте".
В
настоящее время информационные
технологии контроля за перемещением
грузов позволяют анализировать товарные
потоки и на ранней стадии выявить те поставки,
которые могут быть сопряжены с рисками
для экономики. В то же время по каналам
международной правоохранительной сети
CEN Регионального узла связи по правоохранительной
работе со странами СНГ "RILO-Москва"
осуществляется оперативный обмен информацией
с таможенными службами стран СНГ и Всемирной
таможенной организацией о новых маршрутах
перемещения контрабанды и способах её
сокрытия. Именно такая информация в дальнейшем
становится основой для проведения выборочных
досмотров, оперативно - розыскных мероприятий
и специальных операций.
Очень
актуальна и проблема незаконного
вывоза леса - это один из самых криминогенных
товаров. Россия - один из ведущих мировых
производителей и экспортеров леса
и лесоматериалов. Не секрет, что
часть лесной продукции вывозится
за рубеж с нарушениями законодательства,
тем самым наносится ущерб
не только бюджету страны, но и экологической
безопасности России. Проблема состоит
в том, что таможенная служба просто
не может учитывать объемы вывозимого
леса, так как в России в настоящее
время нет для этого методик.
Сейчас таможенникам в пункте пропуска
предоставляются сопроводительные документы
на лес, и они вынуждены соглашаться с
тем, что в них указано. Таможенник же -
не контролер в прямом смысле - как проверить
все вагоны, загруженные лесом-«кругляком»
(необработанными бревнами)?
Одной
из основных задач, возложенных на таможенные
органы, является борьба с контрабандой
культурных ценностей. За последнее
десятилетие таможенными органами
пресечено незаконное перемещение
через границу более 90 тысяч предметов,
представляющих культурную и историческую
ценность.
В
последнее десятилетие серьезную
угрозу национальной безопасности России
представляет увеличение потоков незаконной
иммиграции граждан третьих стран
через территорию России, попытки
оседания части из них в пограничных
регионах нашей страны и экономического
освоения российской территории. Указанную
проблему иногда называют проблемой
«контрабандных людей». В настоящее
время по различным оценкам в
России находится от 500 до 1,5 млн. иностранных
граждан и лиц без гражданства,
большинство из которых проживают незаконно.
В
условиях существования устойчивой
тенденции к возрастанию количества
иностранцев, ежегодно въезжающих на территорию
Российской Федерации, незаконная миграция
и связанные с ней процессы
стали долговременными факторами,
оказывающими все более заметное
влияние на экономическую, социально-политическую,
демографическую и криминальную обстановку
в стране и, особенно в ее приграничных
регионах.
При
этом проведенные исследования показывают,
что из-за неуправляемой и неконтролируемой
иммиграции происходит наполнение отдельных
районов России неквалифицированной,
люмпенизированной, с криминогенными
тенденциями рабочей силой из
соседних стран, которая, находясь на нашей
территории, пользуется общественным
продуктом, в то же время, не участвуя
в экономической жизни Российской
Федерации. Так, только в Москве и
Московской области за последние
годы сложились общины выходцев из
Нагорного Карабаха, Армении, Азербайджана,
Южной Осетии, Абхазии, Таджикистана,
Киргизии, Казахстана общей численностью
в 200 - 300 тысяч человек. Имеются общины
выходцев из Афганистана, Индии, Вьетнама,
Нигерии и других стран дальнего
зарубежья.
Следовательно,
государству экономически нецелесообразно
иметь в пунктах пропуска два
контрольных органа с дублирующими
функциями. Поэтому Федеральная
миграционная служба России должна сосредоточить
основные усилия на борьбе с незаконными
иммигрантами, находящимися внутри страны,
а органы пограничного контроля Пограничной
службы ФСБ России вполне могут обеспечить
эту деятельность в пунктах пропуска
через границу. Кроме того, в целях
повышения эффективности борьбы
с незаконной иммиграцией необходимо
совершенствование нормативной
правовой базы, в плане усиления
ответственности за организацию
незаконной иммиграции.
Для
повышения эффективности борьбы
с контрабандой необходимо дальнейшее
развитие инфраструктуры таможенных пропускных
пунктов.
Защита
национальных интересов в таможенном
пространстве страны должна предусматривать
осуществление комплекса политических,
экономических, оперативных, военных,
режимных, правовых, административных,
пограничных, природоохранных, социальных
и иных мер государства, государственных
таможенных органов России по выявлению,
предупреждению и парированию угроз
национальной безопасности России, противодействию
контрабанде.
Заключение.
Контрабанда
и другие экономические преступления
и коммерческие правонарушения, порожденные
стремлением заинтересованных лиц обойти
установленный порядок перемещения товаров
через границу, уходят корнями в далекое
прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных
тайных методов и приемов их применения
неисчерпаем и постоянно пополняется.
В
работе были исследованы теоретические
аспекты борьбы таможенных органов
РФ с преступлениями; процесс производства
должностными лицами таможенных органов
дознания по делам о преступлениях
в сфере таможенного дела.
В ходе
анализа были выявлены существующие
проблемы и недостатки, оказывающие
влияние на эффективность работы
таможенных органов в области
борьбы с таможенными преступлениями.
Для решения
проблем были предложены следующие
пути повышения эффективности деятельности
таможенных органов в области
правоохранительной деятельности:
- обеспечение
сбора и получения предварительной оперативной
информации с использованием различных
источников, в том числе зарубежных, с
целью предупреждения нанесения ущерба
интересам граждан и государства (контрабанда
оружия, наркотиков, контрафактной продукции,
некачественной продукции, недостоверные
декларирование и заявление таможенной
стоимости);
- международное
сотрудничество, способствующее обмену
оперативно значимой информацией, проведение
совместных операций с представителями
таможенных органов иностранных государств;
- проведение
предварительных оперативных проверок
всей цепи поставки товаров с использованием
оперативно-розыскных методов и аналитического
поиска;
- борьба с
проявлениями коррупции и должностными
преступлениями в таможенных органах.
Повышение эффективности борьбы
с правонарушениями в сфере
внешнеэкономической деятельности,
соблюдение законности и обоснованности
принимаемых должностными лицами таможенных
органов решений в процессе привлечения
лиц к уголовной либо административной
ответственности остаются приоритетными
задачами в деятельности таможенных органов
Российской Федерации.
Список
литературы.
- Конституция
РФ от 12 декабря 1993 г.
- ФЗ №311
« О таможенном регулировании»
- Таможенный
кодекс Таможенного Союза
- Уголовный
Кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63 – ФЗ
- Уголовно-процессуальный
Кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ
- Кодекс
об Административных Правонарушениях
РФ от 30 декабря 2001 г. № 195 – ФЗ
- http://ptu.customs.ru
- Федеральный
закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред.
от 26.12.2008 г.) «Об оперативно-розыскной
деятельности».