Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор: j*********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Таможенные органы РФ как субъекты правоохранительной деятельности

Работа содержит 1 файл

правоохранительная деятельность таможенных органов.docx

— 61.66 Кб (Скачать)
 

     Кроме рассмотренных нами выше прав, таможенным органам предоставлено также  право доставления и административного  задержания.

     Так, в ст. 27.2 КоАП РФ сказано, что должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил, в случаях, если составление протокола о таком нарушении является обязательным и отсутствует возможность его составления на месте выявления, может осуществляться принудительное препровождение физического лица в служебное помещение таможенного органа в целях составления протокола об административном правонарушении (доставление).

     Административное  задержание (ст. 27.3 КоАП РФ), то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено должностными лицами таможенных органов в исключительных случаях, при выявлении нарушений таможенных правил. При этом срок административного задержания определен ст. 27.5. КоАП РФ и не должен превышать для лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил, более 48 часов. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

     За  нарушение таможенных правил, в зависимости  от формулировки санкции конкретной статьи КоАП РФ, могут быть назначены наказания в виде административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения. Административный штраф относится к категории так называемых основных наказаний, в то время как конфискация может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

     За  нарушение таможенных правил таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении к ответственности и назначении административных наказаний только в виде штрафа. Решение о конфискации всегда принимается судом. 
 
 

В соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается:

  1. для граждан в размере, не превышающем 5000 тыс. руб.;
  2. для должностных лиц — 50000 тыс. руб.;
  3. для юридических лиц — 1000000 руб.
 

     Административный  штраф также может выражаться в величине, кратной:

     1) стоимости предмета административного  правонарушения на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения;

     2) сумме неуплаченных и подлежащих  уплате на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения налогов, сборов  или таможенных пошлин, либо сумме  незаконной валютной операции, либо  валютной выручки, не проданной  в установленном порядке, либо  сумме денежных средств, не  зачисленных в установленный  срок на счета в уполномоченных  банках, либо сумме денежных средств,  не возвращенных в установленный  срок в Российскую Федерацию,  либо сумме неуплаченного административного штрафа;

     3) размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости  предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы  неуплаченных налогов, сборов  или таможенных пошлин, либо суммы  незаконной валютной операции, либо  суммы валютной выручки, не  проданной в установленном порядке,  либо суммы денежных средств,  не зачисленных в установленный  срок на счета в уполномоченных  банках, либо суммы денежных средств,  не возвращенных в установленный  срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

     4) сумма административного штрафа  подлежит зачислению в бюджет  в полном объеме в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

     Кодексом  Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве меры наказания за нарушение таможенных правил предусмотрена конфискация  предметов административного правонарушения или предметов (например, транспортных средств), явившихся орудиями совершения административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ). При этом под конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация производится только по решению суда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Правоохранительная деятельность таможенных органов на современном  этапе. 

     3.1  Взаимодействие с правоохранительными органами России

     Таможенные  органы Российской Федерации в целях  решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными  органами и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

     Государственные органы и их должностные лица обязаны  оказывать содействие таможенным органам  Российской Федерации в решении  возложенных на них задач, в том  числе путем создания надлежащих условий для этого.

     Взаимодействие  с МВД РФ, ФСБ РФ направлено на предупреждение, раскрытие и расследование  преступлений в сфере внешнеэкономической  деятельности, пресечение незаконного  вывоза и ввоза в РФ оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей, выявление  причин и условий, способствующих совершению подобных правонарушений.

     МВД РФ и его подразделения на местах проводят оперативно-розыскные и  иные мероприятия в среде потребителей и сбытчиков наркотиков, спекулянтов  валютой и культурными ценностями, лиц, занятых в сфере обслуживания иностранных граждан, а также  в организациях и предприятиях, осуществляющих экспортно-импортные операции; принимают  участие в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений в данной сфере; ведут учет культурных ценностей, задержанным по делам о контрабанде, а также сбытчиков наркотиков, располагающих межрегиональными связями.

     Информируют органы ФСБ и таможенные учреждения о лицах, подозреваемых в причастности совершения контрабандных сделок, незаконных внешнеэкономических операций, фактах их подготовки и совершения; о появлении  в незаконном обороте на внутреннем рынке наркотиков иностранного производства; о выявленных признаках, указывающих  на подготовку или совершение особо  опасных государственных преступлений или деятельность, противоречащую интересам  обеспечения государственной безопасности, со стороны участников внешнеэкономических  связей или лиц, подозреваемых в  причастности к контрабанде; о фактах, новых формах и методах незаконного  перемещения через государственную  границу предметов, запрещенных  к ввозу, вывозу или транзиту; о  случаях хищений культурных ценностей  из музеев, частных коллекций, церквей и иных мест с подробным описанием и фотографиями похищенного.

     Федеральная служба безопасности оказывает содействие в организации контроля за объектами оперативной заинтересованности органов внутренних дел, ориентируют о возможных каналах поступления наркотиков в РФ, фактах контрабанды в другие страны, связях лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за подобные правонарушения.

     Таможенные  органы представляют возможность изучать материал сотрудникам МВД и МБ о ввозе, вывозе товаров, участвуют совместно в оперативно-розыскных мероприятиях. Сообщают органам МВД и ФСБ о фактах задержания предметов, запрещенных к ввозу или вывозу, лиц задержанных за перевозку наркотиков, выявленных в ходе таможенного контроля каналах сбыта на территории РФ оружия, наркотиков, способах их маскировки при перевозке.

     Взаимодействие  таможенных органов с органами МВД  и ФСБ при проведении мероприятий  по предупреждению, раскрытию и расследованию  преступлений в данной сфере осуществляется на основе совместных планов. 

     3.2 Борьба с контрабандой и защита экономической безопасности

     Настоящее и будущее любого государства  во многом зависит не только от содержания его внутреннего развития, но и  от характера соприкосновения с  внешним миром. Соприкосновение  осуществляется главным образом  через границы и в определенном пространстве (таможенная территория и таможенная граница), что закономерно  предопределяет необходимость выведения  таможенной политики России, в общем, и борьбу с контрабандой, в частности, на принципиально важное место в  системе реализации ее национальных интересов.

     В России контрабандная деятельность имеет ряд особенностей.

     Особенность первая - социально-географическая. Российская Федерация занимает настолько большое  пространство, что объективно не может  находиться вне различных мировых  процессов. Достаточно сказать, что  Россия граничит с 16 государствами, а  протяженность границ РФ составляет 60 тыс.932,8 км. Однако почти 14 тыс.км. границ не оформлены в международно-правовом отношении и не оборудованы в инженерном отношении, имеющиеся 400 пунктов пропуска не способны качественно осуществлять контроль и оформление транспортных средств, товаров и людей.

     Из 89 субъектов Российской Федерации - 45 (51%) являются приграничными. Они занимают 76,6% территории России и в них проживает 43,1% населения. Трудное социальное, экономическое и политическое положение в приграничных субъектах вынуждает значительную часть населения этих регионов заниматься контрабандной деятельностью.

     Особенность вторая - социально-экономическая. Радикальные  изменения в социальной, экономической, политической и других сферах нашего государства совпали по времени  и содержанию с существенными  изменениями в соседних государствах. Экономический кризис и социальная нестабильность неизбежно стимулируют  соседние государства использовать ситуацию в России для решения  своих национальных задач. Как следствие - огромные масштабы контрабанды сырьевых источников (металл, нефть, газ, лес, рыбопродукты, и др.) из России в эти страны. Российские просторы и природные богатства привлекали и сейчас привлекают взоры многих зарубежных правительств, организаций, политических и экономических структур. В связи с этим актуальными и по сей день становятся слова, сказанные знаменитым русским ученым Д.И. Менделеевым: «Россия - это «особая», непознанная и неосвоенная страна. Она представляет собой и цель, и средство для экономики многих стран. Еще больший интерес она будет вызывать, когда многие народы реально столкнуться с результатами своей материальной деятельности, с проблемой жизненного пространства».

     Среди тенденций контрабандной деятельности на современном этапе следует  отметить:

  1. тесное взаимодействие международных и российских мафиозных структур;
  2. стремление преступных элементов действовать не только в экспортно-импортных операциях, но и завладеть контролем над объектами государственного сектора экономики;
  3. активизация деятельности международной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, незаконного оборота через границу оружия и боеприпасов;
  4. появление нового вида контрабандного товара - людей, что ведет к увеличению потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию России, попыткам оседания части из них в пограничных регионах нашей страны и экономического освоения российской территории.

     Контрабанда представляет собой относительно известное  явление в жизни российского  общества, и во все исторические периоды борьба с контрабандой являлась государственным делом. Поэтому  государство в лице специальных  органов предпринимает различные  меры в борьбе с контрабандой. 

     В системе правоохранительных органов  Российской Федерации, осуществляющих защиту экономических интересов  и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. На них возложено  осуществление таможенного дела, под которым понимается «совокупность  методов и средств обеспечения  соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».

     В процессе осуществления таможенной политики и борьбы с контрабандой реализуются две группы целей: экономические  и правоохранительные.

     Экономические цели таможенной деятельности связанны с осуществлением фискальной и регулятивной функцией таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета  за счет взимания таможенных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.). Регулятивная (протекционистская) функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный  рынок, обеспечивать привлечение иностранных  инвестиций и т.д.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов