Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является - определить
сущность, формы и основные направления научно-технического прогресса в таможенном деле.
Поэтому были поставлены следующие задачи:
1) Проследить историю развития информационных таможенных технологий;
2) Рассмотреть научно-технический прогресс в таможенном деле;
3) Определить сущность, формы и основные направления научно-технического прогресса в таможенном деле;
4) Изучить особенности применения электронного декларирования;
5) Рассмотреть практику применения научно-технического прогресса в таможенном деле.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Информационные таможенные технологии: история развития, роль и место в управлении таможенными процессами………………………………………………..5
Глава 2. Научно-технический прогресс в таможенном деле………………………….11
2.1. Сущность, формы и основные направления научно-технического прогресса….11
2.2.Технические средства таможенного контроля……………………………….….15
2.3.Использование информационных технологий………………………………..…..18
Глава 3. Особенности применения электронного декларирования…………………32
Глава 4. Практика применения научно-технического прогресса в таможенном деле………………………………………………………………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………………… 40
Список использованных источников…………………
1) документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с ТК РФ;
2) иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
Положение
«О порядке формирования и использования
информационных ресурсов таможенных органов»,
утвержденное Приказом ГТК от 15 марта
2004г. №315, предусматривает две формы
представления информации для формирования
и хранения ресурсов: на бумажном носителе
и (или) в электронном виде. При
несоответствии сведений на бумажных
носителях и сведений в электронном
виде приоритет имеют сведения на
бумажных носителях. Данная норма связана
с тем, что вероятность фальсификации
и незаконного изменения
Положения Таможенного Кодекса РФ логически продолжают нормы Доктрины информационной безопасности, посвященные вопросу защиты информации. Доктрина рассматривает вопросы обеспечения информационной безопасности в различных сферах. Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность не выделяются отдельно, а входят в раздел, посвященный экономике, обеспечение информационной безопасности которой названа ключевой в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации, тем самым особо подчеркивается важность защиты информации в экономической сфере в целом и в таможенном деле в частности. Наибольшей угрозе в таможенном деле подвержены системы сбора, обработки, хранения и передачи таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства.
Под таможенной информацией, скорее всего, следует понимать любые сведения, полученные таможенными органами от участников внешнеэкономической деятельности, относящиеся к информации ограниченного доступа, сведения, относящиеся к категории «для служебного пользования», используемые таможенными органами при осуществлении правоохранительной деятельности, а также любые иные сведения, на основе которых производится расчет таможенных платежей, предоставляются льготы и освобождения по уплате и изменение которых при несанкционированном доступе может нанести вред личности, обществу и государству. Под информацией о внешнеэкономической деятельности государства следует понимать любые сведения о внешнеэкономической деятельности, в которой государство принимает активное участие, и которые не относятся к категории общедоступных сведений.
Логическим
продолжением Доктрины информационной
безопасности в вопросе компетенции
федеральных органов власти является
Концепция использования
В
этом документе обеспечение
Так
же выделены приоритеты использования
информационных технологий в сфере
внешнеэкономической
Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти содержит раздел, посвященный информационной безопасности, в котором перечислены основания обеспечения необходимого уровня безопасности государственных информационных систем и ресурсов (единые требования защиты, использование сертифицированных отечественных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, применение криптографических средств защиты сведений, составляющих государственную тайну), а также основные направления повышения уровня защищенности объектов общей информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти. Данный документ предлагает конкретные шаги по совершенствованию защиты информационных систем и технологий применительно ко всей системе власти.
Конкретно
информационного обеспечения
Для
этого предлагаются следующие шаги:
внедрение новых информационно-
В Концепции уделено большое внимание применению информационных систем и технологий, но ни слова не сказано об обеспечении информационной безопасности, дается лишь ссылка на Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти. Данный подход представляется не совсем обоснованным, так как внедрение новых информационных технологий должно идти вместе с развитием систем защиты. Если на первых этапах становления информационных систем и технологий не уделить должного внимания проблеме информационной безопасности, то в дальнейшем мы рискуем столкнуться с проблемой незащищенности всей системы ВЭД перед угрозами неправомерного доступа, копирования и изменения информации, представленной в электронном виде.
Этот пробел восполняет Концепция обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации, утвержденная приказом ФТС от 19 сентября 2006г. №900. В Концепции сформулированы факторы, влияющие или снижающие эффективность принимаемых ФТС России мер:
1) низкий уровень технической и программной оснащенности, то есть низкий уровень развития инфраструктуры (в том числе и обеспеченность людскими ресурсами);
2) ухудшение криминогенной обстановки, все большее проникновение криминала в информационные системы.
На
устранение этих факторов и должна
быть направлена в первую очередь
деятельность ФТС России в рамках
обеспечения информационной безопасности.
Это невозможно сделать автономно,
то есть без участия других ведомств
и улучшения социально-
1) угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в информационной сфере деятельности таможенных органов;
2) угрозы информационному обеспечению государственной политики в области таможенного дела;
3) угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей таможенных органов в ее продукции, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов в области таможенного дела;
4) угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем таможенных органов.
Угрозами безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем таможенных органов могут являться:
1) нарушения технологии обработки информации ограниченного доступа, обрабатываемой в таможенных органах;
2) нарушение законных ограничений на распространение информации ограниченного доступа, обрабатываемой в таможенных органах;
3) противоправные сбор и использование информации ограниченного доступа, обрабатываемой в таможенных органах;
4) компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;
5) перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации или ее подмена;
6) несанкционированный доступ к информации, находящейся в базах данных таможенных органов;
7) внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;
8) разработка
и распространение программ (компьютерных
вирусов), нарушающих нормальное функционирование
информационных и информационно-
9) уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;
10) воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;
11) утечка информации по техническим каналам;
12) внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения таможенных органов;
13) уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;
14) использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии автоматизированных систем таможенных органов.
Данный
список угроз в полной мере относится
в целом к информационной сфере
таможенных органов: как к документированной
информации и средствам ее обработки,
так и к информации, представленной
в электронном виде, и техническим
средствам обработки такой
Конкретные
вопросы защиты информации в деятельности
таможенных органов Российской Федерации
относятся к ведению
В целом, меры по защите компьютерной информации можно подразделить на следующие виды:
1) правовые меры (дисциплинарные, гражданско-правовые, уголовно-правовые);
2) административные меры (средства физической защиты (например, блокирование некоторых функций технических средств, таких как порт USB);
3) программные средства защиты информации (например, антивирусные программы, системы разграничения полномочий, программные средства контроля доступа); организационные меры защиты (доступ в помещения, разработка стратегий безопасности организации и т.д.)
Федеральная таможенная служба разрабатывает административные меры обеспечения компьютерной безопасности таможенных органов. Для обеспечения защиты компьютерной информации были приняты следующие приказы: приказ ФТС от 02 февраля 2007 № 168 «Об утверждении Порядка предоставления должностным лицам таможенных органов доступа к ресурсам центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов», приказ ФТС от 12 ноября 2007 г. №1393 «Об утверждении Требований по обеспечению информационной безопасности при работе с ресурсами Центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов», приказ ФТС России от 28 мая 2007 г. «О системе антивирусной защиты информации в таможенных органах Российской Федерации».
Таможенные
органы, являясь на сегодняшний день
федеральным органом
ЕАИС ФТС России – автоматизированная система управления процессами таможенной деятельности и состоит из организационно упорядоченной совокупности документов или массивов документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы на всех уровнях системы таможенных органов.
Информация о работе Практика применения научно-технического прогресса в таможенном деле