Практика применения научно-технического прогресса в таможенном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является - определить
сущность, формы и основные направления научно-технического прогресса в таможенном деле.
Поэтому были поставлены следующие задачи:
1) Проследить историю развития информационных таможенных технологий;
2) Рассмотреть научно-технический прогресс в таможенном деле;
3) Определить сущность, формы и основные направления научно-технического прогресса в таможенном деле;
4) Изучить особенности применения электронного декларирования;
5) Рассмотреть практику применения научно-технического прогресса в таможенном деле.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Информационные таможенные технологии: история развития, роль и место в управлении таможенными процессами………………………………………………..5
Глава 2. Научно-технический прогресс в таможенном деле………………………….11
2.1. Сущность, формы и основные направления научно-технического прогресса….11
2.2.Технические средства таможенного контроля……………………………….….15
2.3.Использование информационных технологий………………………………..…..18
Глава 3. Особенности применения электронного декларирования…………………32
Глава 4. Практика применения научно-технического прогресса в таможенном деле………………………………………………………………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………………… 40
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 75.38 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Информационные таможенные технологии: история развития, роль и место в управлении таможенными процессами………………………………………………..5

Глава 2. Научно-технический прогресс в таможенном деле………………………….11

2.1. Сущность, формы и основные направления научно-технического прогресса….11

2.2.Технические  средства таможенного контроля……………………………….….15

2.3.Использование информационных технологий………………………………..…..18

Глава 3. Особенности применения электронного декларирования…………………32

Глава 4. Практика применения научно-технического прогресса в таможенном деле………………………………………………………………………………………..37

Заключение……………………………………………………………………………… 40

Список  использованных источников………………………………………………...…41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Российская  таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению  товарооборота через таможенную границу. Действие современного Таможенного кодекса таможенного союза, значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом РФ и Правительством РФ на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков.

       В современных условиях Федеральная  таможенная служба, с одной стороны, должна обеспечивать интересы государства  в сфере внешней торговли, противодействовать угрозам национальной безопасности, а с другой - создавать благоприятные  условия для участников внешнеэкономической деятельности.

       Использование информационных технологий является неотъемлемой составляющей в реализации современной  таможенной политики.

       Главной задачей информационных технологий является управление информацией внутри таможенной системы с целью повышения  эффективности таможенного оформления и контроля, создания благоприятных  условий для участников внешнеэкономической  деятельности и при этом максимальное выявление нарушений таможенного  законодательства. В современных  условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым  и прозрачным. Основным направлением развития информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных с системами управления рисками.

       Целью данной курсовой работы является - определить 
сущность, формы и основные направления научно-технического прогресса в таможенном деле.

       Поэтому были поставлены следующие задачи:

1) Проследить историю развития информационных таможенных технологий;

2)  Рассмотреть   научно-технический прогресс в таможенном деле;

3) Определить  сущность, формы и основные направления научно-технического прогресса в таможенном деле;

4) Изучить  особенности применения электронного декларирования;

5) Рассмотреть  практику применения научно-технического прогресса в таможенном деле.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Информационные таможенные технологии: история развития, роль и место в управлении таможенными процессами

       Информация - (сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления) [1] важнейший стратегический ресурс. Информационное поле управленческой деятельности включает в себя совокупность самых разнообразных и разнородных информационных ресурсов, информационных потоков, алгоритмов и технологий их передачи, контроля и обработки.[6]

       Информационная  система управления - совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических  средств и специалистов, предназначенная  для обработки информации и принятия управленческих решений.

       Информационная  система управления должна решать текущие  задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета  и оперативного управления.

       Таможенная  информационная система по своему составу  напоминает предприятие по переработке  данных и производству выходной информации. Как и в любом производственном процессе, в таможенной информационной системе присутствует технология преобразования исходных данных в результатную информацию.

       Таможенная  информация характеризуется большим  объемом, многократным использованием, обновлением и преобразованием, большим числом логических операций и математических расчетов для получения  многих видов результатной информации. Получатель таможенной информации оценивает  ее в зависимости оттого, для какой  задачи информация будет использована. Поэтому информация обладает свойством  относительности.

       Одной из первых форм обмена экономической  информацией была так называемая немая торговля, которая встречалась  в качестве наиболее ранней формы  торговли у всех народов. Суть этой торговли заключалась в нежелании  входить непосредственные отношения  с иностранцами (иноплеменниками), к  которым древние люди относились как к неприятелю. Первые материалы  о немой торговле есть у Геродота, жившего между 490 и 425 гг. до н.э. и описавшего торговлю в Ливии, Персии и Скифии. Вот как описана эта форма торговли между булгарами и племенем Вису: «Булгары доставляют туда товар, всякий кладет их в определенное место, делает знак и оставляет. Потом возвращается и находит нужный ему товар, положенный рядом. Если удовлетворен им, то берет его и оставляет за него свой товар. Если нет, то забирает его обратно. Покупатель и продавец не видят друг друга».[6]

       Некоторые из древних знаков-символов не потеряли актуальность до наших дней. Например, на эмблеме таможенных служащих Российской Федерации изображены две змеи, обвивающие жезл Гермеса-Меркурия. Такой символ носили вначале фараоны, а затем  жрецы Древнего Египта. Изображения  змей означают знак мудрости и власти, а образующие кольца - цикличность  развития жизни на Земле.

       На  каждом этапе этих циклов времени  мудрость и власть должны гармонично, мирно дополнять друг друга при разрешении любых торговых споров.[6]

       В интересах отличия образов «своих»  товаров от «чужих» человечество постоянно разрабатывает и совершенствует знаки принадлежности человека или  вещи отдельной группе людей или  отдельному лицу. К числу таких  знаков относятся изображения печати, подпись. Их развитие в современном  мире мы видим уже в качестве электронной  цифровой подписи, электронных меток, штрих-кодов и пр. По-прежнему у современного таможенника имеется символ-знак в виде личного номерного клейма и, как и раньше, ставится печать на чужое имущество, разрешенное к перемещению через таможенные границы (т.е. отметка о контроле и уплате таможенных пошлин).[6]

       Стремление  к упорядочению обмена, унификации денежных знаков, созданию логической символики и математического  инструментария позволило человеку придумать первые таможенные тарифы, организовать внутреннее и внешнее  таможенное пространство, наполнить  товары логической информацией и  экономической оценкой. Одной из древнейших «информационных таможенных систем» является таможенный закон  в виде памятника, обнаруженного  в XIX веке в Пальмире (Сирия). Пальмирский пошлинный тариф 137 г. н.э. весом около 15 тонн, найденный русским археологом С.С. Абамелек-Лазаревым и подаренный турецким султаном российскому послу, хранится с 1904 г. в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и является самым ранним и наиболее полным сводом пошлин и правил их взимания, которыми располагает нынешняя таможенная наука.[6]

       Со  временем на смену законодательным  документам, представленным в виде монументальных «информационных систем», приходят бумажные носители (на основе книгопечатания), появляются технологические  процессы таможенного оформления и  таможенного контроля. Появляются первые списки товаров, сгруппированные по методикам, характерным для каждой страны. Это видно на примере Таможенной Белозерской грамоты от 21 мая 1497 г., где дается представление о  номенклатуре товаров, которыми торговали  на рынках. В этом документе впервые  отражена ставка пошлины на товары. В конце XVI века усложняется процесс информационного наполнения товара, в интересах наблюдения за внешнеторговыми потоками создается номенклатура товаров с классификацией их по категориям. Появление и развитие в 80-х гг. XIX века теории научного управления дало толчок к систематизации вопросов управления в таможенном деле на базе анализа имеющейся информации о внешнеэкономических процессах.[6]

       Так уже в начале 80-х гг. XX века в наиболее развитых странах мира таможенные службы были вынуждены ускоренными темпами осуществлять переход от индивидуальных вычислительных средств и локальных сетей к созданию корпоративных информационных систем управления. Например, одной из реализованных в 1984 г. автоматизированных систем в США является автоматизированная коммерческая система таможни ACS (Automated Commercial System). ACS - очень большая и сложная система с более чем 380 млн. записей в информационной базе, которая обслуживает приблизительно 1200 торговых пользователей, 4 другие страны (кроме США), 40 других агентств, 10 000 как в интерактивном, так и в пакетном режиме. Подкомпоненты ACS интегрируются на уровне единых баз данных. Файлы системы ежемесячно возрастают на более чем 500 тыс. записей, и 3 млн. уже существующих записей требуют ежедневной модификации. [6]

       В конце 80-х гг. во Франции была разработана  и использована в таможенной службе информационная система SOFIX. Эта система реализует следующие функциональные принципы таможни: ведение манифестов (общего документа на товар, перемещаемый одним транспортным средством); декларирование товаров на импорт и экспорт; заведение информации, необходимой для составления декларации; управление таможенными складами; автоматический подсчет сборов и пошлин; ведение товарной номенклатуры; ведение тарифного регулирования для каждой позиции товарной номенклатуры; ведение и актуализация таблиц нормативно-справочной информации.

       В настоящее время таможни США  и Канады получают и обрабатывают электронным способом соответственно 95 и 85% деклараций, а в Австралии  и на Филиппинах 98% операций таможенного  оформления и контроля осуществляется в безбумажной форме. [6]

       Основной  задачей информационных таможенных технологий является управление информацией  внутри таможенной системы в интересах  повышения эффективности таможенного  оформления и контроля, создания максимально  благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности при максимальном выявлении осуществляемых ими нарушений таможенных правил.

       Магистральным направлением развития современных  отечественных и зарубежных информационных таможенных систем является внедрение  технологий электронного декларирования, интегрированных с системами  управления риском. Применение систем управления таможенными рисками  требует широкомасштабной открытой интеграции информационных систем таможни  с информационными системами  других министерств и ведомств, с  силовыми структурами других стран.

       Особую  роль информационных технологий в таможенном деле подчеркивает тот факт, что  Таможенном кодексе Российской Федерации (далее ТК РФ) есть отдельная глава, посвященная информационным технологиям. Ни в одном другом кодексе подобной главы нет.  ТК РФ создал правовую базу, позволяющую использовать новые формы таможенного оформления и контроля для перехода от стадии эксперимента к практическому применению электронного декларирования и практики управления рисками. Статья 124 ТК РФ оговаривает возможность декларирования электронным способом. Принципиально значимой для развития информационных технологий в ТК РФ является Глава 40, которая оговаривает порядок использования информационных систем и информационных технологий в таможенном деле.

Информация о работе Практика применения научно-технического прогресса в таможенном деле