Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:28, дипломная работа
Цель дипломной работы – на основе анализа действующей нормативно-правовой базы дать характеристику системы правового регулирования процедур обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Дать общую характеристику права на обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц.
Провести анализ нормативно-правовой базы процедуры обжалования.
Охарактеризовать механизм обжалования действий и решений таможенных органов, в частности:
выявить особенности внесудебного (административного) порядка обжалования.
определить характерные черты судебного порядка обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.
Введение 4
1. Правовые основы обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации 9
1.1. Общая характеристика права на обжалование действий и решений таможенных органов 9
1.2. Анализ нормативно-правовой базы обжалования действий и решений таможенных органов 15
2. Механизм обжалования действий и решений таможенных органов 24
2.1. Особенности административного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 24
2.2. Характерные черты судебного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 38
3. Актуальные вопросы правового регулирования обжалования действий и решений таможенных органов 50
3.1. Анализ практики рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела 50
3.2. Основные направления совершенствования административного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 52
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложение 73
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________
Кафедра
гражданско-правовых дисциплин
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
на тему
«Обжалование действий
и решений
таможенных органов
Российской Федерации»
Студент Петруничева
юридического факультета (подпись) Полина
Александровна
Научный Р.В. Терентьев
руководитель (подпись) канд.
юрид. наук
«К защите допускаю»
Заведующий кафедрой А.В. Семенов
(подпись) канд. юрид. наук,
«__»____________2010
г. доцент
Санкт-Петербург
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Контроль за соблюдением таможенного законодательства является одной из основных функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации.
Выполнение данной функции должно достигаться путем обеспечения исполнения законодательства как участниками внешнеэкономической деятельности, так и таможенными органами и их должностными лицами.
Неисполнение или нарушение законодательства приводят не только к потерям федерального бюджета, но и создают угрозу экономической безопасности России.
Кроме того, несоблюдение законодательства непосредственно таможенными органами приводит к не менее существенным последствиям – к нарушению законных прав и интересов организаций и граждан государства.
Несмотря
на принимаемые таможенными
Практика рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц показывает, что состояние законности при их принятии (совершении) в сфере таможенного дела может быть поднято на иной качественный уровень.
Встречающиеся нарушение норм законодательства таможенными органами и их должностными лицами приводят к ошибочным решениям, многочисленным жалобам участников внешнеэкономической деятельности и граждан, актам реагирования органов прокуратуры, негативной судебной практике, большим судебным издержкам.
Это обусловлено незавершенностью процесса формирования нового российского таможенного законодательства, неверным толкованием и применением его материальных и процессуальных норм, низким уровнем правосознания и правовой культуры отдельных должностных лиц таможенных органов, а также населения страны в целом.
Правовое
регулирование обжалования
Всё вышеуказанное свидетельствует об актуальности изучения правового регулирования обжалования действий и решений таможенных органов и необходимости формулировки основных предложений по совершенствованию данной сферы.
Цель
дипломной работы – на основе анализа
действующей нормативно-
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Такая постановка цели и задач определила структуру дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов и заключения.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с обжалованием действий и решений таможенных органов.
Предмет исследования составляют совокупность правовых норм таможенного, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального и других отраслей законодательства, а также правоприменительная и судебная практика.
Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, системно-функциональный, конкретно-социологический, исторический, анализа документов, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и другие научные методы познания социально-политических процессов.
На защиту выносятся следующие основные положения:
Право граждан на обращение с жалобами на действия всех без исключения органов исполнительной ветви власти (в том числе и таможенных органов Российской Федерации) декларируется ст. 33 Конституции Российской Федерации (далее – Конституции РФ), принятой всенародным голосованием 12.12.1993, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее - ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ) регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ). Необходимо отметить, что в ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба (ст.4 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ)1.
Часть 1 статьи 2 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Указывается, что реализуется данное право гражданами свободно и добровольно (ч. 2 ст. 2 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ). В рамках ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливаются общие правила рассмотрения всех обращений, без явного разделения на указанные виды (предложение, заявления, жалоба)2.
Кроме того, ст. 5 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ указывает на права, которыми обладает гражданин при рассмотрении обращения, а именно:
Специальным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения при обжаловании действий органов исполнительной ветви власти (в том числе и таможенных органов) путём обращения в судебные органы, является Закон Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» (далее - Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1). Ст. 1 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 говорит о том, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы4.
Интересным представляется тот факт, что в вышеуказанной статье в качестве лиц, обладающих правом на обжалование указаны только граждане (то есть физические лица) и не указаны лица юридические. Конституционный Суд Российской Федерации решил, что данная статья по своему конституционно-правовому смыслу предоставляет объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагает обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2004 № 213-О).
Что касается таможенных органов, то указанные общественные отношения урегулированы в Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 г. (далее - ТК РФ) в ст. 45-57.
Ст. 45 ТК РФ предусматривает, что любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен5.
Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд. Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, арбитражный суд, рассматривается судом, арбитражным судом. Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяются законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах (ст. 46 ТК РФ)6.
Информация о работе Обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации