Автор: j*********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 21:07, курсовая работа
Таможенные органы РФ как субъекты правоохранительной деятельности
Соблюдение
правил конспирации является важнейшим
и неукоснительным условием для
обеспечения результативности оперативно-розыскной
деятельности, поскольку, во-первых, тайным
способам совершения преступления должна
противопоставляется тайная методика
противодействия, а во-вторых, конспиративность
позволяет избежать необоснованной
или преждевременной
Кроме того, конспиративность создает также и условия для обеспечения безопасности лиц, привлеченных к оперативно-розыскной деятельности.
В
конспиративности кроется и принципиальное
отличие в деятельности сотрудников
оперативно-розыскных отделов
Как правило, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, возможно только на основании судебного решения.
Из этого правило возможны и исключения. Так, в нетерпящих отлагательства случаях, которые могут привести к совершению тяжкого преступления (к каковым относится, в частности, контрабанда), а также если имеются данные об угрозе безопасности страны, допустимо проведение оперативно-розыскных мероприятий по постановлению таможенного органа или его заместителя, наделенного таким правом, с обязательным последующим уведомлением суда об этом в течение 24 часов. А в течение 48 часов после начала оперативно-розыскного мероприятия должно быть получено судебное решение о возможности его проведения.
Сами
по себе данные, полученные в результате
оперативно-розыскной
Результаты оперативно-
Лицо, полагающее, что действия таможенного органа, осуществляющего ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана, вправе истребовать от таможенного органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной, о нем информации, в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. При отказе предоставить вышеуказанные сведения лицо может обжаловать эти действия в судебном порядке.
Таможенным
органам (должностным лицам), осуществляющим
ОРД, запрещается действовать в
интересах какой-либо политической
партии, общественного объединения
или религиозной организации, а
также принимать негласное
2.2
Таможенные органы
как органы дознания.
Дознание в таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических интересов России и ее безопасности.
Таможенным органам право на производство дознания по делам о контрабанде впервые было предоставлено в 1991 г. В 1993 г. это право было подтверждено при принятии Таможенного кодекса Российской Федерации ( который в настоящее время заменен ТК ТС и ФЗ №311), но с существенным расширением компетенции.
Таможенные органы правомочны вести дознание по пяти составам преступлений, предусмотренных УК РФ:
По
ст. 194 УК РФ проведение предварительного
следствия в соответствии с УПК
РФ необязательно, и дознание проводится
таможенными органами в полном объеме,
то есть вплоть до передачи материалов
в суд.
Следует привести статистику правоохранительной деятельности таможенных органов Приволжского региона.
В результате осуществления правоохранительной деятельности в первом квартале 2011 года таможенными органами Приволжского региона возбуждено 149 уголовных дел по преступлениям, отнесенным законом к их компетенции.
Из указанного количества возбужденных уголовных дел 131 дело возбуждено по контрабанде (в том числе 16 уголовных дел по ч.4 ст.188 УК РФ "Контрабанда, совершённая организованной группой"), 2 дела по ч.2 ст.194 УК РФ ("Уклонение от уплаты таможенных платежей"), 16 уголовных дел возбуждено по ст.193 УК РФ ("Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте").
Общая стоимость товаров и транспортных средств, являющихся предметами преступлений, составила 476 млн. 689,3 тыс. рублей. Сумма невозвращенной валютной выручки – 2 млрд. 301 млн. 955,1 тыс. рублей. Размер неуплаченных таможенных платежей – 19 млн. 994,5 тыс. рублей.
В первом квартале 2011 года таможенными органами Приволжского региона возбуждено 1,824 тыс. дел об административных правонарушениях. По указанным делам назначено наказаний на сумму 477млн. 500,2 тыс. рублей.
В отчетный период таможенными органами Приволжского региона из незаконного оборота изъято боеприпасов – 20 штук, холодного оружия – 1 единицы, товаров народного потребления на сумму 16 млн. 445,6 тыс. рублей, культурные ценности – 81штука.
Пресечен контрабандный ввоз (вывоз) объектов интеллектуальной собственности в количестве 1,076 тыс. единиц контрафактной продукции (ЕКП) на сумму 2,679 тыс. рублей;
Таможенными органами Приволжского региона в первом квартале возбуждено 61 уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч.2 ст.188 УК РФ ("Контрабанда наркотических средств").
В
ходе осуществления
оперативно-разыскной
деятельности, а также
при осуществлении таможенного
контроля, таможнями
Приволжского региона
за истёкший период (по
состоянию на 31 марта)
задержано около 20,5
кг наркотических средств,
психотропных и сильнодействующих
веществ. Из них 137,7 г
героина, 16,6 г гашиша, 284
г марихуаны, более 15
кг сильнодействующих
веществ, а также 4,877
кг синтетических каннабиоидов.
Дознание в уголовном процессе выступает как форма предварительного расследования уголовных дел. По тяжким преступлениям оно нередко предшествует предварительному следствию и обеспечивает предупреждение и пресечение преступлений, сбор доказательств по делу.
Дознание в системе таможенных органов России осуществляют уполномоченные для этого должностные лица. Для этой цели в таможнях, оперативных таможнях и Управлении таможенных расследований и дознания ФТС России созданы отделы дознания.
Непосредственно дознание проводят должностные лица этих подразделений по поручению начальника соответствующего таможенного органа. Все выносимые дознавателем постановления утверждаются начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим. Начальники таможенных органов, являясь начальниками органа дознания, несут ответственность наряду с дознавателем за обоснованность возбуждения уголовного дела, качество проведенных следственных действий, соблюдение сроков дознания, своевременность и законность задержания подозреваемого.
Возбуждение уголовного дела — это самостоятельная стадия уголовного процесса. При изучении дознания, производимого таможенными органами, следует различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
Поводами к возбуждению уголовного дела являются:
Чаще всего поводом к возбуждению уголовного дела служат сведения о совершенном правонарушении, которыми располагают таможенные органы. Такие сведения, как правило, получают в ходе осуществления таможенного контроля, при досмотре транспорта, грузов, личном досмотре, при проверке документов.
После
получения сообщения
После проведения проверки начальник таможенного органа или его заместитель обязаны принять одно из следующих решений:
Основаниями к возбуждению уголовного дела являются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Проблема оснований к возбуждению уголовных дел таможенными органами требует более полного и тщательного изучения с учетом квалификационных признаков конкретного преступления. Кроме того, до возбуждения уголовного дела возможно проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Постановление о возбуждении уголовного дела выносит дознаватель и утверждает начальник органа дознания. В нем указываются время и место его вынесения, должность, звание, фамилия лица, вынесшего постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статья уголовного законодательства. Кроме того, в постановлении о возбуждении уголовного дела указывается, кому поручается производство дознания (начальнику таможенного органа как органа дознания, одному или нескольким дознавателям).
Дознаватель,
которому поручено производство дознания,
выносит постановление о
Перечень неотложных
Возбудив
уголовное дело, таможенный орган
обязан принять все предусмотренные
уголовно-процессуальным законом меры
для установления лиц, совершивших
преступление, и всех обстоятельств,
подлежащих доказыванию по уголовному
делу. Дознание должно быть закончено
не позднее одного месяца со дня
возбуждения уголовного дела, включая
в этот срок составление обвинительного
заключения либо постановления о
прекращении или
В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен: до 3 месяцев транспортным прокурором на правах районного прокурора, до 6 месяцев транспортным прокурором на правах областных прокуроров. Дальнейшее продление срока дознания может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным Прокурором Российской Федерации.
Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов