Таким
образом, для обеспечения беспристрастного
и справедливого рассмотрения жалобы
лицу, чьи интересы затронуты, данным правилом
предусматривается предоставление права
обжалования в орган, независимый от таможенной
администрации, который по существу не
является судебным органом.
Структура
и сфера юрисдикции такого независимого
органа могут быть различными в разных
странах. Например, им может быть суд,
действующий по нормам статутного или
общего права, или специальный суд, имеющий
право разрешать таможенные споры.
К
примеру, взиманием налогов и сборов от
имени правительства Канады занимается
Канадское агентство таможен и сборов
(Canada Customs and Revenue Agency, CCRA), которое подотчетно
парламенту через Министра по национальным
доходам, входящего в Кабинет министров
Канады. Налоговый суд Канады создан в
1983 г. и призван осуществлять независимый
пересмотр решений Агентства по таможням
и сборам Канады71.
Создание
подобного независимого органа в России
решило бы целый комплекс существующих
проблем, в частности, загруженность судебных
органов. С другой стороны, возможно, эта
идея не совсем соответствует существующим
правовым традициям. Ведь в странах романо-германской
правовой семьи, к которым относится и
Российская Федерация, более традиционным
является существование специальной системы
квази-судебных органов - административных
судов.
В
2000 году был разработан проект федерального
конституционного закона "О федеральных
административных судах в Российской
Федерации", который 22 ноября 2000 г. был
принят Государственной Думой Федерального
Собрания РФ в первом чтении. Однако дальнейшая
работа над созданием системы административного
правосудия затормозилась.
Существует
также проект федерального закона "Кодекс
административного судопроизводства
Российской Федерации", который в 2003
г. был рассмотрен Советом по вопросам
совершенствования правосудия при Президенте
РФ, в результате чего было предложено
одновременное рассмотрение сразу двух
законопроектов: "О федеральных административных
судах в Российской Федерации" и "Кодекс
административного судопроизводства
Российской Федерации".
Необходимость
рассмотрения этих законопроектов заключается
в том, что и гражданское, и арбитражное
процессуальное законодательство ориентированы
на рассмотрение административных дел
в рамках состязательной процедуры. Традиционным
же для административного судебного процесса
является формальное отступление от этой
процедуры ради реального обеспечения
равноправия сторон. В первую очередь
это относится к роли судьи в процессе
(активная поддержка участника процесса
- гражданина в процессуальном смысле
этого понятия), особый правовой статус
заявителя и др. Такой характер процесса
предопределяется характером претензий
"человек - государство"72.
Административная
юстиция - один из институтов правового
государства, в основе которого лежит
разрешение правовых конфликтов, возникающих
между гражданином и публичной властью.
Создание подобного системы органов представляется
необходимым и крайне важным. Но так как
этот институт является для России новым,
нетрадиционным, по сути, не имеющим глубоких
исторических корней, его становление
представляет собой столь длительный
и трудоемкий процесс.
Таким
образом, возвращаясь к возможным
путям совершенствования административного
порядка обжалования действий и решений
таможенных органов, создание независимого
органа по рассмотрению административных
жалоб, в том числе жалоб в сфере таможенного
дела, не противоречит проекту создания
административных судов, а теоретически
может послужить переходным этапом, либо
своеобразным экспериментальным проектом
в рамках подобной модернизации судебной
системы.
Вновь
обращаясь к международным стандартам
в сфере обжалования действий и решений
таможенных органов и их должностных лиц,
необходимо отметить, что в последней
инстанции податель жалобы вправе обратиться
в судебный орган (Стандартное правило
10.6. Киотской конвенции).
Здесь
определен важный принцип, согласно
которому апеллянт в конечном итоге
имеет законное право подать жалобу в
независимый судебный орган. Национальное
законодательство некоторых стран устанавливает
судебный орган, уполномоченный заслушивать
такие жалобы.
Подводя
итог, скажем, что, так как анализ практики
обжалования показал, что нельзя говорить
о благоприятном положении дел в этой
сфере, если практически в среднем 80% жалоб
подается гражданами и юридическими лицами
небезосновательно, и по результатам их
рассмотрения действия и решения таможенных
органов и их должностных лиц признаются
неправомерными полностью или в части,
сложившаяся ситуация требует детального
анализа и корректировки.
Среди
возможных путей развития административного
обжалования можно выделить:
- по аналогии
с зарубежным опытом и в соответствии
с положениями Киотской конвенции для
обеспечения беспристрастного и справедливого
рассмотрения жалобы лицу, чьи интересы
затронуты, предоставление права обжалования
в орган, независимый от системы таможенных
органов, который по существу не является
судебным органом;
- возможное
отнесение к объектам ведомственного
контроля жалоб лиц на решения, действия
(бездействие) таможенного органа или
его должностного лица, с оговоркой, что
их рассмотрение осуществляется в порядке,
предусмотренном гл. 7 ТК РФ, так как это
важное и необходимое направление деятельности
таможенных органов, реализация которого
позволит сократить число незаконно принятых
решений, действий (бездействия) таможенных
органов и их должностных лиц, устранить
их вредные последствия внутри системы
таможенных органов, самостоятельно восстановить
нарушенные права и законные интересы
лиц, осуществляющих внешнеэкономическую
деятельность;
- на законодательном
уровне, восполнение существующего пробела,
четкая регламентация всех возможных
оснований для отказа в рассмотрении жалоб
по существу, а также минимизация количества
отказов в рассмотрении жалоб по существу,
путем осуществление дополнительной работы
по проведению рабочих встреч, семинаров
с участниками внешнеэкономической деятельности,
в рамках которых они могли бы ознакомиться,
в частности, с типичными ошибками, совершаемыми
заявителями при обращении с жалобой и
влекущими отказ в их рассмотрении по
существу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
результате проведенного исследования
автор пришел к следующим выводам:
- Проведенный
анализ особенностей правового регулирования
обжалования действий и решений таможенных
органов РФ и их должностных лиц позволяет
заключить, что национальное законодательство
Российской Федерации в данной сфере деятельности
в целом соответствует существующим международным
стандартам. Процедура, предусматривающая
право на обжалование, описанная Киотской
конвенцией, в значительной степени аналогична
процедуре, существующей в российском
законодательстве. Существующие различия
не несут принципиального характера. Наиболее
заметные из них связаны с правовым регулированием
процедуры апелляции.
- На основе
анализа правового регулирования процедур
обжалования действий и решений таможенных
органов Российской Федерации можно сделать
вывод о том, что действующее законодательство
предусматривает, что любое лицо вправе
обжаловать решение таможенного органа
и его должностного лица:
- во внесудебном
(административном) порядке, подав жалобу
в сами таможенные органы (в рамках общего
административно-процессуального производства
по правилам, предусмотренным ТК РФ, или
в рамках производства по делам об административных
правонарушениях, по правилам, предусмотренным
КоАП РФ);
- в судебном
порядке, подав жалобу в суд общей юрисдикции,
арбитражный суд (порядок подачи, порядок
рассмотрения и порядок разрешения жалоб
будут определяться законодательством
России о гражданском судопроизводстве
и судопроизводстве в арбитражных судах).
- Выявлено,
что правовая база обжалования действий
и решений таможенных органов РФ весьма
широка, но в достаточной степени однородна,
основана на единых принципах регламентации
соответствующих процедур обжалования.
- Анализ правовой
базы обжалования действий и решений таможенных
органов привел к выводу о том, что специфика
правовой базы в данной сфере – в большом
удельном весе ведомственных актов, принимаемых
на федеральном (ФТС России) и на ведомственном
(СЗТУ) уровнях, существует ряд вопросов,
по которым ведомственные акты принимаются
на уровне таможен и таможенных постов.
- Выявленные
на основе проведенного исследования
недостатки административного порядка
обжалования приводят к тому, что участники
внешнеэкономической деятельности часто
отказываются от использования административного
порядка обжалования.
- Отдельные
особенности деятельности таможенных
органов приводят к тому, что практика
обжалования действий и решений самих
таможенных органов и их должностных лиц
является для таможенных органов негативной.
- Отмечено,
что существуют серьезные отличия в результатах
деятельности СЗТУ и таможен региона в
сфере обжалования действий и решений
таможенных органов. Анализируемые отличия
в статистике могут быть связаны:
- с особым
статусом таможен, ведь именно ими осуществляется
основной фронт работ по таможенному оформлению
и таможенному контролю;
- с тем, что
участники внешнеэкономической деятельности
имея альтернативу «СЗТУ – судебные органы»,
надеясь на положительный исход, все-таки
доверяют рассмотрение жалобы СЗТУ, а
при альтернативе «таможня – судебные
органы» не доверяют, на положительный
исход не надеясь;
- с существующим
высоким порогом отказов в рассмотрении
жалоб по существу, при котором каждый
пятый заявитель получает отказ в рассмотрении
его жалобы.
- Последовательное
рассмотрение правовых положений, касающихся
особенностей ведомственного обжалования
позволяет определить его преимущества:
- заявитель
имеет возможность более оперативно получить
ответ на свое обращение;
- перечень
требований, предъявляемых к жалобе, является
более узким;
- реализация
принятого таможенным органов решения
об удовлетворении жалобы также происходит
достаточно оперативно;
- отсутствует
необходимость уплаты государственной
пошлины;
- у таможенного
органа имеется возможность оперативно
решать возникающие в ходе рассмотрения
жалобы вопросы, устранять выявленные
нарушения.
- Необходимо
заключить, что совершенствование правового
регулирования административного порядка
обжалования позволит повысить эффективность
работы таможенных органов.
- На основе
анализа практики рассмотрения жалоб
можно сделать вывод о том, что:
- общая сложившаяся
практика для таможенных органов является
негативной, в среднем 80% жалоб подается
гражданами и юридическими лицами небезосновательно,
и по результатам их рассмотрения действия
и решения таможенных органов и их должностных
лиц признаются неправомерными полностью
или в части;
- необходимо
дальнейшее детальное изучение и анализ
практики обжалования, причин и условий,
влияющих на неё, для того, чтобы иметь
возможность корректировать, видоизменять
сложившуюся ситуацию, путем модернизации
конкретных аспектов правового регулирования
в данной сфере.
- На основании
проведенного исследования можно сделать
вывод о том, что каждая третья жалоба
подается заявителями с нарушением установленных
правил их подачи, а следовательно, не
может быть им рассмотрена и решение по
ней не может быть принято, причина чего,
возможно, состоит в том, что участники
внешнеэкономической деятельности, заявители
часто не знают куда они должны обратиться
для того, чтобы обжаловать неправомерное,
на их взгляд, действие (решение). Например,
учитывая, что в подавляющем большинстве
случаев предметом жалобы являются решения,
связанные с корректировкой таможенной
стоимости, представляется целесообразным
в бланке такого решения (форме корректировки
таможенной стоимости) в обязательном
порядке указывать возможность, а главное
– порядок, его обжалования.
- По результатам
проведенного исследования среди возможных
путей развития правового регулирования
административного порядка обжалования
выделены:
- для обеспечения
беспристрастного и справедливого рассмотрения
жалобы лицу, чьи интересы затронуты может
быть предоставлено право обжалования
в орган, независимый от системы таможенных
органов, который по существу не является
судебным органом. Идея создания подобного
института представляется необходимой,
важной и не противоречащей существующим
проектам создания в России административных
судов, а наоборот, возможно, могущей послужить
переходным этапом в процедуре создания
системы административной юстиции, либо
экспериментальным проектом в рамках
такой модернизации судебной системы;
- возможное
отнесение к объектам ведомственного
контроля жалоб лиц на решения, действия
(бездействие) таможенного органа или
его должностного лица с оговоркой, что
их рассмотрение осуществляется в порядке,
предусмотренном гл. 7 ТК РФ, так как исключение
из сферы ведомственного контроля рассмотрения
таможенными органами жалоб, поступающих
в порядке гл. 7 ТК РФ, является искусственным
и необоснованным сужением понятия ведомственного
контроля, являющегося важным и необходимым
направлением деятельности таможенных
органов, реализация которого позволит
сократить число незаконно принятых решений,
действий (бездействия) таможенных органов
и их должностных лиц, устранить их вредные
последствия внутри системы таможенных
органов, самостоятельно восстановить
нарушенные права и законные интересы
лиц, осуществляющих внешнеэкономическую
деятельность;
- в связи с
выявленной проблемой в части отказов
в рассмотрении жалоб по существу представляется
необходимым:
- На законодательном
уровне, восполнить существующий пробел,
четко прописав все возможные основания
отказа в рассмотрении жалоб по существу;
- На сколько
возможно, минимизировать количество
отказов в рассмотрении жалоб по существу,
например, путем осуществление дополнительной
работы по проведению рабочих встреч,
семинаров с участниками внешнеэкономической
деятельности, в рамках которых они могли
бы ознакомиться, в частности, с типичными
ошибками, совершаемыми заявителями при
обращении с жалобой и влекущими отказ
в их рассмотрении по существу.
Список
использованных источников